Учет приобретения тахографа и карты водителя для служебного автомобиля. Тахограф это основное средство или нет К какой группе относится тахограф

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организации, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, оснащать транспортные средства тахографами, которые представляют собой технические средства контроля, обеспечивающие непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Все транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющих максимальную массу свыше 3,5 т, эксплуатируемые на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, в том числе должны быть оснащены тахографами.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден Приказом Минтранса России от 21.08.2013 №273.

Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Порядок оснащения транспортных средств тахографами, Правила их использования, обслуживания и контроля их работы установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 №1213.

Тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Эту информацию нельзя корректировать.

Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тыс. руб., на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб. Штраф за нарушение водителем указанных транспортных средств установленного режима труда и отдыха составляет от 1 до 3 тыс. руб. (ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Тахограф представляет собой совокупность бортового устройства и внешних компонентов (карт водителя). Карта водителя содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, фотографию водителя и прочее.

Карта водителя содержит на лицевой и оборотной сторонах информацию о почтовом адресе транспортного предприятия. По сути своей карта водителя является составной частью конкретного тахографа, используемого организацией. В случае перепрограммирования карты она может быть использована тем же водителем на тахографах той же модели на том же транспортном предприятии и, учитывая, что в случае ее повреждения, утери, кражи, изменения данных водителя и прочее, карта может быть заменена, то если стоимость ее приобретения в документах выделена отдельно, целесообразным учитывать карты обособленно.

Бухгалтерский и налоговый учет

Тахограф - это дополнительно устанавливаемое на транспортное средство оборудование, конструктивно с ним не связанное, которое может быть демонтировано без ущерба для этого транспортного средства и поставлено на другие автомобили. При установке такой аппаратуры технологическое или служебное назначение транспортного средства не меняется. Установка тахографа повышает уровень безопасности перевозок, но происходит это не за счет улучшения эксплуатационных характеристик самого автомобиля, а за счет более рациональной организации производственного процесса.

К бухгалтерскому учету установленный на автомобиль тахограф, удовлетворяющий критериям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, и стоимостью более 40 тыс. руб. (лимитом отнесения к ОС, принятым учетной политикой) принимаются в качестве самостоятельных объектов ОС.

Объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в данном случае включает договорную стоимость оборудования (без учета НДС), а также стоимость работ по его установке на автомобиль (без учета НДС) (п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Затраты в сумме договорной стоимости тахографа (без учета НДС), а также стоимость работ по его установке, выполненных организацией-продавцом, отражаются по дебету сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После завершения работ по установке оборудования сформированная первоначальная стоимость объекта, учтенная на сч. 08, списывается в дебет сч. 01 «Основные средства».

Для определения срока полезного использования может использоваться Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 №1). Поскольку тахографы являются техническими средствами контроля, обеспечивающими регистрацию информации, данное оборудование соответствует коду ОКОФ 14 3312000 и, соответственно, включается в 5-ю амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

В случае если стоимость тахографа не превышает установленный организацией лимит отнесения имущества к основным средствам (менее 40 тыс. руб.), то тахограф относится к материально-производственным запасам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Стоимость тахографа отражается по дебету сч. 10 «Материалы» (на специально выделенном субсчете, например 10-12 «Активы стоимостью до 40 тыс. руб. и со сроком полезного использования свыше 12 мес. на складе») и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по фактической себестоимости, в данном случае исходя из цены приобретения тахографа (без НДС) (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н.

На дату передачи тахографа в эксплуатацию его стоимость признается расходом по обычным видам деятельности и списывается со сч. 10, субсчет 10-12, в дебет счетов учета затрат на производство (п. 5, 7, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н

В целях обеспечения сохранности переданного в эксплуатацию тахографа его стоимость может быть отражена за балансом, например, на забалансовом сч. 013 «Активы стоимостью до 40 тыс. руб. и со сроком полезного использования свыше 12 мес. в эксплуатации» (п. 5 ПБУ 6/01).

Порядок бухгалтерского учета приобретенных карт водителя нормативно не установлен. Следовательно, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).

Если стоимость карт водителя не превышает 40 тыс. руб., то они учитываются в составе МПЗ.

Для учета карт может использоваться отдельный субсчет сч. 10 «Материалы» (например, «Карты водителя») или субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Для обеспечения сохранности карт водителя можно организовать их учет на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например 013 «Карты водителя». Поскольку карта водителя изготавливается персонально для каждого водителя, аналитический учет карт осуществляется путем их закрепления за владельцем. Списание карты водителя с забалансового учета производится в случае ее утраты или увольнения водителя.

Необходимость оборудования транспортных средств тахографами и, соответственно, приобретения карт для их использования обусловлена требованиями к эксплуатации транспортных средств. Следовательно, затраты, связанные с приобретением карт, следует рассматривать как расходы на приобретение имущества, необходимого для содержания и эксплуатации объектов ОС.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Минфин России в Письме от 25.06.2013 №03-03-06/1/23941 высказал мнение, что расходы на приобретение карт водителя для тахографов налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении положений п. 1 ст. 252 НК РФ.

Компания закупила тахографы для установки на автомобили. Стоимость с установкой без НДС более 40 000 рублей. Как их оприходовать в бухгалтерском учете и как начислять амортизацию?

Такой вопрос задал подписчик «Российского налогового курьера» через специальный сервис « »

Бухгалтерский учет

Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией. Прибор можно снять и переустановить на другое транспортное средство. Учет и порядок бухгалтерского учета основных средств определяется следующими документами:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методические указания по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н);
  • План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены критерии отнесения имущества к основным средствам:

  • объект предназначен для производственных нужд;
  • срок эксплуатации более 12 месяцев;
  • он способен приносить организации доход в будущем;
  • не предполагается его дальнейшая перепродажа.

Оприходование основного средства в бухгалтерском и налоговом учете оформляется актом приема-передачи формы № ОС-1 и инвентарной карточкой формы № ОС-6. Использование унифицированных форм учета не обязательно, компания может сама разработать первичные документы, закрепив это положение в учетной политике.

Первоначальная стоимость складывается из цены тахографа и расходов на монтаж. Корреспонденция счетов следующая:

Компания может самостоятельно определять срок полезного использования для целей бухучета, руководствуясь пунктом 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 № 03-06-01-04/77). Однако это ведет к применению ПБУ № 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и возникновению постоянных разниц.

Налоговый учет

Теперь нужно определить, к какой амортизационной группе относится основное средство. В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Срок полезного использования компания определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта, с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. При выборе амортизационной группы по Классификации основных средств, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

По классификатору ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения - тахометры». Этот код соответствует четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Приглашаем подписчиков журнала «Российский налоговый курьер» экспертам журнала. Ответ Вы получите в течение 24 часов!

Тахограф - это устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения автомобиля, времени работы и отдыха водителя (ГОСТ Р 53831–2010 от 07.07.10 № 159-ст, приказ Минтранса России от 13.02.13 № 36).

Другими словами, это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства. А такому оборудованию соответствует позиция «Приборы для измерения параметров движения - тахометры» (код ОКОФ0). Приборы для измерения параметров движения, согласно Классификации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), относятся к четвертой амортизационной группе. То есть к имуществу со сроком службы от пяти до семи лет включительно.

Код ОКОФ для Тахографов310 «Приборы для измерения параметров движения - тахометры», который входит в класс основных средств:0 Оборудование испытательное.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы Оборудование испытательное (код ОКОФ0) отнесено к 4-ой амортизационной группе, со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.


К такому же выводу приходит Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга в неофициальном разъяснении в газете УНП №, стр. 11.

Дополнительно

Амортизационная группа - группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

8 Августа 2016 Оснащение автомобиля тахографом: учет и налоги

Организация занимается грузоперевозками и имеет в собственности соответствующие транспортные средства. В 2016 году на них были установлены тахографы. Как правильно поступить: увеличить стоимость автомобилей или отнести стоимость тахографов на прочие расходы? Данный вопрос поступил на горячую линию, и вот какой ответ был дан автору вопроса.

По мнению редакции, затраты на приобретение тахографов могут быть отнесены на расходы по статье «Материалы» и в налоговом, и в бухгалтерском учете, но только при условии, что стоимость каждого тахографа не превышаетруб., а в учетной политике установлен соответствующий лимит стоимости ОС.

Бесплатная юридическая консультация:


Поясним свою позицию. И сперва разберемся, почему не следует пересматривать стоимость автомобилей, оснащенных тахографами. Для этого нужно понять, чем является установка тахографа на автомобиль: модернизацией, дооборудованием, чем-то еще…

Почему пересматривать стоимость ТС не нужно?

Сразу отметим, что обязательность оснащения конкретных автомобилей тахографами, установленная федеральным законодательством (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и нормативными актами Правительства РФ, еще не означает, что нужно пересматривать их стоимость.

Так, согласно бухгалтерскому и налоговому законодательству стоимость ОС подлежит изменению только в ряде случаев: при их доработке, дооборудовании, модернизации и реконструкции.

Цель же оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

– о скорости и маршруте движения автомобиля;

Бесплатная юридическая консультация:


– о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Иными словами, установка тахографов никак не влияет на:

– эксплуатационные качества автомобилей;

– их технические характеристики;

– сроки их полезного использования и т. д.

Бесплатная юридическая консультация:


А между тем это основные критерии, по которым устанавливается, имела место реконструкция, модернизация и т. д. ОС или нет.

Получается, вряд ли установку тахографов можно рассматривать в качестве дооборудования, реконструкции или модернизации ОС, увеличивающих стоимость объекта в силу п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 2 ст. 257 НК РФ.

Аналогия с недвижимым имуществом

Чтобы озвученный выше вывод был более убедительным, обоснуем его на примере объектов недвижимости.

Минфин считает (см. Письмо от 16.10.2012 № 07‑02‑06/247), что в целях ведения учета и налогообложения объектом недвижимости является единый обособленный комплекс – совокупность установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.

Информация о том, какое оборудование входит в этот комплекс, а какое нет, представлена в таблице.

Бесплатная юридическая консультация:


В единый обособленный комплекс

Имущество, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без ущерба его назначению невозможно

Имущество, которое может быть отсоединено от объекта недвижимости без ущерба (как для самого имущества, так и для здания), при этом оно не утратит своего назначения

Примеры: лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания

Примеры: компьютеры, столы, средства видеонаблюдения

Бесплатная юридическая консультация:


Следуя представленной логике, делаем вывод, что тахограф – это устройство наблюдения за режимом работы автомобиля и водителя, которое:

– не имеет функциональной связи с самим автомобилем;

– может быть снято с автомобиля без нанесения ему повреждений или изменения его назначения.

Получается, что затраты на приобретение тахографов должны учитываться отдельно от стоимости автомобилей.

Пример дооборудования с увеличением стоимости

Бесплатная юридическая консультация:


Установка дистанционного подогрева двигателя (отопителей), по мнению судей, состоит в функциональной связи с самим автомобилем (см. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 № ВАС-12388/12 по делу № А/2011) и приводит к увеличению его стоимости.

Как учесть тахографы?

Безусловно, тахограф – это актив организации, имеющий материально-вещественную форму. Поэтому при принятии его к учету организация должна руководствоваться как минимум двумя положениями по бухгалтерскому учету – ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» .

Тахограф стоит дешевлерублей

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов . По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т. д.). Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в организации не установлен лимит стоимости объектов ОС вруб. (п. 5 ПБУ 6/01) или установлен, но тахографы стоят дорожеруб., то они должны быть учтены в составе ОС как самостоятельные инвентарные объекты.

Бесплатная юридическая консультация:


И здесь следует задаться вопросом: сможет ли бухгалтер сблизить бухгалтерский и налоговый учет тахографов?

Думаем, что сможет, но с некоторыми оговорками.

Как известно, стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью доруб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы не по статье «Амортизация», а по статье «Материальные расходы».

Таким образом, налицо отличие в квалификации тахографов стоимостью в интервале отдоруб.;

Бесплатная юридическая консультация:


– для целей ведения бухучета такие объекты – это ОС, стоимость которых переносится на расходы в виде амортизации;

– для целей налогообложения прибыли – это иное имущество, не являющееся амортизируемым, стоимость которого переносится на расходы в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

По общему правилу в целях применения гл. 25 НК РФ стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объекта в эксплуатацию. Однако налогоплательщикам предоставлено право признавать в расходах стоимость данного имущества в течение более одного отчетного периода (с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей). Об этом сказано и в Письме Минфина РФ от 26.05.2016 № 03‑03‑06/1/30414.

Получается, организация вправе принять решение о равномерном признании в составе расходов стоимости тахографов, которая укладывается в интервал отдоруб., и соотнести период списания со сроком полезного использования тахографов в бухучете.

Теперь о том, какой риск здесь усматривается. В подпункте 3 п. 1 ст. 254 НК РФ говорится о возможности списания стоимости имущества на материальные расходы в течение более одного отчетного периода, а не более одного налогового периода.

Бесплатная юридическая консультация:


Понятие отчетного периода дано в ст. 285 НК РФ:

– для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года;

– для остальных – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В свою очередь, налоговый период – это календарный год.

Из этого следует, что буквальное прочтение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяет организации распределять затраты на приобретение тахографов стоимостью отдоруб. на несколько отчетных периодов (в течение нескольких месяцев или кварталов календарного года), но не нескольких лет.

Бесплатная юридическая консультация:


Несмотря на выраженные сомнения, мы допускаем, что налоговые органы все же не будут придираться к сближению данных налогового и бухгалтерского учета по тахографам стоимостью отдоруб.

Ведь, даже если они зафиксируют допущение организацией ошибки, это будет означать, что на момент ввода тахографов в эксплуатацию материальные расходы были признаны не в полной сумме, а значит, налог был переплачен.

Корректировка данных обозначит сумму переплаты, которую можно зачесть в качестве недоимки по налогу, образовавшейся в последующих налоговых периодах в результате допущения ошибки.

Конечно, это не отменит необходимость уплаты пени, но, возможно, налоговики предпочтут просто проигнорировать данное отступление от буквального прочтения пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Подведем итог. Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией или реконструкцией, поэтому стоимость самого ТС пересмотру не подлежит. Тахографы принимаются к учету в качестве самостоятельных объектов ОС. Дальнейшее списание их стоимости на расходы зависит от цены единицы тахографа:

Бесплатная юридическая консультация:


– если она не превышаетруб., то затраты списываются единовременно и в целях ведения бухучете, и в целях налогообложения (при наличии установленного в учетной политике соответствующего лимита стоимости ОС);

– если вышеруб., но не болееруб., то в бухучете появляются новые объекты ОС, которые амортизируются в течение определенного промежутка времени, в налоговом учете стоимость тахографов равномерно переносится в состав материальных расходов (предположительно, такое же количество лет, как и в бух­учете);

– если вышеруб., то и в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС и постепенно амортизируются.

Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.

Бесплатная юридическая консультация:


Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

Материалы по теме

Последние публикации

Праздники – повод для радости и… для судебных разбирательств, если документы неправильно оформлены или мероприятия проведены с нарушениями. На примере судебных решений разберем некоторые типичные ошибки организаторов праздников и работодателей, желающих порадовать своих сотрудников.

Налоговики разъяснили, что недопустимо вносить записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении юрлиц, на которые распространяется специальный порядок госрегистрации. В том числе в отношении НКО, на которые распространяется данный порядок (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ГД-4-14/26803@).

Федеральная налоговая служба допустила увеличение числа стран, с которыми Россия с 2018 года будет обмениваться информацией о банковских счетах.

Финансисты разъяснили, что в случае, если межбюджетное распределение сумм налога на имущество организаций в субъекте Федерации не предусмотрено и обязанность налогоплательщика по уплате данного налога в отношении объекта недвижимого имущества на соответствующий счет Федерального казначейства исполнена в установленный срок по месту нахождения организации, то излишне начисленные суммы пени по налогу по местонахождению объекта недвижимого имущества подлежат пересчету.

Бесплатная юридическая консультация:


Депутаты облсовета снизили налоговую ставку для нескольких категорий бизнеса, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы", с шести до трех процентов. В частности, для предприятий, работающих в сфере компьютерных технологий.

Тахограф. Бухгалтерский учет и налогообложение

Все фирмы и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, должны оборудовать автомобили тахографами.

Цель оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

  • о скорости и маршруте движения автомобиля;
  • о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Помимо тахографов нужны также карты водителя и предприятия. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по установке тахографов и оформлению карт водителей.

Бесплатная юридическая консультация:


Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

Тахограф стоит дешевлерублей

Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

Бесплатная юридическая консультация:


Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС вруб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевлеруб. могут квалифицироваться как МПЗ.

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Тахограф стоит дорожерублей, но дешевлерублей

Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Бесплатная юридическая консультация:


Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью доруб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

Применение ПУБ 18/02

В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостьюруб. (в том числе НДС –руб.).

Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации – 1,4285% (1/70).

Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

Бесплатная юридическая консультация:


Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составитруб. (600).

Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года –руб. (руб. × 1,6666%).

В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размереруб.

Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Бесплатная юридическая консультация:


Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

В результате указанных операций сальдо по счету 77 будет равно нулю, что подтверждает правильность проведенных расчетов и применения ПБУ 18/02.

Тахограф стоит дорожерублей

В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

Бухгалтерский учет карт водителя

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 "Основное производство" или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 "Карточки, переданные работникам" по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Налоговый учет карт водителя

Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.

Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.

Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

  • осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;
  • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При передаче работникам изготовленных карт их стоимость учитывается в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией, и признается косвенным расходом (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России от 25.06.2013 N/1/23941).

Проводки будут такие:

Дебет 10-9 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Карта водителя принята на забалансовый учет;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

Принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

Списана стоимость карты, переданной работнику.

За изготовление карты водителя организацией оплаченоруб. (в том числе НДСруб.).

В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

изготовителю карты водителя

генеральный директор ООО «Юринформ Аудит»

ООО «Юринформ - аудит»

В результате указанных проводок сальдо счёта 77 окажется задвоено. У вас первая проводка «перевёртыш».

  • Цитировать
  • Ссылка на фрагмент

Посетить семинар по теме «Налог на прибыль организаций»

  • 20.01..06.2018 (Семинар в Швейцарии) НДС и налог на прибыль: сложные вопросы исчисления и уплаты
  • 20.01..04.2018 (Семинар в Италии. Города искусств) Заработная плата и зарплатные налоги: правовые и бухгалтерские аспекты
  • 20.01..03.2018 (Семинар в Абано Терме) Налоги – 2018: прогноз на будущее
  • 20.01..04.2018 (Семинар в Париже) НДС, налог на прибыль, налог на имущество
  • 20.01..04.2018 (Семинар в Барселоне) Новшества для бухгалтера в 2018 году
  • 21.01..04.2018 (Семинар в Израиле - Иордании) НДС, налог на прибыль, налог на имущество
  • 21.01..04.2018 (Семинар в Вене) Новшества законодательства для бухгалтера 2018
  • 22.01..01.2018 Отчетность за 2017 г. Изменения 2018 г.: федеральные стандарты, учетная политика, налог на прибыль, НДС, взносы и НДФЛ. Новое в ТК РФ (зачет часов ИПБ
  • 24.01.2018 Годовой отчет за 2017 год: НДС, налог на прибыль, налог на имущество
  • 26.01.2018 Что следует знать о налоговых изменениях 2018 года. Совершенствование налогового администрирования в 2018 году
  • Новости 1
  • Статьи
  • Бланки
  • Документы
  • Форум
  • Блоги 1
  • Семинары
  • Такском
  • Рубрикатор
  • Инструменты
  • Самое важное
  • 2018НБ 👺годовая отчетностьонлайн-ККТигры для бухгалтеров
  • Форум: проблемы со сдачей ССЧ
  • Отчетность за 4 кв. и год
  • Образцы документов
  • Инструкции для бухгалтера

Редакция

Общение

Каналы

Рассылки

Реклама

Приложения

Мы не просим купить подписку и не достаем баннерами об окончании бесплатного периода. Мы просто заботимся о вас и делаем проект иногда на сплошном энтузиазме. Хотите, чтобы он не заканчивался? Поддержите нас, отправив немного рублей. Это просто

Как отразить в учете расходы на тахограф

Все организации и предприниматели, которые перевозят пассажиров и грузы, обязаны оборудовать автомобили тахографами. Эти устройства позволяют отследить движение транспортного средства и режим работы водителя (ГОСТ Р0, утвержденный приказом Росстандарта от 7 июля 2010 г. № 159-ст). Такие требования прописаны в пункте 1 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Обязанность установить тахограф не зависит от того, собственный транспорт или арендован. Имеет значение его категория, технические характеристики и назначение. Подробный перечень автомобилей, для которых тахографы обязательны, можно посмотреть в таблице.

Помимо затрат на приобретение и установку тахографов, у организации возникнет ряд сопутствующих расходов, например, на техническое обслуживание, ремонт, модернизацию. Плюс понадобится приобрести карты тахографа. Все эти расходы можно признать в бухгалтерском и налоговом учете. Но важно, чтобы оборудование отвечало требованиям, прописанным в приказе Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. И устанавливали их в специализированных организациях (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273). Только при таких условиях расходы будут экономически обоснованны.

Важно: организации, которые устанавливают, проверяют, обслуживают и ремонтируют тахографы, обязаны иметь соответствующие лицензии ФСБ России (письма ФСБ России от 4 декабря 2015 г. №фв, от 11 сентября 2015 г. № 7409-фв).

Подробно о том, как учесть расходы, связанные с установкой и обслуживанием тахографов, читайте в этой рекомендации.

Тахограф: сроки установки

Сроки и порядок оснащения транспортных средств тахографами утверждены приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273. Предельные сроки установки тахографа зависят от типа транспорта:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, – до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, – до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, их нужно заменить на новые. Сроки такие:

  • до 1 января 2018 года, если тахографы цифровые;
  • до 1 июля 2016 года, если тахографы аналоговые.

Это следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Внимание: за управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновным грозит административная ответственность.

Размер штрафа за эксплуатацию транспорта для перевозки грузов или пассажиров на международных автоперевозках без тахографа составит:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.
  • для должностных лиц – от 5000 доруб.

Такая ответственность установлена частью 1 статьи 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Карты: приобретение, выдача, замена

Карты водителя и предприятия входят в состав тахографа. Поэтому организации придется потратиться и на них тоже.

Как и где приобретают карты водителя и предприятия

Карты водителя и предприятия нужно приобретать у организаций-изготовителей. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Росавтотранса в разделах «Система тахографического контроля РФ» и «Тахографический контроль ЕСТР» .

Как правило, карты водителей приобретает сама организация и за свой счет. Ведь именно работодатель обязан установить тахограф с целью соблюдения режима работы и отдыха шофера.

Так как карта водителя именная, сотрудник лично оформляет заявление и передает его работодателю. Форма заявления произвольная. Ее можно взять на сайте регионального пункта выдачи карт водителей. В каждом регионе может быть свой образец. Вместе с заявлением нужно запросить копии удостоверения личности водителя (паспорта) и водительского удостоверения.

Такие требования содержатся в пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

На практике организации-изготовители требуют заверить все документы печатью и подписью работодателя и представить дополнительно:

  • ходатайство о выдаче карты водителя с указанием наименования и почтового адреса организации;
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) водителя.

Если при трудоустройстве у водителя есть активная карта, то получать новую карту не нужно. Ведь шофер может иметь только одну действительную карту водителя. А новую карту можно оформить только при ее повреждении, утере или краже. Это следует из Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Как выдать карту водителю

После изготовления карты водителя передайте ее сотруднику, на которого она оформлена. Ведь она именная. Это следует из положений Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 мая 2012 г. № 145.

Карты водителям можно выдать под роспись, например, по ведомости. В ней укажите данные карт, даты их выдачи, фамилию, имя, отчество сотрудника.

Что делать, если карта водителя повреждена, утеряна, похищена

При повреждении карты водителя, ее неправильной работе, потере или краже нужно получить новую карту. Для этого водитель должен подать заявление в организацию, которая выдает такие карты. Сделать это нужно в течение семи календарных дней со дня повреждения, утраты, хищения.

Это следует из положений пункта 11 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Бухучет

Вам как бухгалтеру нужно решить вопросы, как учитывать сами тахографы и как принять к учету карты водителя и предприятия, которые входят в состав тахографа (п. 2, 4 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36). Разберемся по порядку.

Тахограф, приобретенный и установленный на транспортное средство в соответствии с требованием статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, учтите в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Стоимость тахографа списывайте через амортизацию.

В учетной политике для целей бухучета организация вправе установить лимит стоимости, в пределах которого основные средства учитываются в составе материалов. Этот лимит не должен превышатьруб. (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае тахограф, стоимость которого не превышает установленного лимита, можно учесть в составе материалов. Приобретение и списание такого тахографа оформите и отразите в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы по установке тахографа на автомобиль включите в первоначальную стоимость оборудования. Ведь без этого оборудование не может осуществлять свои функции. Такой порядок следует из пункта 8 ПБУ 6/01.

Ситуация: как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ? Тахограф учитывается как отдельный объект ОС.

В бухучете такие затраты отразите как расходы на обслуживание тахографа. В составе расходов по обычным видам деятельности.

При замене блока СКЗИ организация обязана провести обслуживание тахографа. Это следует из Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

Демонтаж оборудования с одного автомобиля и установка на другой – не что иное, как дополнительные услуги в рамках обслуживания тахографа. Поэтому затраты на демонтаж и монтаж оборудования, смену блока СКЗИ (в т. ч. стоимость самого блока), калибровку учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

В бухучете сделайте запись:

– отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 26, 44, 60).

Использованный блок СКЗИ сохраняйте в течение года. Такое требование установлено подпунктом 7 пункта 13 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.

При этом использованные блоки СКЗИ учитывать на забалансе не нужно.

Пример, как отразить в бухучете демонтаж тахографа и его установку в другой автомобиль с заменой блока СКЗИ

В марте ООО «Альфа» приобрела тахограф с блоком СКЗИ и учла его в составе основных средств. Он был установлен на автомобиль № 1.

В августе «Альфа» в специализированной организации переустанавливает тахограф с одного автомобиля на другой. Согласно акту исполнителя расходы на монтаж и демонтаж тахографа, стоимость работ и деталей составили (без НДС):

–руб. – стоимость нового блока СКЗИ;

– 1000 руб. – деактивация старого блока СКЗИ;

– 9000 руб. – демонтаж и монтаж тахографа, активация нового блока СКЗИ, калибровка оборудования.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующую проводку:

–руб. – отражены расходы на демонтаж и монтаж тахографа и его обслуживание.

Как учитывать карты водителя и предприятия

В бухучете стоимость приобретенных карт водителя и предприятия учтите в составе материалов на одноименном счете 10.

При получении карт сделайте следующие записи:

– отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком.

При выдаче карт водителю и ответственному сотруднику сделайте запись:

– списана стоимость карты, переданной сотруднику организации.

Подробнее об этом см.:

ОСНО: налог на прибыль

Расходы на приобретение тахографа, а также карт водителя и предприятия к нему можно учесть при расчете налога на прибыль. Разберемся по порядку.

Как учитывать расходы на покупку и установку тахографа

Порядок отражения при расчете налога на прибыль тахографа зависит от его первоначальной стоимости. При формировании первоначальной стоимости учитывайте следующее.

В первоначальную стоимость тахографа включается стоимость услуг по его установке на автомобиль. Это необходимо для эксплуатации данного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Тахограф, первоначальная стоимость которого не превышаетруб., учтите в составе материальных затрат. При методе начисления организация вправе самостоятельно определить порядок его списания с учетом срока использования тахографа и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу уменьшите после передачи тахографа в эксплуатацию и его оплаты поставщику (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет болееруб., включите в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Установите срок полезного использования тахографа исходя из амортизационной группы, к которой он относится. При расчете налога на прибыль его стоимость списывайте через амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Ситуация: к какой амортизационной группе относится тахограф?

Тахографы относятся к четвертой амортизационной группе.

Тахограф – это оборудование, которое измеряет и фиксирует параметры движения транспортного средства.

Приборы для измерения параметров движения согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, относятся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно). Код по Классификации –00 «Оборудование испытательное».

Как учитывать расходы на покупку карт

Затраты на приобретение карт водителя и предприятия учтите в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом организация такие затраты вправе учесть в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2013 г. №/1/23941).

ОСНО: НДС

Входной НДС, предъявленный при приобретении тахографа, карт водителя и предприятия примите к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). Исключение из этого правила составляют случаи, например, когда организация:

В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости тахографа и карт. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и тахограф используется в обоих видах деятельности, то входной налог со стоимости тахографа и карт нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Удастся ли учесть затраты на покупку тахографа и другие сопутствующие элементы, зависит от объекта налогообложения, выбранного на упрощенке.

Как учесть на упрощенке приобретение тахографа

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение тахографа не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, расходы на приобретение тахографа уменьшают налоговую базу в следующем порядке.

Тахограф, первоначальная стоимость которого составляет болееруб., относится к амортизируемому имуществу (п. 4 ст. 346.16, п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому при расчете единого налога при упрощенке стоимость тахографа можно учесть как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом в первоначальную стоимость тахографа включите также стоимость услуг по его установке на транспортное средство (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Отражать такие услуги отдельно организация не должна.

Тахограф, приобретенный, но не установленный на автомобиль, использовать нельзя. Поэтому расходы на установку включайте в первоначальную стоимость тахографа как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (п. 4 ст. 346.16, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если тахограф не признается амортизируемым имуществом, расходы на его приобретение можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). О моменте списания данных затрат подробнее см. Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении тахографа, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Как учитывать на упрощенке расходы на покупку карт

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на приобретение карт водителя и предприятия не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Когда организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то такие затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Карту водителя примите в расходы в момент выдачи карты сотруднику. Подробнее см. Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении карт, включите в состав расходов (подп. 8 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, то есть изначально фиксированный показатель (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Тахограф может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае сумму расходов на его приобретение и приобретение карт водителей нужно распределить.

Если тахограф вы учли в составе основных средств, то для целей расчета налога на прибыль придется распределить и ежемесячную сумму амортизационных отчислений. Такой порядок следует из пункта 9 статьи 274 и пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Если тахограф вы учли в составе материалов, то нужно распределить сами расходы на его приобретение. Также поступите и с картами (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на приобретение тахографа и карт водителей, используемых в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

НДС, выделенный в счете-фактуре на приобретение тахографа, карт водителя и предприятия, также нужно распределить (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Все фирмы и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, должны оборудовать автомобили тахографами.

Цель оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

  • о скорости и маршруте движения автомобиля;
  • о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Помимо тахографов нужны также карты водителя и предприятия. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по установке тахографов и оформлению карт водителей.

Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

Так как тахограф - это актив организации, имеющий материально-вещественную форму, то при принятии его к учету следует руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету - ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

Применение ПУБ 18/02

Так как стоимость имущества менее 100 000 руб. учитывается в налоговых расходах единовременно при передаче тахографа в эксплуатацию, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Пример

В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостью 82 600 руб. (в том числе НДС - 12 600 руб.).

Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации - 1,4285% (1/70).

Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составит 70 000 руб. (82 600 - 12 600).

Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года - 1 000 руб. (60 000 руб. × 1,6666%).

В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размере 70 000 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В январе 2016 года
Принят к учету объект ОС 01 «Основные средства» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 70 000 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Сформировано ОНО (70 000 х 20%) 77 68/налог на прибыль 14 000
Ежемесячно с февраля 2016 года в течение срока использования ОС (70 месяцев)
Начислена амортизация по объекту ОС 20 (26) 02 «Амортизация Основных средств» 1 000 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено ОНО (1000 Х 20%) 77 «Отложенное налоговое обязательство» 68/Налог на прибыль 200 Бухгалтерская справка-расчет

В результате указанных операций сальдо по счету 77 будет равно нулю, что подтверждает правильность проведенных расчетов и применения ПБУ 18/02.

Тахограф стоит дороже 100 000 рублей

В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

Бухгалтерский учет карт водителя

Приобретенная карта принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении (изготовлении) за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение (изготовление), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 "Основное производство" или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 "Карточки, переданные работникам" по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Налоговый учет карт водителя

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.

Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.

Налог на прибыль организаций

Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

  • осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;
  • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При передаче работникам изготовленных карт их стоимость учитывается в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией, и признается косвенным расходом (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России ).

Проводки будут такие:

Дебет 10-9 Кредит 60

Оприходованы карты;

Дебет 19 Кредит 60

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Карта водителя принята на забалансовый учет;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

Принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

Списана стоимость карты, переданной работнику.

Пример

За изготовление карты водителя организацией оплачено 5 900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, Первичный

документ

Оприходованы пропуска 10-9 60 5 000 Акт приемки-

сдачи оказанных

услуг, Накладная

Отражена предъявленная

сумма НДС

19 60 900 Счет-фактура
Отражен налоговый вычет 68/НДС 19 900 Счет-фактура
Списана стоимость карты, переданной водителю 20 (26,44) 10-9 5 000 Бухгалтерская справка
Карта водителя принята на забалансовый учет 012 5 000 Бухгалтерская справка
Произведена оплата

изготовителю карты водителя

60 51 5 900 Выписка банка по

расчетному счету

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

Ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

Ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

Нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.