Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту Юному поэту символы

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

По случаю в третий раз перечитал «Республику Южного Креста» Валерия Брюсова.

Сразу по первому прочтению эта повесть поразила невероятным для своего времени сюжетом и новаторскими стилистическими находками. Она настолько опережала свое время, что в это просто не верилось.

И вот теперь я решил разобраться. Очень похоже на то, что Брюсов просто-напросто изобрел жанр зомби-апокалипсиса. То есть он был первый. Задолго до появления чего-то подобного на Западе. Об этом конечно там никто не знает, а тут если и знают, не придают значения.

При этом «Республика» - не какая-то там туманная предтеча, что-то притянутое за уши в качестве отдаленного в веках зачатка.

Нет, вот она - живая, яркая, сжатая проза - бери и делай хоть комикс, хоть шутер, хоть киношку. Ничего не придется осовременивать, замрачнять и подкровавливать. Там и так мракота, насилие через край и безостановочный экшн.

Разберемся поподробнее. Не буду останавливаться на теме зомби - в западной литературе это понятие появляется в 30-х годах ХХ века, завезено, понятно, с Карибов. С апокалипсисом тоже все ясно - и Откровение Иоанна Богослова, и множество апокрифических сочинений о светопреставлении - это все оно.

Из чего-то более менее к нам приближенного в голову приходит «Война миров» Уэлса 1897 г. Хотя тут я специально не разбирался, но по крайней мере это пример канонического нф-апокалипсиса.

А вот глобальная пандемия, психическая, мистическая или другая какая эпидемия, превращающая людей в кровожадных безумцев, живые трупы, маньяков-вампиров, в общем-то, что вылилось в отдельный жанр - зомби-апокалипсис, впервые появляется на страницах печатного издания только в 1954 году - я говорю про роман Ричарда Мэтисона «Я - легенда».

Потом эстафету перехватило кино - Джордж Ромеро, ну и жанр зацвел бурным цветом.

Я почитал Википедию, несколько профильных статей и тем на форумах. Неужели ничего раньше Мэтисона не было? Не-а, не было, по крайней мере я не нашел.

Брюсов за 40 с лишним лет написал повесть, которая содержит все элементы, включенные в современный канон жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Загадочное заболевание, сначала проявляющее себя эпизодически, быстро перетекает в тотальную эпидемию, попытки остановить распространение ни к чему не приводят. Заболевшие чрезвычайно агрессивны, склонны к проявлению крайних форм насилия причем немотивированного. Объявляется карантин. Паника, хаос, технологический коллапс. Полная изоляция территории распространения. Спорадически получаемые отрывочные сообщения из зоны бедствия шокируют подробностями происходящего кошмара. Орды осумашедшевших психопатов штурмуют оборонительные укрепления. Сообщения прекращаются. По прошествии порядочного количества времени соседние государства решаются ввести войска на закрытую территорию. Все в ужасе от произошедшего и кое-где продолжающегося безумия.

Добавим к этому интересный сеттинг и небанальную симптоматику самого заболевания. Повествование от лица журналиста, описывающего произошедшую катастрофу, перемежается вставками из как бы реальной газетной хроники.

Брюсов успевает в небольшой объем повести включить немало эпизодов, которые постеснялись бы показать в современных ванильных зомби-муви.

Все это - невероятный уровень не только для жалкой российской жанровой фантастики того (да и любого) времени, но и по западным меркам - нечто выдающееся.

Надо в учебники по литературе включать, пусть школьники знают, кто их лефт фо дет придумал!

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема - назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры - “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова) “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” .

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов : “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор : “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова , уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 22.

Валерия Брюсова без доли сомнения можно назвать отцом русского символизма. Хотя символисты были противниками различных учений и теорий, Валерий Яковлевич позволил себе оставить некое напутственное письмо для поэтов будущих поколений.

Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году. Оно является сборникам заповедей, которым непременно должен следовать будущий поэт. Если говорить кратко, то по мнению Брюсова, настоящий поэт должен быть эгоистом, не испытывать жалости к окружающим, а основная цель его жизни должна заключаться с служении искусству.

В своем стихотворении Брюсов призывал своих последователей не жить сегодняшним днем, а думать о будущем.

Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Нужно сказать, что в конце 19 в начале 20 века в российском обществе начинают зарождаться революционные идеи, которые шли вразрез с философией символистов. Брюсов, понимая такое положение вещей, придерживался той точки зрения, что только время может поставить все на свои места. Так и случилось. Сегодня революционные идеи и литература является утопичной, а произведения Брюсова стали классикой мировой литературы.

Второй завет Брюсова заключается в любви к себе самому. Поэт исходил из того, что каждый человек индивидуален, каждый является творением природы. Не нужно равняться на других и следовать модным тенденциям. Нужно суметь найти в себе индивидуальность и развивать ее. Также Брюсов высказывал мнение о том, что душу поэта может понять только он сам. Поэтому строки «сам же себя полюби беспредельно» можно рассматривать, как способ защиты своей индивидуальности и своего стиля от внешнего мира.

Кроме всего, Брюсов призывает отказаться от сострадания. Он считает, что сострадание является препятствием для творчества символистов. Ведь если ты проявишь сострадание к человеку, то обязательно заглянешь в его душу, а затем, как следствие, погрязнешь в его проблемах. Именно от этого Брюсов просил воздерживаться будущих поэтов. По его мнению, поэзия не должна быть отягощена земным бытием, а быть тонкой и возвышенной.

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.