Памятники юнеско в египте. Абу-Симбел – скала, вмещающая храм Мифы и факты

Большой храм Абу Симбел был построен в честь царя Рамзеса Великого, малый – в честь его первой супруги, царицы Нефертари. Оба сооружения великолепно сохранились. Первый храм венчает вход с четырьмя высеченными в скале колоссами, изображающими сидящего царя. Высота каждого – примерно 20 метров. Второй храм украшен шестью высеченными горельефом статуями в виде царя и царицы.
Филэ – остров на реке Нил, «священная земля» в древние времена. По преданиям, здесь был погребен Осирис, и жить на такой земле могли только жрецы. При Нектанебе I на острове был возведен храм, посвященный богине Хатхор. При Юстиниане, уничтожавшем все языческие памятники, это святилище не тронули – его считали построенным в честь Изиды, которую в поздние античные времена приближали к Богородице. Тогда его переосвятили в Богородичную церковь – это сохранило внешний облик, но часть фресок и рельефов была полностью уничтожена церковниками.
Строительство Асуанской плотины поставило под угрозу существование этих уникальных сооружений – поднимающиеся воды Нила могли уничтожить их, т.к. группа скал Абу Симбел расположена на его побережье, а остров Филэ мог быть полностью затоплен. Благодаря кампании, начатой ЮНЕСКО в 1959 году, памятники спасли, переместив их на новое место. Для этого пришлось разрезать храмы в Абу Симбел на блоки средним весом 20 тонн, переместить их в безопасную зону и собрать заново. Святилище Изиды перенесли по каменным блокам из Филэ на остров Агилика, где его восстановили по фотографиям.
Все эти объекты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, именно в ней были высечены два знаменитых древнеегипетских храма примерно в XIII веке до нашей эры.
Один из них, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса II, а второй, меньший, - в честь его первой жены, царицы Нефертари. Рамсес II приказал построить большой храм в честь его победы над хеттами. В первом храме, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Поскольку войскам царя покровительствовали
три бога Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Статуи достигают 20 м в высоту. В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы Абу-Симбеле были аккуратно распилены перенесены на новое, более высокое, место - сейчас они стоят на 64 м. выше и на 180 м. дальше от берега, - ибо иначе их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения.
Данный храм был включен в список Всемирного культурного наследия не только как произведение древнего искусства, но и как представление инженерной мысли того времени.
Таким образом, храм Рамсеса II, также остальные памятники Древней Нубии, представляют собой грандиозный комплекс сооружений, представляющих культуру того времени. По данному комплексу можно составлять суждения о культуре, религии древних египтян, о влиятельности и могуществе Древнего Египта, в том числе и его царей.
Объекты ЮНЕСКО в Древней Нубии в целом несут колоссальное значение для мировой культуры человечества.

И один из самых узнаваемых памятников. Два массивных скальных храма-близнеца на западном берегу озера Насер известны своими огромными статуями у входа. Помимо этого, историческим событием стало также перемещение этих сооружений на новое место в связи со строительством Асуанской плотины на реке Нил. Абу-Симбел входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Огромный храм на холме возвышается над окружающим ландшафтом на западной стороне озера Насер. Вырезанный на склоне горы примерно в 1244-1224 гг. до н.э. по приказу фараона Рамзеса II в честь победы над хеттами, храм Абу-Симбел был данью Рамзеса и его жены Нефертари богам, а также призван запугать и произвести впечатление на нубийский народ на юге Египта. Имя Рамзеса II, долго правящего фараона в древнем Египте, указано практически в каждом египетском путеводителе. Он правил 67 лет, мумия фараона в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.

В 1960 году была построена Асуанская плотина, образовав известное сегодня озеро Насер. Когда вода в озере Насер поднималась, храм Абу-Симбел был под угрозой затопления и международными усилиями были проведены работы по укреплению и сохранению сооружения. Оба храма были перенесены выше: их разрезали на блоки весом до 30-ти тонн, перенесли на новое место и собрали заново. Поскольку храм изначально был вырезан в скале, была построена искусственная гора за храмами, чтобы завершить вид.

Что посмотреть

Абу-Симбел состоит из двух храмов. Более известный и крупный - это четыре колоссальные статуи Рамзеса терпеливо, но строго, судя по его лицу, восседающего на троне. Статуи высотой с 5-этажное здание. Все они идентичны, за исключением одной, поврежденной в результате землетрясения. У подножия больших статуй стоят статуи жены Рамзеса II и их детей. Этот храм посвящен богам Амону-Ра, Птаху и самому Рамзесу, который считался божеством. Внутри храма находится четыре зала, последовательно уменьшающиеся в размерах. Первый зал достаточно высокий и просторный. Стены храма расписаны текстами и украшены цветными рельефами.

Дважды в год во время весеннего и осеннего равноденствия, лучи солнца сквозь отверстие в храме светят в самую глубину последнего зала, являющимся святилищем, освещая статуи Рамзеса и Амона-Ра. Птах остается в тени, так как он бог подземного мира.

Меньший храм в Абу-Симбел посвящен богине Хатхор и Нефертари, жене Рамзеса. Здесь находятся шесть статуй, охраняющих этот храм: четыре статуи Рамзеса и две - Нефертари. Хотя эти статуи значительно меньше по размеру, чем в большом храме, их уникальность в том, что король и королева изображены одинаковой высоты.

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего . Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие — разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа — то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес — настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса — жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной — девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.

Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.

Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

Достопримечательности Египта поражают своей монументальностью. Абу-Симбел – это еще одно яркое и загадочное место на карте этого государства, стоящее по значимости на одном уровне с Великими пирамидами и Сфинксом. Наверняка многие видели на фото или видео огромные статуи, сидящие возле входа в какое-то культовое сооружение. Это и есть Большой храм Абу-Симбела.

Монументальные храмы Абу-Симбела, вырубленные в огромной скале, расположены далеко в Нубийской пустыне и служат свидетельством победы египетского фараона Рамзеса II над хеттскими племенами и его любви к своей супруге – царице Нефертари.

Знаменитый оптический эффект

Два дня в году, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут утра солнечный луч пересекает линию, которая расположена в 65 метрах от входа в храм Абу-Симбел, проскальзывает сквозь все его помещения и попадает на левое плечо Великого Амона Ра и на лицо Рамзеса II. Луч на несколько минут задерживается на лице фараона, и он, если послушать отзывы туристов, в это время словно улыбается. Затем луч смещается и освещает статую бога истины и света Гора, а через 20 минут пропадает совсем. Удивительно, но свет от этого луча никогда не попадает на статую Птаха – бога тьмы и подземного мира. Но ему и положено пребывать во тьме вечно.

В эти два дня к храму Абу-Симбел съезжается огромное количество человек, чтобы воочию увидеть удивительный оптический эффект улыбки фараона, полученный путем точнейших расчетов древних звездочетов, жрецов и архитекторов, которые 33 столетия назад спроектировали храм таким образом, что солнечный луч попадает точно в нужное место. Все остальное время Великий фараон скрыт от мира в темном помещении святилища, вход в который охраняется четырьмя 20-метровыми каменными фигурами богов Амона, Ра, Птаха и самого Рамзеса.


Архитектура Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне.


Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена. Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

История исследований

Абу-Симбел, скорее всего, самый исследованный памятник, находящийся в Египте. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия, во время возведения Асуанской ГЭС, он оказался на месте будущего водохранилища, и возникла угроза его полного затопления. Тогда стали разрабатываться проекты спасения бесценной достопримечательности и памятника древнеегипетской архитектуры, вплоть до создания подводного купола из стекла, которым бы накрыли пещерный храм. Но в итоге было решено перенести все сооружения комплекса в безопасное место. Спасение комплекса Абу-Симбел – это самый грандиозный и самый дорогостоящий проект ЮНЕСКО. Эта беспрецедентная акция длилась четыре года, и для ее разработки и осуществления в Египет съехались эксперты из 50 стран мира.

Был произведен аккуратный распил строений комплекса на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. На них проставили номера и перевезли на новое место, на 90 метров выше прежнего уровня. Сюда же доставили 1112 каменных блоков из скалы, окружавшей храмы. В сами блоки через высверленные отверстия закачали специальный состав с добавлением смолы для повышения прочности камня. А храмы после сборки накрыли железобетонным колпаком, а сверху создали холм, насыпав камень. Это так искусно выполнено, что человек, не знающий истинной истории храма Абу-Симбел, подумает, будто они так и стояли тут на протяжении десятков веков. Сама операция по переносу храмового комплекса длилась 3 года, а ее стоимость – 42 миллиона долларов.


Ученые, проводившие исследования памятника во время этих работ, были потрясены тем огромным запасом знаний, который использовали строители Древнего Египта для создания столь масштабного религиозного сооружения. Они сделали вывод, что линии фасадов Малого и Большого храмов шли вдоль трещин в грунте скалы, таким образом, твердые скальные породы служили природной опорой исполинских статуй. При постройке пещерного храма строители учли все природные свойства грунта и скрепляли слои песчаника оксидом железа – таким образом, пласты почти не подверглись разрушению. Кроме этого, оксид железа обогащал цветовую палитру камня, придавая ему причудливые оттенки.