Денисов сергей герой советского союза. Денисов сергей прокофьевич. Отрывок, характеризующий Денисов, Сергей Прокофьевич

Дважды Герой Советского Союза.

Лётчик-истребитель, командир отряда 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, капитан.

Начальник ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, комдив.

Родился 12 (25) декабря 1909 г. в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии (с 1923 г. - г. в Воронежской обл.) в семье рабочего, русский.

Член ВКП(б)/КПСС с 1930 г.

В Красной Армии с 1929 г., служил мотористом отряда.

В 1931 г. окончил военную авиационную школу пилотов, и проходил службу в должности младшего лётчика 11-й авиационной эскадрильи 111-й авиационной истребительной бригады ВВС Ленинградского военного округа.

Затем был старшим лётчиком и командиром звена в 41-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С ноября 1936 по апрель 1937 г. старший лейтенант С.П.Денисов участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, где в рядах лётчиков-республиканцев командовал истребительным авиационным отрядом.

Совершил более 200 боевых вылетов.

О количестве побед С.П.Денисова данные противоречивы: он лично доложил Народному комиссару обороны СССР К.Е.Ворошилову о сбитых им лично 13 вражеских самолётов и 6 - в группе, однако документами его же авиационного отряда подтверждены 3 личные победы и 4 групповые.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 г. капитану Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 51.

По возвращении из Испании, карьера С.П.Денисова стала стремительной: в течение 1937 г. досрочно получил сразу три воинские звание капитана, майора и полковника.

В апреле 1937 г. назначен командиром эскадрильи, но уже в том же месяце стал командиром истребительного авиационного полка.

С августа 1937 г. командовал 142-й истребительной авиационной бригадой в Белорусском военном округе. Комбриг (22.02.1938).

С 1938 г. командовал 2-й авиационной армией особого назначения (Воронеж).

В 1939 г. был откомандирован в зону боевых действий и участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол.

В том же 1939 г. окончил курсы усовершенствования комсостава при Академии Генерального штаба.

Пользовался доверием И.В.Сталина, которому неоднократно подавал служебные записки о недостатках советских истребителей и об их устранении по опыту боевых действий.

Комдив (8.08.1939).

Участник советско-финской войны 1939-1940 г., во время которой он был начальником ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.

Авиация поддерживала наступление армии, наносившей главный удар на Карельском перешейке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 г. за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич удостаивается второй медали "Золотая Звезда" (N 4), и становится пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.

С апреля 1940 гс С.П.Денисов командовал ВВС Закавказского военного округа.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 июня 1940 г. Денисову С.П. было присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации".

В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 г. начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов имени Мясникова.

При проверке школы комиссией штаба ВВС были выявлены большие недостатки в организации работы школы и лично С.П.Денисова, за которые он был снят с должности и направлен в распоряжение командующего ВВС Красной Армии в декабре 1942 г..

С февраля 1943 г. по февраль 1944 г. - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии.

Под руководством генерал-лейтенанта Денисова С.П. части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив 73 самолёта противника, потеряв 16 своих (соотношение 4:1).

За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени.

Однако и на фронте генерал С.П.Денисов допустил существенные нарушения воинской дисциплины.

В феврале 1944 г. был с понижением направлен на тыловую работу старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управлении формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии.

С февраля 1946 г. находился в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, через четыре месяца направлен на учёбу в Высшую военную академию РККА имени К.Е.Ворошилова.

С ноября 1947 г. - в отставке по болезни.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 г.).

Жил в Москве.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина (4.07.1937), 2 орденами Красного Знамени (2.01.1937, 29.08.1939), орденами Александра Невского (1943), Красной Звезды (1944), медалями, иностранным орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики 1-й степени (10.08.1939).

Уроженец Ольховатского района Сергей Денисов сделал в свое время просто головокружительную карьеру. В 22 года он окончил школу пилотов, а в 31 уже стал генерал-лейтенантом авиации. К этому рубежу у него за плечами был серьезный боевой опыт, дважды отмеченный званием Героя. Однако спустя 7 лет молодого генерала уволили в запас. Официальная формулировка гласила - «по болезни», но сослуживцы знали, что истинная причина была иной: Денисов крепко выпивал…

Что ж, Герои ведь тоже люди, а не бронзовые изваяния. Их жизненный путь куда многограннее, чем краткий перечень заслуг на постаментах, а личность не исчерпывается набором шаблонных «геройских» характеристик. Все это в полной мере относится и к биографии нашего земляка, но в любом случае, как говорит краевед Владимир Елецких: «Сергей Прокофьевич был человеком неординарным».
Особая тема
Для Владимира Леонидовича судьба Денисова - особая тема, связанная с семейными воспоминаниями. С летчиком был лично знаком отец краеведа Леонид Федорович. В свое время он руководил школой в селе Дроздово близ населенного пункта, где в 1909 году родился Сергей Прокофьевич. Еще при жизни дважды Героя на малой родине Денисова был установлен его бронзовый бюст*. Это послужило толчком к изучению биографии знаменитого земляка. Леонид Федорович, который всегда относился с огромным интересом к истории родного края, загорелся идеей встретиться с живой легендой и это ему удалось. Он смог связаться с Денисовым и тот по его приглашению увиделся с дроздовскими пионерами. Потом были экскурсии в Москву и новые памятные встречи. Дружба продолжалась вплоть до самой кончины Сергея Прокофьевича в 1971 году. Леонид Елецких бережно хранил все материалы, связанные с личностью Денисова, но, к сожалению, его жизнь через несколько лет тоже оборвалась. Тогда эстафету памяти продолжил Владимир Леонидович. Он изучал архивные документы, общался с родственниками и сослуживцами летчика. Полученные данные легли в основу замечательного очерка,** который со временем, по задумке нашего собеседника, может превратиться в целую книгу. Вот только некоторые факты из биографии Денисова.
Воздушная дуэль
Сергей Прокофьевич родился в местечке Лободино близ хутора Постоялый, в семье управляющего господским имением. Денисов-старший был толковым хозяином и постарался, чтобы его дети тоже «вышли в люди». Сестра Сергея стала учительницей, один из братьев курировал мельницы, а наш герой связал свою жизнь с авиацией, но, конечно, не сразу. Поначалу он трудился на машинно-тракторной станции в Россоши*** и был призван отсюда в армию. Способного механика определили на службу в авиаполк, однако Сергей рвался к штурвалу. Вскоре его направили в тренировочный летный отряд в Бобруйск. В этом городе он не только получил первые навыки пилота, но и обрел любовь, которая едва не стала для него роковой. Дело в том, что к чарам избранницы Сергея - юной красавицы Анны не остался равнодушным и его товарищ, тоже летчик. Между молодыми людьми развернулось соперничество, которое во время одного из учений вылилось в настоящую воздушную дуэль. Тогда пилоты могли разбиться, но, к счастью, остались целы и отделались наказанием в виде «отсидки» на гауптвахте. После этой истории товарищ Сергея отступился от девушки, а Анна вскоре стала женой Денисова…
Испанская эпопея
Боевое крещение летчик получил в Испании, где с ноября 1936 по апрель 1937-го он руководил истребительным авиаотрядом. Здесь Денисов совершил более 200 вылетов, проявив недюжинные отвагу и мастерство, как пилот и командир, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. На Родину он вернулся уже с репутацией аса или «сталинского сокола», как тогда называли лучших летчиков.
Росту его авторитета способствовал еще один факт. После испанской эпопеи офицеров обязали составить отчеты о том, как показали себя наши самолеты. Доклад Денисова, где тот толково разъяснил огрехи техники с позиции практика, понравился самому Сталину. Эти события стали мощным трамплином для карьерного взлета Сергея Прокофьевича. В течение 1937-го он получил досрочно три воинских звания. А в 1938-м стал командующим авиационной армией особого назначения, которая дислоцировалась в Воронеже (сам Денисов жил в доме близ Каменного моста и здание цело по сию пору). В то время он принимал активное участие в общественной жизни: геройского летчика то и дело приглашали на встречи с пионерами и собрания трудящихся, а коллектив конезавода № 10 выдвинул его кандидатом в депутаты областного Совета… Но мирный период в биографии Денисова оказался недолгим.
В зените славы
В 1939-м он участвовал в боях с японцами на реке Халхин-Гол. Потом командовал авиацией 7-й армии в Финской кампании и «за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма» получил еще одну Золотую Звезду. Таким образом, Сергей Прокофьевич стал первым уроженцем воронежской земли, удостоенным звания Героя Советского Союза дважды.
Дело было в марте 1940-го, а в апреле Денисов отправился в Закавказье - в качестве командующего ВВС военного округа. Он тогда находился в зените своей славы. 31 год и уже генерал-лейтенант! К его мнению прислушивались руководители авиапрома и оборонного ведомства. Да что там! Сам вождь считал его толковым командиром! Было от чего закружиться голове. Впрочем, по воспоминаниям современников, Денисов специфических признаков звездной болезни не проявлял. Напротив, он всегда был открыт для контактов. Вот только общение все чаще проходило в атмосфере обильных возлияний. Позже алкоголь стал превращаться в привычку. А между тем приближался роковой 1941 год…
На Курской дуге
В начале Великой Отечественной Сергей Прокофьевич был назначен начальником Качинской авиационной школы. Выбор командования был логичен: Денисов - летчик высокого класса, ему и «карты в руки» в подготовке кадров. Но …не пошло. В 1942-м комиссия выявила ряд недостатков в организации работы школы и ее руководитель был освобожден от занимаемой должности. Несколько месяцев он находился в распоряжении Управления кадров ВВС и все это время забрасывал начальство просьбами отправить его на фронт. Наконец, в феврале 1943-го его назначили командиром 283-й истребительной дивизии, и тут он показал себя как когда-то в лучшие свои времена. Под руководством Денисова личный состав совершил в сражении под Орлом и Курском 1400 вылетов, провел 67 воздушных боев, сбив 73 вражеских самолета, потеряв при этом только 16 своих (соотношение 4:1). Один из полков дивизии стал гвардейским, второй был награжден орденом Красного знамени. Десятки летчиков получили звания Героев Советского Союза. Но через год комдив взялся за старое. В итоге его направили решать тактические вопросы в тылу. В войска он уже не вернулся…

*Такие памятники дважды Героям устанавливали согласно Указу Верховного Совета СССР.
**С очерком «Грозное небо Сергея Денисова» можно ознакомиться в издании «Герои чужих сражений».
***Позже этот факт дал основания Россоши претендовать на установку бронзового бюста Денисова, но памятник было решено возвести ближе к месту рождения Героя - в хуторе Постоялый.

Любопытный факт: слава летчика Денисова была столь велика, что ей пользовались в своих целях мошенники. При этом они практиковали «сценарий» вымогательств, похожий на «схему» с псевдодетьми лейтенанта Шмидта, описанную Ильфом и Петровым. Только в данном случае мошенники выдавали себя за сыновей дважды Героя Сергея Денисова…

Лишнюю звезду Денисову «приписал» скульптор, выполнивший бронзовый бюст Героя, установленный в Воронежской области. Речь об ордене Красной звезды, который изображен на памятнике по ошибке. Эту «авторскую вольность» подметил много лет назад краевед Владимир Елецких. Тогда он даже специально предпринял поездку в музей Вооруженных Сил, где хранятся награды Героев - чтобы уточнить данные. Экспедиция этот факт подтвердила: скульптор со звездами «переборщил».

На фото: Сергей Денисов вскоре после возвращения из Испании; советские летчики после награждения в Кремле с Михаилом Калининым (Денисов первый слева в переднем ряду); Сергей Денисов и Леонид Елецких; Денисов с земляками у своего бронзового бюста; школьники у памятника летчику; Сергей Прокофьевич на встрече с земляками в столице; похороны дважды Героя, пионерский почетный караул; Владимир Елецких у памятника Сергею Прокофьевичу на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фотографии из личного архива Владимира Елецких.

Он родился 25 Февраля 1909 года на хуторе Постоялый (ныне село Постояловка) Ольховского района Воронежской области, в семье рабочего (по другим данным — крестьянина). Воспитывался в детском доме. Окончил неполную среднюю школу. Работал слесарем ремонтно-транспортных мастерских в Россоши. С Октября 1929 года в рядах Красной Армии. Был мотористом авиаотряда. По решению командования для обучения лётному делу был направлен в тренировочный лётный отряд в Бобруйск.

Здесь первыми курсантами и новыми друзьями Денисова стали такие же, как и он, влюблённые в небо парни, уже знакомые с авиацией. (впоследствии знаменитый лётчик-испытатель), оказалось, тоже служил мотористом. Они крепко подружились. Вместе штудировали теорию, а затем учились летать у одного инструктора — Алексея Макарова.

Сперва поднимались в воздух на У-1, или «Аврушке», как называли этот неказистый самолёт... Уже с первых полётов Макаров заметил способности Сергея Денисова. В воздухе тот был спокоен, внимателен, ориентировался хорошо, пилотаж усваивал быстро и прочно. Потому-то первому в своей группе инструктор разрешил ему самостоятельный полёт. По его же, Алексея Макарова, ходатайству, когда весной 1931 года программа лётного обучения была закончена, молодые пилоты Сергей Денисов и Степан Супрун получили путёвки в истребительную авиацию.

В 1931 году Денисов был назначен младшим лётчиком в 11-ю эскадрилью 111-й истребительной авиабригады Ленинградского военного округа. Затем служил в 41-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. Был командиром звена.

Однажды в полёте строем он шёл левым ведомым, крыло в крыло с командирской машиной. Стоял погожий зимний день, горизонт таял в синей дымке. Полёт протекал нормально, и ничто не предвещало беды. Внезапно машину резко подбросило. В тот же миг раздался оглушительный скрежет, и самолёт, кувыркаясь, ринулся вниз. Инстинктивно повернув голову назад, Сергей онемел: почти по самую кабину обрублен хвост его машины. Понял сразу: правый ведомый врезался на догоне...

«Прыгать немедленно!» — мелькнула мысль. Но выбраться из кувыркающегося самолёта в меховом комбинезоне и унтах не так просто. А земля надвигалась неотвратимо. Малейшая заминка, растерянность — и всё кончено. Денисов не спасовал, он нашёл в себе волю и силы выбраться из кабины. А затем, когда мимо пронёсся падающий самолёт, рванул вытяжную скобу парашюта.

То был первый прыжок в жизни Сергея Денисова. Приземлился удачно, на заснеженный берег реки в нескольких десятках километров от своего аэродрома. Оттуда за лётчиком приехала санитарная машина. Денисов стал докладывать о случившемся командиру.

* * *

К осени 1936 года в звании старшего лейтенанта С. П. Денисов командовал отрядом 41-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 7 Апреля 1937 года участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был командиром отряда и 1-й эскадрильи истребителей . Имел псевдоним «Рамон».

«...Уверенный в том, что он не обнаружен навстречу летящими самолётами, Сергей Прокофьевич пошёл за облачность, чтобы выбрать момент атаки. Силы были неравные. Нужно было нанести меткий и неожиданный удар. Он подал команду — „Внимание!“. Самолёты приняли боевой порядок, следя за движениями машины командира. Выйдя в просвет, Сергей Прокофьевич направил свой самолёт от солнца и повёл в атаку свое подразделение. Маневр был хорошо продуманный и безошибочный.

Машина, наклонив нос, скользнула вниз на самолёты противника. В прицеле появился маленький силуэт самолёта, и с каждой секундой пикирования он увеличивался.

Сергей Прокофьевич направлял свой удар в лоб. Когда головной самолёт противника появился в центре прицела, он открыл огонь.

От такой неожиданности самолёты противника приняли беспорядочный строй и стали отходить в стороны одиночками и парами.

Первый удар был нанесён. Воспользовавшись замешательством, Сергей Прокофьевич взял инициативу боя в свои руки. Выйдя из атаки, он набрал высоту и снова повёл в пике. Завязалась неравная борьба, но маленькая группа действовала чётко и согласованно, нанося меткие удары. Противник не мог собрать разрозненные силы. Через несколько минут, после безуспешных попыток, самолёты взяли обратный курс. Противник не прошёл...»

Под его командованием отряд сбил 49 самолётов. Сам С. П. Денисов совершил 200 боевых вылетов. Количество сбитых им самолётов в различных источниках трактуется по разному: от 7 (3 лично + 4 в группе) до 19 (13 лично + 6 в группе).

15 Ноября 1936 года боевые действия начались с того, что 14 «Юнкерсов» под прикрытием 3 Не-51, избежав встречи с республиканскими истребителями, смогли отбомбиться по жилым кварталам Мадрида.

Во второй половине дня к Мадриду подошли 5 «Юнкерсов», 6 «Хейнкелей», 7 «Ромео» и 12 «Фиатов». Бомбардировщики националистов смогли отбомбиться по городу, так как пытавшиеся сорвать бомбардировку 9 республиканских истребителей вынуждены были вступить в бой с «Фиатами». При этом, 2 вражеских истребителя были сбиты С. Денисовым и С. Черных. Труп одного из франкистских лётчиков был найден на окраине Мадрида. Республиканцы потерь не понесли, один самолёт получил пробоины.

Утром 5 Декабря 1936 года 5 «Юнкерсов» под прикрытием 15 истребителей совершили налёт на Мадрид. В 13:00 националисты повторили налёт 6 «Юнкерсами» под прикрытием 14 «Хейнкелей». Группа из 13 и 17 И-16 смогла их перехватить. В произошедшем воздушном бою было сбито 2 истребителя противника, которые «упали и загорелись». Один из них уничтожило звено Сергея Черных, другой — звенья Сергея Денисова и Александра Негореева. Наши лётчики потерь не имели. По иностранным данным, сбитым оказался «Фиат» командира 19-й эскадрильи капитана Антонио Ларсимонта Пергамени (Antonio Larsimont Pergameni), имевшего 4 победы.

16 Декабря в 13:30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить 2 группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не-51 и 1 Fiat CR-32. 2 «Хейнкеля» упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, «возле Мадрида». Был подбит и 1 «Юнкерс». Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только 3 упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

Республиканцы потерь не понесли, хотя командир 1.J/88 капитан Вернер Пальм (Werner Palm) претендует на победу над И-16. А пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова 1 «Юнкерса» (в составе Путивко и Черных) и 4 «Хейнкелей» (2 — Колесников и по 1 — Денисов и Дубков). Пилоты И-15 считают, что сбили 2 самолёта.

11 Февраля 1937 года 3 самолёта И-16 вылетели на перехват разведчика. В районе горы Анхелес Сергей Денисов догнал и 2 раза атаковал вражеский самолёт, который со следом пара пошёл на снижение, после чего Денисов прекратил преследование.

16 Февраля 1937 года группы республиканских СБ совершили 9 боевых вылетов. Звено И-16 летало на разведку, 2 раза поднимались на перехват истребители. Во 2-м вылете произошёл бой с группой в 10-11 «Юнкерсов», прикрытых 32 истребителями. Без потерь со стороны республиканцев были сбиты 2 «Юнкерса» и 2 «Фиата».

Сначала истребители обрушились на бомбардировщики, но строй «Юнкерсов» не разрушился. Только после второй атаки, проведённой 9 И-16 из отряда Сергея Денисова, 1 «Юнкерс» загорелся и ещё 1 подбитый пошёл со снижением и вскоре упал. Этот самолёт пилотировал франкистский капитан Хосе Кальдерой Катселу (Jose Calderon Catzelu), который погиб, а 2 члена его экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Другой «Юнкерс» упал на территории националистов. Победы над истребителями одержали звено Хара и звено Морозова.

За время действия в Испании, согласно письму Алксниса на имя начальника РУ РККА, написанному в Апреле 1937 года: "...эскадрилья (состоявшая из 3-х отрядов) сбила 61 самолёт; отряд под руководством Денисова — 49 самолётов, в том числе сам Денисов лично сбил 12 самолётов".

В Январе-Апреле 1937 года состоялись беседы между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«АЛКСНИС: Скажите, товарищ Денисов, сколько самолётов вы сбили?

ДЕНИСОВ: 12 лично, а мой отряд 49, считая Черных.

Мало огня. Огонь-то большой, но на близких дистанциях стрелять плохо: пулемёты стоят широко на плоскостях. Надо добавить ещё 2 пулемёта через винт, тогда никто не уйдёт. А так бьёшь только по плоскостям.

Второй недостаток — И-16 высоту хорошо набирает, но сам радиус восходящей спирали плохой. Противник от нас уходит таким образом. Если их атакуешь и начинаешь завязывать бой, так они лезут винтом вверх.

О взаимодействии с И-15. В особенности, когда был Рычагов, мы очень много сбивали их самолётов и своих очень мало теряли. И-15 ходят частью наверху, частью внизу, преобладающая масса наверху. От И-15 они уходят, а если начинают удирать от нас, мы за ними. Но как только они начнут пикировать, их принимают И-16, и уже они не уйдут. С И-15 было очень хорошо взаимодействовать. Сейчас стало хуже, почему-то изменили тактику. И-15 стали ходить внизу, а И-16 наверху.

Лучше всего, когда атаковать „Юнкерса“, не дойдя до них, с переворотом свалиться в отвесное пикирование. Во время атаки „Юнкерсов“ нельзя ни в коем случае проходить под ними, они осыпают градом пуль. Они стреляют под углом 45°.

За последнее время сожгли только одного „Юнкерса“: загорелся в воздухе, лётчики начали прыгать с самолёта, но, видимо, включили автопилот. Самолёт начал спиралить, пока не врезался в скалу, не сразу упал, возможно, что на нём был раненый лётчик. На нашу территорию они не падают.

Их группа дерётся, а 2-3 самолёта — „асы“ — ходят на 3000 метров. Если наш одиночка отошёл, они камнем на него сыпятся. Сбили или нет, идут камнем к земле и бреющим уходят. Когда мы 2-х сняли, они перестали это делать».

4 Июля 1937 года старшему лейтенанту С.П. Денисову было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения медали «Золотая Звезда», как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 51.

Вернувшись из Испании, очень быстро рос в звании и должности. В течение 1937 года трижды досрочно получал воинские звания (капитана, майора, полковника). В 1937 году имел налёт более 1000 часов в воздухе. В апреле 1937 года был назначен командиром полка. Затем, получив звание комбрига, в Августе назначен командиром 142-й истребительной авиационной бригады в Бобруйске, а с 1938 года — командующим 2-й армией особого назначения в Воронеже. За 4 месяца прошёл путь от командира отряда до командира бригады. При этом капитаном был 2,5 месяца, а майором всего лишь месяц. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. 23 Февраля 1938 года награждён медалью «XX лет РККА».

Вскоре он был назначен командующим 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. 2-я АОН с Мая 1938 года состояла из 4 авиаполков с общей численностью авиационного парка армии — 307 самолётов. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В Мае 1939 года, в составе группы лётчиков имеющих боевой опыт, был направлен в Монголию для укрепления авиачастей, участвующих в боях у реки Халхин-Гол. Командовал 56-й истребительной авиационной бригадой. За эту военную компанию награждён вторым орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (10.08.1939).

С мнением Денисова по авиационным вопросам считался сам Сталин. Вспоминает Генерал-полковник авиации А. С. Яковлев:

«Летом, в конце Июля 1939 года, позвонил Сталин:

— У меня сейчас лётчик Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может дать полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.

Через полчаса в мой кабинет уже входил высокий стройный брюнет в кителе с петлицами комбрига...

Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боёв с немецкими и японскими лётчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны.

Мы долго с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских самолётов. Денисов высказал свой взгляд на роль авиации бомбардировочной и истребительной не только сегодня, но и завтра, если придется воевать. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника из-за малого калибра и разноса установленных в крыльях пулемётов.

Денисов ещё в 1937 году, учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании, написал докладную записку руководителям ВВС и авиапромышленности, но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя 2 года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и оставались прежними, в чем ещё раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич обратился к Сталину, который сразу же вызвал его к себе. Сталин очень рассердился, узнав от Денисова, что по его первой записке не было принято никаких мер. Он с большим вниманием выслушал Денисова и предложил все замечания изложить письменно и материал прислать ему.

Такую записку Денисов написал и вновь был принят Сталиным. На этот раз Сталин вызвал также наркома авиапромышленности М. М. Кагановича и дал нагоняй за равнодушное отношение к первым, двухгодичной давности, сигналам Денисова.

Каганович оправдывался, но спорить по специальным вопросам с таким знатоком, как Денисов, ему было не под силу.

Сущность критических замечаний Денисова заключалась в следующем:

— концепция деления истребителей на скоростные и маневренные порочна;

— у наших истребителей должна быть радиосвязь;

— стрелковое вооружение, как по калибру, так и по размещению на самолёте, неудовлетворительно;

— немецкие истребители превосходят советские как по скорости полёта, так и по стрелково-пушечному вооружению.

В максимальной степени я постарался учесть замечания Денисова при работе над нашим первым истребителем».

* * *

Зимой 1939—1940 годов С. П. Денисов участвовал в Советско-Финляндской войне. Был командующим ВВС 7-й армии.

7-я армия была сформирована в Сентябре 1939 года в Калининском военном округе и в середине Ноября переброшена в Ленинградский военный округ на Карельский перешеек. Боевая задача 7-й армии в соответствии с оперативной директивой № 0205/оп состояла в том, чтобы: «мощной атакой, во взаимодействии с авиацией, разгромить войска противника, овладеть его укрепленным районом на Карельском перешейке, выйти на фронт Кякисалми, Антреа, Виипури».

В составе ВВС 7-й армии было 4 авиационных бригады (11 авиационных полков): 59-я истребительная (7-й, 23-й, 25-й и 38-й ИАП); 1-я легкобомбардировочная (7-й пикировочно-бомбардировочный, 5-й скоростной бомбардировочный и 43-й легкобомбардировочный авиаполки); 18-я (48-й и 50-й СБАП) и 55-я скоростные бомбардировочные (44-й и 58-й СБАП).

30 лётчиков, штурманов и воздушных стрелков армии за мужество и героизм были удостоены звания Герой Советского Союза.

21 Марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями ВВС 7-й армии при прорыве линии Маннергейма комдиву С. П. Денисову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Ему была вручена вторая медаль «Золотая Звезда» № 4.

В Апреле 1940 года он был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа. А 4 Июня 1940 года комкору Денисову было присвоено воинское звание Генерал — лейтенант авиации. Вспоминает С.Н. Гречко:

«В полк прибыл командующий ВВC Закавказского военного округа С. П. Денисов... Генеральские звания в Красной Армии тогда только что были введены, поэтому слово „Генерал“ звучало ещё непривычно. Однако факт оставался фактом: в лице С. П. Денисова я видел советского Генерала, да ещё какого! Дважды Героя Советского Союза: моего ровесника... Мне, тогда Капитану, такое казалось почти недостижимым».

К сожалению, столь молниеносный служебный рост отрицательно сказался на поведении Денисова. 30-летний генерал перестал критически относиться к личным промахам и ошибкам. Он сильно пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, постепенно теряя свой багаж лётчика и авторитет командира.

В Августе 1941 года С. П. Денисов был назначен начальником Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени Мясникова.

Вспоминает лётчик-истребитель Г. В. Кривошеев:

«В Августе 1941 года наше училище из Качи эвакуируют, переводят его в Красный путь, это — между Сталинградом и Ростовом — на — Дону, там был какой — то гарнизон, но это — в степи, казарм не хватало. Нас, 7 учебных эскадрилий, разбросали по всей округе. Я был в 5-й эскадрилье, командир эскадрильи — Воротников. Сразу же организовали полк инструкторов, и он в их числе улетел на фронт. Нам дали командиром эскадрильи Победоносцева.

Когда приехали в Красный путь, назначили начальником училища дважды Героя С. П. Денисова... Зима — не за горами, и каждое звено вырыло себе землянку — прямо в земле большая яма, перекрытая брёвнами и засыпанная сверху землёй. В ней кроватей не было, а были земляные выступы, как нары. Началась зима, а у нас на 120 человек — 4 пары сапог было. Дров нет, угля нет, ничего нет, даже обед не на чем приготовить. Так отрядили курсантов, сделали сани с полозьями из лыж и за 15 километров от расположения части мы ездили и перевозили траву. Она у основания была в палец толщиной. Так на этой траве готовили, согревались. А для поддержания хорошей физической формы перед входом в столовую поставили коня и брусья, не перепрыгнешь, — в столовую не попадаешь, а есть-то, хочется.

Немцы уже подходят к Москве, Ленинград — в кольце блокады, общее настроение — ужасное. И вдруг, в ночь на 6 Декабря — боевая тревога. Мы поднимаемся, и командир эскадрильи Победоносцев говорит: „Под Москвой произошёл прорыв!“ Столько-то танков уничтожено, столько-то солдат взято в плен. Гарнизон просто воскрес! Мы воспряли, стали совсем другие люди! Весь Союз за Москву дрался! Денисов что сделал? Хоть казарм и не хватало, он взял из-под Москвы человек 20 пленных немцев, и когда мы на занятия уходили, их проводили перед нашими глазами, и он говорил: „Вот видите пленных немцев? Это под Москвой взяли“. В каком учебнике можно написать, как воспитывать в людях уверенность в себе? А у нас после победы под Москвой было очень хорошее моральное состояние, такие были у нас мудрые командиры.

К нам в землянку приходили преподаватели, проводили занятия, приносили харч, зимой мы мало летали, — не было топлива. Из самолётов были только И-16, те, что мы привезли. Ещё на Каче я успел самостоятельно на нём вылететь. Ранней весной начали летать. На самолёт дают мизер бензина, полётов мало. Готовили не весь отряд, а 1-2 человека с эскадрильи, когда они программу заканчивали, то их одевали, как следует, и отправляли на фронт. Нас закончило 5 человек, с каждой эскадрильи — по одному человеку».

Непосредственный начальник Денисова, заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа Генерал-майор авиации Игнатов, аттестуя его в 1942 году, в числе крупных служебных недостатков отметил невыполнение авиашколой плана подготовки пилотов и наличие в ней большого количества лётных происшествий. В числе причин назывались: плохая организация полётов и предполётной подготовки, слабое знание соответствующих инструкций и наставлений по эксплуатации техники постоянным и переменным составом, отсутствие постоянной жесткой требовательности начальников к подчинённым, формальное проведение методических занятий.

Летом и осенью 1942 года 2 специальные комиссии провели комплексное обследование авиашколы, отметив, что «за период командования школой тов. Денисов показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром. В отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе. Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего 2-3 дня не бывает на службе».

По материалам названных комиссий командующий ВВС Красной Армии Генерал-полковник авиации Новиков 20 Ноября 1942 года подписал приказ об освобождении Денисова от занимаемой должности, как не справившегося.

До Февраля 1943 года С.П. Денисов находился в распоряжении Управления кадров ВВС. Затем, до 14 Декабря 1943 года, был командиром 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й Воздушной армии. Дивизия обеспечивала боевые действия 2-х штурмовых авиадивизий смешанного авиакорпуса, в состав которого и входила.

Во время боёв на Курской дуге под руководством С.П. Денисова части дивизии произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боёв, сбили 73 самолёта противника, потеряв только 16 своих.

Истребители дивизии привлекались также и для уничтожения самолётов противника на аэродромах. Так, 24 Июня 1943 года 11 самолётов из состава 283-й ИАД (16-я Воздушная армия) после тщательной подготовки и опытного бомбометания на полигоне нанесли удар по аэродрому Никольское. В результате они уничтожили 4 самолёта FW-190 и взорвали 2 автомобильные цистерны.

За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание Гвардейского, а второй был награждён орденом Красного Знамени.

Трудно было в те напряжённые дни застать С.П. Денисова в штабе. Он вылетал на полковые аэродромы. На месте, в частях и подразделениях, контролировал организацию боевой работы. Помогал командирам быстрее вводить в строй пополнение лётного состава. А когда требовалось лично убедиться в боевой выучке авиаторов или же проверить, насколько результативен тот или иной способ тактики действий, добивался разрешения и в составе групп истребителей поднимался во фронтовое небо.

Командующий 16-й Воздушной армией Генерал-лейтенант авиации С.И. Руденко, констатируя соответствие С.П. Денисова занимаемой должности, отметил в то же время в числе его недостатков отсутствие желания осваивать современные истребители и чрезмерное увлечение спиртными напитками — за что получил строгий выговор от партийной комиссии 16-й Воздушной армии. В Декабре 1943 года Денисов сдал дивизию (впоследствии она стала именоваться так: 283-я истребительная авиационная Камышинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия) новому командиру и убыл в распоряжение командующего ВВС.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Александра Невского (1943); медалями: «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией» (9.05.1945).

С Февраля 1944 года служил в Главном штабе ВВС. Был старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке, что являлось значительным понижением.

В конце Апреля 1945 года начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА Генерал-майор авиации Волков в аттестации отметил:

«Генерал-лейтенант авиации С. П. Денисов в Управлении работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней. Работой в Управлении тяготится. Авторитетом среди офицеров Управления не пользуется. Партсобрания старается не посещать».

В 1946 году С. П. Денисов был направлен на авиационное отделение Военной академии Генштаба, однако проучился в ней лишь полгода и в Ноябре 1947 года в возрасте 38 лет был уволен в запас по болезни. Умер 16 Июня 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

* * *

Подводя краткий итог деятельности С. П. Денисова после Испании, О. С. Смыслов пишет в своей книге «Асы против асов»:

«Судьба известного лётчика, генерала С. П. Денисова, чьи неоднократные записки о недостатках наших истребителей 2 года не доходили до Сталина, сложилась несколько иначе, чем многих его коллег „испанцев“, уничтоженных в начале Великой Отечественной войны. Но и он себя не нашёл в военачальниках. Ведь не всегда отличный лётчик может быть отличным командиром. К сожалению, такое противоречие действует и теперь.

Сергей Прокофьевич авиашколу окончил в 1931 году. Прошёл должности младшего, старшего летчика и командира звена. Потом Испания и звание Героя Советского Союза. С 1937 года за 4 месяца Денисов вырос в званиях от Старшего лейтенанта до Полковника (Капитаном — 2,5 месяца, Майором — 1 месяц), а в должностях — от командира отряда до командира авиабригады (через эскадрилью и полк).

В 1938-м комбригом он командовал 2-й авиационной армией особого назначения на Халхин-Голе, а потом в звании комдива ВВС — 7-й армией в Советско-Финляндской войне, где стал дважды Героем Советского Союза.

С Апреля 1940 года — командующий ВВС Закавказского военного округа, но в Августе его назначают начальником Качинской авиационной школы. Кто знает, если бы он не написал тогда свои записки по качественному улучшению истребителей, где бы он был вместо Качи?.. Сталин не забыл этого поступка, потому и прощал ему многое. А прощать было что. Ведь именно там этот 33-летний Генерал в 1942 году „показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром“. По мнению проверяющих, он „в отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе... Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего по 2-3 дня не бывает на службе...“ И это в суровые годы войны!

В Ноябре 1942 года Денисова освобождают от должности и держат в распоряжении Управления кадров ВВС, а в Феврале 1943 года назначают командиром истребительной авиадивизии. Ею он командует год, но продолжает пить и не проявляет желания осваивать современные истребители. Значит, снова не справился...

Теперь его назначают с понижением — старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управление формирования и боевой подготовки ВВС. Но и там ничего не вышло. Его начальник писал: „При отсутствии у Денисова достаточной силы воли и при его слабохарактерности, столь большое возвышение вскружило ему голову, он начал пьянствовать, несерьёзно относиться к своим служебным обязанностям и личному усовершенствованию“. Даже в тылу, в тепле и уюте молодой Генерал — лейтенант и дважды Герой Советского Союза не хотел работать, не умея и не желая разрабатывать текущие документы. Периодически и в среднем раз в месяц он и там уходил в запои, продолжавшиеся от 3 до 5 дней.

В 1946 году ему дали ещё одну попытку покомандовать дивизией уже в мирном небе, но назначение не состоялось. Как итог — авиационное отделение Академии Генерального штаба, а через полгода (в Ноябре 1947 года, в возрасте 38 лет) — увольнение из армии по болезни в запас. В общем, с командира звена так ничего и не вышло, как и не вышло из некоторых его коллег, отличных и бесстрашных лётчиков в Монголии, в Испании, и в Китае...

А всё потому, что они не смогли подняться выше своего уровня — уровня командира звена и эскадрильи. В современной войне такие „военачальники“, как и те, кто отличился в Гражданской, оказались ненужными. Но при этом никто из них не отказался от высоких должностей».

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал Награды и премии

Серге́й Проко́фьевич Дени́сов (12 декабря , Россошь - 6 июня , Москва) - участник Гражданской войны в Испании , боёв на Халхин-Голе , советско-финской войны, Великой Отечественной войны , командующий ВВС Закавказского военного округа (1940-1941), командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии (1943-1944), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940), генерал-лейтенант авиации .

Биография

Родился в слободе Россошь (по другим данным на хуторе Постоялый ), в семье рабочего. По национальности русский .

Первоначальное образование получил в школе слободы Новохарьковка . В Красной армии - с 1929 года . В -1937 годах добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании , где совершил более 200 боевых вылетов, сбил лично три и в группе - четыре самолёта противника .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4), и ему присвоено воинское звание комкор . Примечательно, что Денисов стал пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.

В апреле 1940 года С. П. Денисов назначен командующим ВВС Закавказского военного округа . 4 июня 1940 года Денисову присвоено воинское звание генерал-лейтенант .

С 1947 года в отставке по болезни. Сергей Прокофьевич Денисов скончался 6 июня 1971 года в городе Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 51 (04.07.1937).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4 (21.03.1940).
  • Орден Красного Знамени МНР .
  • Медали.

Память

Напишите отзыв о статье "Денисов, Сергей Прокофьевич"

Литература

  • Черушев Н. С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2003.
  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М .: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 521. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0 .

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ». (Проверено 23 февраля 2009)

  • на сайте клуба «Память» Воронежского госуниверситета.

Отрывок, характеризующий Денисов, Сергей Прокофьевич

– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.



25.12.1909 - 06.06.1971
Дважды Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник


Д енисов Сергей Прокофьевич - лётчик-истребитель, командир отряда 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, капитан; начальник ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, комдив.

Родился 12 (25) декабря 1909 года в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии (с 1923 года - город в Воронежской области) в семье рабочего. Русский.

В Красной Армии с 1929 года, служил мотористом отряда. В 1931 году окончил военную авиационную школу пилотов, и проходил службу в должности младшего лётчика 11-й авиационной эскадрильи 111-й авиационной истребительной бригады ВВС Ленинградского военного округа. Затем был старшим лётчиком и командиром звена в 41-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года.

С ноября 1936 по апрель 1937 года старший лейтенант С.П.Денисов участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, где в рядах лётчиков-республиканцев командовал истребительным авиационным отрядом. Совершил более 200 боевых вылетов. О количестве побед С.П.Денисова данные противоречивы: он лично доложил Народному комиссару обороны СССР К.Е.Ворошилову о сбитых им лично 13 вражеских самолётов и 6 - в группе, однако документами его же авиационного отряда подтверждены 3 личные победы и 4 групповые.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 года старшему лейтенанту Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда".

По возвращении из Испании, карьера С.П.Денисова стала стремительной: в течение 1937 года он досрочно получил сразу три воинские звания. В апреле 1937 года назначен командиром эскадрильи, но уже в том же месяце стал командиром истребительного авиационного полка. С августа 1937 года командовал 142-й истребительной авиационной бригадой в Белорусском военном округе.

С 1938 года командовал 2-й авиационной армией особого назначения (Воронеж). В 1939 году был откомандирован в зону боевых действий и участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол. В том же 1939 году окончил курсы усовершенствования комсостава при Академии Генерального штаба. Пользовался доверием И.В.Сталина, которому неоднократно подавал служебные записки о недостатках советских истребителей и об их устранении по опыту боевых действий.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов, во время которой он был начальником ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Авиация подерживала наступление армии, наносившей главный удар на Карельском перешейке.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив удостаивается второй медали "Золотая Звезда", и становится пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.

С апреля 1940 года С.П.Денисов командовал ВВС Закавказского военного округа.

В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 года он начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов имени Мясникова. При проверке школы комиссией штаба ВВС были выявлены большие недостатки в организации работы школы и лично С.П.Денисова, за которые 20 ноября 1942 года он был снят с должности и направлен в распоряжение командующего ВВС Красной Армии.

С февраля 1943 года по февраль 1944 года - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Под руководством генерал-лейтенанта Денисова С.П. части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив 73 самолёта противника, потеряв 16 своих (соотношение 4:1). За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени.

Однако и на фронте генерал С.П.Денисов допустил существенные нарушения воинской дисциплины. В феврале 1944 года был с понижением направлен на тыловую работу старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управлении формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С февраля 1946 года находился в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, через четыре месяца направлен на учёбу в Высшую военную академию РККА имени К.Е.Ворошилова. С ноября 1947 года - в отставке по болезни.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Жил в городе-герое Москве. Умер 6 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Воинские звания:
старший лейтенант (1936),
капитан (1937),
майор (1937),
полковник (1937),
комбриг (22.02.1938),
комдив (8.08.1939),
генерал-лейтенант авиации (4.06.1940).

Награждён орденом Ленина (4.07.1937), 2 орденами Красного Знамени (2.01.1937, 29.08.1939), орденами Александра Невского (28.07.1943), Красной Звезды (1944), медалями, иностранным орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики 1-й степени (10.08.1939).

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)

Авиаконструктор А.С.Яковлев о С.П. Денисове :

"Летом, в конце июля 1939 года, позвонил , поинтересовался, как идут дела с истребителем.

У меня сейчас лётчик Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может дать полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.

Через полчаса в мой кабинет уже входил высокий, стройный брюнет в кителе с петлицами комбрига и Золотой звездой Героя Советского Союза на груди.

Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боев с немецкими и японскими летчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны.

Мы долго с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских истребительных самолетов, Денисов высказал свой взгляд на роль авиации бомбардировочной и истребительной не только сегодня, но и завтра, если придется воевать. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника по причине малого калибра и разноса установленных в крыльях пулемётов.

Сергей Прокофьевич рассказал о своем разговоре со , который удивил его своей осведомленностью в вопросах авиации. , по словам Денисова, оказался даже в курсе таких деталей, как вооружение английских истребителей "Спитфайр", у которых пулеметы в отличие от немецких "Мессершмиттов" с одной центральной авиапушкой и двумя синхронными (стреляющими через плоскость вращающегося винта) пулеметами далеко разнесены от оси самолета и установлены по размаху крыльев. Особенно интересовался тем, как целесообразнее вооружать истребители - пушками или пулеметами, и какой огонь действеннее - прицельный из одной крупнокалиберной пушки или рассеянный, из нескольких пулеметных стволов.

Оказывается, по этому и другим подобным вопросам Денисов еще в 1937 году, учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании, по личной инициативе написал докладную записку руководителям военно-воздушных сил и авиапромышленности. Но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя два года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и "Чаек" оставались прежними, в чём еще раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич и обратился к , который сразу же вызвал его к себе.