Почему британцев часто называют нация мореплавателей. Великобритания, как морская нация

Островное положение и тот факт, что Британские острова на западе и на севере смотрят прямо в Атлантический океан, заставили англичан вообразить, будто бы само положение страны неизбежно делало их всегда морской нацией. Предки их прибыли на эти острова на судах, а затем были покорены нацией морских разбойников. Но надо помнить, что Англия - не Норвегия, где узкие полоски удобной земли заставляют народ искать пропитание на море. Англия во времена Плантагенетов не была владычицей морей, и в то время ее едва ли можно было назвать морским государством. Правда, у Англии Средних веков иногда во время войны появлялся флот, но он снова постепенно таял, лишь только водворялся мир. Постоянные жалобы на разбои в Ла-Манше показывают, каким слабым авторитетом пользовалась Англия даже в своих собственных водах. Справедливо было замечено, что Средние века не знали постоянных армий; они не знали и постоянного флота; исключения составляют только некоторые итальянские городагосударства. В те времена флоты создаются и падают: когда вспыхивает война, правительство дает разрешение всем торговым судам действовать в качестве каперов, и торговые суда становятся не только каперами, но и пиратами. Хотя при Плантагенетах английская нация была войнолюбивее, чем впоследствии, но ее честолюбие было направлено более на ведение сухопутной войны, чем морской. Тогда слава английской армии вполне затмевала славу английского флота; мы помним победы при Креси и Пуатье, но забыли победу при Слюйсе. Дело в том, что морское величие Англии гораздо более недавнего происхождения, чем большинство из нас воображает. Оно берет свое начало со времени междоусобных войн семнадцатого века и подвигов Роберта Блека. Его погоня за принцем Рупертом через Гибралтарский пролив вдоль восточного берега Испании считается первым, после крестовых походов, появлением английского флота в Средиземном море. Конечно, у Англии были моряки-герои и до Блека - Франсис Дрек, Ричард Гренвиль и Джон Хокинз (John Hawkins) , но флот Елизаветы был еще флотом младенческим, да и сами герои немногим отличались от флибустьеров. До периода Тюдоров мы находим лишь зародыш флота.

В XV столетии английская история, за исключением кратковременного царствования короля Генриха V, обнаруживает слабость Англии на море, и до этого времени ничтожество флота - явление постоянное, а успехи его - исключение: так продолжается до царствования Эдуарда IV (1461-1483), у которого впервые явилась мысль о постоянном флоте.

В области открытий и других событий на море слава Англии создалась в Новое время. Правда, она приняла участие в грандиозном деле открытий пятнадцатого и шестнадцатого столетий, однако она отнюдь не может претендовать в нем на первенствующее место, хотя ею было сделано тогда многообещающее начало: первым судном, приставшим к берегам континента Америки, было судно из Бристоля; английские моряки увидели Америку приблизительно на год ранее, чем ее увидел сам Колумб. В то время казалось, что Англия будет соперничать с Испанией. Правда, командир Кабо не был англичанином, но ведь и Колумб не был испанцем. Затем Англия снова отстает. Генрих VII был до крайности скуп; Генрих VIII попал в водоворот Реформации. В первом поколении великих мореплавателей английских имен не встречается. Фробишер (Frobicher), Ченселлор (Chancellor) и Франсис Дрек (Drake) появляются в океане, когда Колумб уже полвека покоится в своей могиле. До времен испанской Армады Англия не могла претендовать на высокое место среди народов, славных морскими войнами, открытием и заселением новых стран. Это место досталось Испании не столько по заслугам, сколько по счастливой прихоти судьбы, пославшей ей Колумба; по всей справедливости, слава принадлежит Португалии, которая имела полное право жаловаться на блестящее вмешательство Колумба. Она могла бросить ему укор, что, поскольку цель состояла в открытии Индии, она была на истинном пути и совершила открытие, а он заблуждался и не достиг цели.

После этих двух наций, но гораздо ниже их, можно поставить Англию и Францию, из коих первенство, мне кажется, принадлежало последней. Это обстоятельство несколько скрадывается в английских историях благодаря естественному желанию авторов выставить национальные подвиги в возможно ярком свете. Только позднее, когда уже началось морское преобладание Англии, никакая нация не могла с нею соперничать, так как она смело решилась оспаривать у Испании первенство, которым та пользовалась в течение большей части столетия. Но даже в исходе шестнадцатого столетия, когда значительная часть американского материка была уже разделена на испанские вице-королевства, а Португалия отправляла своих губернаторов в Индийский океан, когда испанские миссионеры уже посетили Японию, когда знаменитый португальский поэт уже шестнадцать лет прожил и написал эпическую поэму в стране, которая до этого казалась баснословной, - даже тогда англичане были еще новичками в морском деле и не имели поселений.

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страны. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.





Великобритания могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы.

Рис. 1 - английский король Карл I Стюарт (1625-1649 гг.)

Рис. 2 - Яков I , первый из Стюартов на английском престоле



Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блейка (1599-1657) . Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров.

Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров.

При нем побережье Великобритании было очищено от пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами.

Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию.

.



В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова.

В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота.

Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар.

Там произошло крупнейшее в истории морское сражение (battle of Trafalgar , 21 окт ября 1805 г.)




Вековая борьба двух держав (Англии и Франции) за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов.

В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы.