Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Природные особенности. Типы темперамента по Павлову

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Контрольная работа

по предмету:

« Психодиагностика »

на тему:

« Диагностика природных психофизиологических особенностей человека »

Введение

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Заключение

Литература

Введение

К природным психофизиологическим особенностям человека относятся физиологические свойства нервной системы, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылициным выделены: сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов.

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления или охранительного торможения.

Динамичность нервной системы - это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов.

Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы - скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, которые и предлагаются в нашей работе.

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Испытуемый - мужчина, 22 года, образование среднее техническое, работающий.

Исследовались следующие психофизиологические характеристики : сила нервной системы, уравновешенность нервной системы, подвижность нервной системы и работоспособность.

Методики 1.1, 1.2 и 1.3 позволяют путем анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (подвижность, уравновешенность, сила).

Оборудование к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : Для проведения обследования необходимо иметь анкеты (по количеству обследуемых), карандаши, листы для регистрации ответов.

Инструкция к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номеров вопросов (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».

Обработка результатов во всех трех методиках проводится одинаково. Подсчитывается общее количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качества.

1.1 Методика «Сила нервной системы»

5 баллов - преобладает сила нервной системы,

4 балла - имеет место сила нервной системы,

2 балла - имеет место слабость.

1 балл - преобладает слабость.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 3, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 2 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

1.2 Методика «Уравновешенность нервной системы» .

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает уравновешенность,

4 балла - имеет место уравновешенность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место неуравновешенность.

1 балл - преобладает неуравновешенность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 4, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 3 баллам.

Вывод : Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

1.3 Методика «Подвижность нервной системы»

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает подвижность,

4 балла - имеет место подвижность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место инертность.

1 балл - преобладает инертность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 7, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 4 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

1.4 Методика «Определение свойств нервной системы по психомотор ным показателям (Теппинг-тест)»

Оборудование : Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203*283), разделенные на шесть (расположенных по три в ряд) равных прямоугольников, секундомер, карандаш.

Экспериментатор подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5с работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Инструкция: «По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов . Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- Нисходящий тип : максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- Промежуточный тип : темп работы снижается после первых 10-15с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая;

- Вогнутый тип : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

Результаты обследования : на основании полученных при обследовании испытуемого результатов, построим график. По оси абсцисс откладываем пятисекундные промежутки времени, а по оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Вывод : У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Заключение

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования природных психофизиологических особенностей испытуемого, можно сделать следующие выводы:

1. У испытуемого ни одно из основных свойств нервной системы не выражено максимально сильно, все в пределах средних показателей.

2. У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

3. Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

4. У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

5. У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Испытуемому можно рекомендовать в силу относительной слабости нервной системы наиболее сложные и значимые задачи решать в начале работы, обязательно чередовать периоды работы с отдыхом для восстановления работоспособности. По возможности во время работы уменьшить влияние любых внешних отвлекающих раздражителей. Возможно во время работы переключение с одного вида деятельности на другой без потери качества.

нервная система психофизиологический уравновешенность

Список л итератур ы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук,думка, 1989

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб., 2007

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ,1990

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995 г.

5. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок возникновения, динамики ощущений, закономерности их развития. Важнейшие показатели функционального состояния центральной нервной системы. Изменения психофизиологических характеристик при невротических расстройствах. Оценка силы нервных процессов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Теоретические подходы к изучению структуры индивидуальности, сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности, мотивация и темперамент. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и особенностей мотивационной сферы.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Причины утомления, способы повышения и экспериментальное изучение умственной работоспособности учащихся. Работоспособность человека и причины возникновения утомления. Индивидуальные особенности нервной системы человека и результаты её исследований.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на поведение и поступки. Зависимость темперамента и характера от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности; формирование характера.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Основные свойства нервной системы, их влияние на успешность младших школьников. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Этапы становления личности. Эволюция взглядов на понятие "темперамент". Характер человека, его черты. Волевые качества личности. Типологические различия высшей нервной деятельности. Основные типы нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Современные классификации соматотипов, их взаимосвязь с психическим статусом. Нейродинамические свойства человека с позиций психофизиологии. Определение особенностей процессов нейродинамики у молодых женщин с астеническим и гиперстеническим телосложением.

Наука углубляется в изучение этих эксцентрических черт, становится ясно, что те особенности поведения, которые на первый взгляд кажутся незначительными, являются основой того, что означает быть человеком ", - пишут авторы статьи. На первом месте в "десятке... . Существуют предположения, что сны необходимы для переработки эмоций. Загадочными чертами, свойственными только человеку , составители "десятки" назвали также альтруизм, способность создавать произведения искусства, а также суеверия...

https://www.сайт/journal/119458

Лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами. 80 % тепла человеческого тела уходит из головы. У человека меньше мускулов, чем у гусеницы. В момент смерти мозг Ленина был в четверть нормальной величины. Самые высокие... годам. Домашняя пыль на 70 % состоит из сброшенной кожи. Зуб - единственная часть человека , лишенная способности самовосстанавливаться. На теле одного человека живет больше живых организмов, чем людей на Земле. Средняя человеческая голова весит 3,6 кг. За всю...

https://www.сайт/journal/12255

... особенности помогут вам лучше понять природу человека , часто совершающего далеко не самые логичные поступки. 1) Люди принимают решения эмоционально Решения, принимаемые людьми, основаны на чувствах, потребностях, эмоциях – не только на логике. Именно по этой причине нематериальные выгоды, которые получает человек ... продолжают использовать платное программное обеспечение. Покупку не надо навязывать – человек хочет ее совершить. Нужно только сделать предложение, которое действительно его...

https://www.сайт/psychology/16589

Предыдущих перерождений в Одном и том же(!) духовном качестве), чувствительность (восприятие) к тонким вибрациям (вместе с природным умением уйти от мирской суеты в собственное подсознание) и развитое духовное зрение Поэтому, даже если интуиция и... голову мог невольно навлечь Тяжкий Дамоклов Меч… …наказание невинного (другого) за тебя – это очень тяжело пережить… особенно человеку с чувствительной психикой, с тонкой и нежной душой и отзывчивым сердцем… …на жутком костре за собственные убеждения или...

https://www.сайт/journal/147554

Не менее не поднявшихся вверх по служебной лестнице. Другое мнение связывает карьеру и благоприятное стечение обстоятельств. "Человеку повезло, он оказался в нужном месте в нужное время,"- говорят о таких счастливчиках. В таком случае... такие "погружения" безусловно проводятся. Значительная часть исследователей считает, что корни успеха состоят в личностных особенностях человека . Что-то его должно постоянно подталкивать в стремлении занять лидирующее положение. Должен иметься какой-то внутренний...

https://www.сайт/psychology/1589

Операторы, и мы сами создаём себе жизненные программы. Поэтому и говорят, что человек – творец своей реальности. Если сознание – это мировоззрение, особенности мышления и принятия решений, интеллектуальная и эмоциональная жизнь, выстраивание отношений, функционирование физического тела... . А это то, как мы творим свою реальность. Потому что этот ракурс формирует картину Мира, особенности характера, образ жизни, привычки, хобби, отношение к людям, манеру общения. И, как обнаружили толтеки...

https://www.сайт/religion/111716

Человек и эгрегор

Пределы этой власти определяются уровнем знания, который, в свою очередь, определяет точность и границы доступной человеку информации. Человек на пути знания (джнани-йога) идет словно в тумане; первоначальная информация всегда как бы расплывчата, ... заниматься сельскохозяйственными работами. * * * Описание эгоического эгрегора будет неполным, если не упомянуть об одной его особенности . Человек , ему служащий, имеет минимальную свободу воли из всех мыслимых: он становится рабом своих желаний, то есть...

В нашей стране в начале 50-х гг. сложилось и успешно развива­ется оригинальное направление диагностических исследований пси­хофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Ра­бота школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Зада­ча же работ Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына и их сотрудников со­стояла в экспериментальном изучении этой проблемы применитель­но к человеку.

В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваи­вают они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психи­ческого склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности). Если содержание человеческой психики по сво­ему происхождению социально и передается от поколения к поко­лению только в порядке социальной преемственности, то иначе об-

стоит дело с формально-динамическими характеристиками психиче­ских процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойст­вам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и не­которых индивидуальных различий способностей и характера. Гово­ря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.

Одним из крупных достижений последних лет в дифференциаль­ной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, воз­главляемой И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), свиде­тельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматри­вать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно го­ворить о наследственной передаче особенностей.

В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность Нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств обра­зуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождест­влялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, Холерик, меланхолик, флегматик. Б.М. Теплов, проанализировав раз­витие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четы­рех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изу­чение позволит установить, сколько в действительности имеется ос­новных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочета­ниях они встречаются. В дальнейшем по мере развития исследований

*^НС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологиче-^ие свойства (лабильность, динамичность, активированность).

На сегодняшний день известны следующие основные свойства Мервной системы.

Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нерв-Яой системы) выражается в степени выносливости, работоспособности ^рвной системы, ее устойчивости к разного рода помехам.

Подвижность нервной системы (противоположный полюс - ^ертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.

Лабильность нервной системы (противоположный полюс - ма-

^я лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выража­лся в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов.

Динамичность (противоположный полюс - малая динамичность^ сказывается в быстроте образования временных нервных связей.

Активированность - это уравновешенность процессов возбуж­дения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы:

высокая активированность - преобладание возбуждения, низкая - преобладание торможения.

Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента.

1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому ши­рокому спектру могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой.

2) По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нель­зя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимо­действия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы <Б.М. Теплов, 1985).

Вследствие того что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в пове­дении, во взаимоотношениях с окружающими.

Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуаль­ных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивиду­альными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома (М.К. Акимо­ва, В.Т. Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представ­ление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно, т.е. понять свои достоинства и ком­пенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятель­ности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуаль­ных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержа­ния и характера труда вытекает, что некоторые СНС являются

предпосылками формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регла­ментируются, человека следует проинформировать, с какими труд­ностями он может столкнуться и есть ли у него возможность с уче­том его природных способностей эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомендовать челове­ку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.

Как считает К.М. Гуревич, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяются тем, насколько удает­ся соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психо­физиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Извест­но, что для относительно инертной нервной системы трудны задачи, требующие быстрого реагирования на все новое в окружающей обста­новке, и задачи, требующие быстрого перехода от одного вида деятель­ности к другому. Правило «естественного соответствия» будет наруше­но, если человек с инертной нервной системой будет овладевать про­фессией, где довольно часто возникают ситуации, требующие быстрого реагирования или переключения.

Точно такое же правило нарушается и в том случае, если чело­веку с подвижной нервной системой предлагаются такие профес­сиональные ситуации, в которых требуется неторопливость, шаб­лонность, стереотипность действий. Подвижных такая работа будет угнетать, они будут переживать ее как тоскливую и неинтересную. Конечно, в обоих случаях в результате насилия над собой, напря­женной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на короткий срок, замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естественного соответ­ствия» грубо нарушается, то увеличивается вероятность возникно­вения ошибок в работе, теряется ее эффективность.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: кажды^раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требо­ваниями, при которых именно природные формально-динамические особенности человека (темп, выносливость, работоспособность, по­мехоустойчивость, чувствительность и т.д.) являются важным фак­тором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необ­ходимо располагать этой информацией, используя для ее получения специальные диагностические методики.

§ 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

К настоящему времени дифференциальная психофизиология распо­лагает большим арсеналом методических средств диагностики СНС. прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабора­торного характера, требующие специальной аппаратуры и особого по­мещения, а также бланковые методики. Сначала кратко остановимся на истории создания методик в школе Теплова-Небылицына.

На начальном этапе изучения свойств нервной системы у человека исходным в поисках и создании методик было раскрытие с максималь­ной достоверностью физиологического содержания каждого из основ­ных свойств нервной системы, принятых в школе И.П. Павлова. Б.М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, используя методики «непроизвольных» реакций, и особенно такие, в которых непроизвольным является не только регист­рируемый индикатор, но и реакция, с помощью которой он получается. Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее однозначно определяют изучаемые свойства, и, следовательно, в контексте поставленной задачи эти методические средства действительно могут рассматриваться как основные.

Первоначально ведущая роль в изучении СНС у человека при­надлежала условно-рефлекторным методикам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И.П. Павлова на базе условно-рефлекторных методик, применимы и для описания индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегетативной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики ус­ловно-рефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС.

Подробное описание методик того периода дано в работах Б.М. Теп­лова (1985), В.Д. Небылицына (1966) и их сотрудников (см.: Типо­логические особенности высшей нервной деятельности человека, 1956, 1959, 1961, 1963 и др.). Такие методики почти всегда требуют длительной работы с испытуемым и достаточно сложного оборудо­вания, но самый главный их недостаток заключается в том, что иногда не удается выработать условные рефлексы у некоторых ис­пытуемых. Кроме того, по мере развития исследований СНС чело­века в школе Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына были открыты но­вые свойства (лабильность, активированность), которые вообще не имели условно-рефлекторных показателей. Поэтому в последние го­ды в дифференциальной психофизиологии наметились тенденции к

более широкому использованию безусловно-рефлекторных методик. (Э-А. Голубева, 1980). Как показали исследования, проводимые под руководством И.В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловлен­ность обнаруживают именно безусловно-рефлекторные характери­стики нервной системы.

Большинство диагностических методик представлено в электроэнце-фалографическом варианте. Для этого используется такой прибор, как электроэнцефалограф, и требуется специально оборудованное помеще­ние. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженно­сти того или иного свойства нервной системы у человека.

Опишем для примера электроэнцефалографическую методику диаг­ностики лабильности нервной системы. В качестве показателя берется длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия све­тового раздражителя. Испытуемый находится в затемненной экраниро­ванной камере. Он сидит в кресле с открытыми глазами. Для записи электроэнцефалограммы используется 16-канальный электроэнцефало­граф. Электроды накладываются на теменно-затылочную область голо­вы. Сначала записывается фоновая электроэнцефалограмма. Затем включается световой раздражитель яркостью 20 люкс (у глаз испытуе­мого). Длительность раздражителя - 10 с. Источником световых раз­дражителей является фотофоностимулятор. В ответ на раздражитель возникает депрессия альфа-ритма. Показателем лабильности служит средняя величина длительности депрессии альфа-ритма (в см) при по­следовательном применении 10 световых раздражителей. Восстановле­нием альфа-ритма считается появление подряд четырех альфа-коле­баний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие числовые значения, полученные по этой методике. То есть, чем лабильнее нервная система, тем быстрее происходит восста­новление альфа-ритма после прекращения действия раздражителя.

С другой стороны, чем инертнее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.

Кроме электроэнцефалографических методик для диагностики СНС используются двигательные методики. Это различные вариан­ты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук).

Так, для диагностики силы нервной системы используется пред­ложенная В.Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражитель разной громкости. Время реакции измеряется с помощью специального прибора - нейрохронометра.

Через наушники испытуемому предъявляются звуковые раздра­жители четырех интенсивностей - 40, 60, 80, 100 децибелов. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно быстрее

нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздра­жителей составляют 10-15 с. Раздражители каждой интенсивности предъявляются по 25 раз в случайном, но одинаковым для всех ис­пытуемых порядке. Звуковому раздражителю предшествует с отста­ванием в 2 с предупредительный сигнал - вспышка лампочки. По­казателем силы нервной системы по этой методике служит коэффи­циент Ь, вычисляемый из уравнения регрессии у = а + Ьх, где у - средняя величина времени реакции на раздражитель каждой интенсив­ности, х - порядковые номера интенсивностей. Большим величинам коэффициента Ь соответствует большая сила нервной системы.

Аппаратурные методики являются надежными и точными спосо­бами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, одно­значны, и большая часть таких методик считается основным рефе­рентным приемом определения СНС. В дифференциальной психофи­зиологии выработано такое правило, чтобы все новые методики ди­агностики какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический прием, как факторный ана­лиз, удается установить, что новые индикаторы образуют одну группу (один фактор) с референтными методиками, то это позволя­ет трактовать результаты новых методик в терминах теории основ­ных свойств нервной системы, т.е. считать, что новые методики из­меряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы. Подобная статистическая обработка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.

Природный раздел описания региона является первым из трех основных разделов, посвященных главным компонентам территории (природа, население, хозяйство). Эти разделы строятся в общей логике – сначала общий взгляд на компонент, затем особенности его структуры, наконец, оценка проблем и их решения (соответствующего направления политики).

Общие особенности природы – это прежде всего ее разнообразие и благоприятность для человека. Степень разнообразия измерить трудно, но можно перечислить основные ландшафты, которые здесь встречаются. Например, Башкирия весьма разнообразна в природном отношении для своих размеров. Здесь имеются ландшафты горные и равнинные, лесные и безлесные, антропогенные и естественные.

Значение для человека в плане ресурсов можно охарактеризовать через природно-ресурсный потенциал. Его можно рассчитать (в баллах или в денежном выражении) и составить рейтинг регионов.

После общей характеристики переходим к покомпонентному (структурному, отраслевому) анализу природы региона. Речь прежде всего о вертикальной структуре природы, которую составляют четыре основные планетарные оболочки, представленные в регионах своими фрагментами: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера (иногда в особую оболочку выделяют почву, называя ее педосферой). Анализ может идти в представленном здесь логическом порядке (по времени возникновения оболочек на Земле) либо с учетом особенностей региона, по значимости, по степени влияния одних оболочек на другие.

В каждой оболочке определяются плюсы и минусы для человека, сочетая описательную характеристику с оценочной. Так, литосфера – это территория (земельные ресурсы), полезные ископаемые, подземная тепловая энергия (что актуально, например, на Камчатке). Наряду с ресурсами мы должны помнить об условиях, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными. В литосфере это рельеф местности, характеристики грунта для строительства, сейсмичность и пр.

Ресурсы и условия можно таким же образом рассматривать и в рамках других оболочек. При этом не стоит упускать пока еще не используемые, но перспективные для ближайшего будущего ресурсы (они тоже входят в природно-ресурсный потенциал). Следует обращать внимание и на стихийные бедствия, случающиеся в пределах региона.

После описания вертикальной структуры природы региона есть смысл хотя бы кратко описать ее горизонтальную структуру (особенности размещения ландшафтов, ресурсов и пр.).

В анализ природных особенностей региона входит и характеристика экологической ситуации, где мы должны остановиться на местной специфике отношений человека и природы, степени нарушенности естественных ландшафтов (в т.ч. степени загрязненности территории), оценке эффективности природопользования, оценке оптимальности природных условий для жизни человека, оценке основных экологических проблем. Наконец, необходимо описание экологической политики, включая охрану природы и объекты природного наследия (от наиболее значимых до локальных).


Население.

Общий взгляд на население, с которого начинается описание социальных особенностей региона, заключается в описании того, насколько регион заселен плотно и равномерно, какими яркими чертами отличается население данной территории. Далее приступаем к более подробной характеристике населения – например, по такому плану:

1. Численность и динамика населения (включая вопрос о переписях населения).

2. Демографические характеристики, в том числе:

– естественное движение (рождаемость, смертность, естественный прирост);

– продолжительность жизни;

– миграции и др.

Демографические параметры территории имеют огромное значение для понимания всех остальных ее черт, являясь, в частности, базой в выработке многих направлений региональной политики.

3. Структуры населения:

– половозрастная;

– расово-этническая (с геногеографией);

– конфессиональная (включая преобладание религии й и конфессий в разных частях региона и среди разных категорий населения; размещение храмов, других сооружений, священных мест, центров паломничества; потоки паломников и др.);

– социальные структуры (занятость, уровень жизни, включая вопросы безработицы, социального расслоения, социальных показателей – например, индекс развития человеческого потенциала, индекс Джини и др.);

– географическая структура, или расселение (плотность населения, в т.ч. сельского; формы городского и сельского расселения, включая групповые и др.).

4. Социальные проблемы и социальная политика (демографическая, миграционная, социальная, национальная и др.).

Экономика.

Экономические особенности часто представляются настолько важными, что их описание занимает половину всей региональной характеристики или даже больше. Можно считать это креном, снижающим качество характеристики, но, с другой стороны, через экономику можно лучше понять и неэкономические черты территории.

Среди общеэкономических особенностей наибольшее внимание обычно вызывают следующие: валовой продукт, его структуры и темпы роста; состояние реформ, их очередность и успешность; хозяйственные уклады (сектора экономики), преобладающие в регионе (ресурсные, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг).

Через анализ соотношения секторов плавно переходим к характеристике отдельных секторов и отраслей, сначала останавливаясь на оценке их значимости (ведущие, дополняющие, отстающие), а затем приступая к описанию важных отраслей. Каждая из них может быть описана таким образом: роль в хозяйстве, технико-экономические особенности (ресурсоемкость, трудоемкость, водоемкость, энергоемкость и т.п.), основные формы размещения (центры, районы), основные производимые товары и услуги, избыточность и дефицитность производства (соответственно с данными о ввозе и вывозе), ведущие фирмы региона в данной отрасли.

Анализ отраслей сменяется районным описанием. Экономические районы в пределах региона важны для понимания не только его экономических особенностей, но и всех других. Элементы районирования можно рассматривать и в других разделах характеристики, но наиболее важным оно является именно для экономики.

Отдельный сюжет экономического раздела – внешнеэкономические связи. Это потоки товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, пересекающие государственные границы (иногда здесь рассматривают и связи с другими регионами). Внешнеэкономические отношения могут осуществляться в разнообразных формах, включая торговлю товарами, арендные отношения, совместные разработки природных ресурсов, создание свободных экономических зон и др.

Завершает экономический раздел характеристики региона анализ его экономических проблем и путей их решения (экономической политики).

В нашей стране в начале 50-х годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление диаг­ностических исследований психофизиологических осо­бенностей человека. Оно получило название «диффе­ренциальная психофизиология» и тесно связано с име­нами выдающихся психологов - Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Работа школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над живот­ными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына и их сотруд­ников состояла в изучении этой проблемы примени­тельно к человеку.

В дифференциальной психофизиологии принято раз­личать две стороны психики: содержательную и фор­мально-динамическую. Так, Б. М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, на­выки, то есть все то, что индивид приобретает в ре­зультате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания. Иными словами, кроме разли­чий, относящихся к содержательной стороне психиче­ской жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособно­сти, чувствительности). Если содержание человеческой психики по своему происхождению социально и пере­дается от поколения к поколению только в порядке со­циальной преемственности, то иначе обстоит дело с формально-динамическими характеристиками психиче­ских процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров -определяется некоторыми природными фак­торами, в первую очередь, основными свойствами нер­вной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б. М. Теплов (1985) от­мечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индиви­дуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они фор­мируются у. человека в период внутриутробного раз­вития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с ге­нотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот во­прос оставался открытым.

Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на -во­прос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемым И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), сви­детельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные ге­нотипом. А это означает, что данные признаки являют­ся наиболее устойчивыми, практически не изменяющи­мися в течение жизни человека. Кроме того, можно го­ворить о наследственной передаче особенностей.

В свое время И. П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комби­нации, четыре типа высшей нервной деятельности, кото­рые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флег­матик. Б. М. Теплов, проанализировав развитие пав­ловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь сис­тематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются. В дальнейшем , по мере развития иссле­дований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).

На сегодняшний день известны следующие основ­ные свойства нервной системы:


  1. Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) выражается в сте­пени выносливости, работоспособности" нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам.

  2. Подвижность нервной системы (противополож­ный полюс - инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их дви­жения.

  3. Лабильность нервной системы (противополож­ный полюс - малая лабильность, или, как и во вто­ром случае инертность) выражается в скорости возник­новения и исчезновения нервных процессов.

  4. Динамичность (противоположный полюс - ма­лая динамичность) сказывается на быстроте образова­ния временных нервных связей.

  5. Активированность - это уравновешенность про­цессов возбуждения и торможения: говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность -
    преобладания возбуждения, низкая - преобладание торможения.
Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента:

  1. Каждое свойство нервной системы, как генотипический признак, имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру, могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилуч­шие результаты во взаимоотношении индивида со сре­дой.

  2. По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы харак­теризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной си­стемы (Б. М. Теплов, 1985).
Вследствие того, что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них вни­мания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в по­ведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Следует коротко остановиться на некоторых наибо­лее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учите­ля различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индиви­дуальными психофизиологическими особенностями уча­щихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организо­вать свою работу в классе и дома (М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать пра­вильно, т. е. понять свои достоинства и компенсиро­вать свои недостатки, возникают дефекты познаватель­ной деятельности, что прямо оказывается на успевае­мости.

В системе профессиональной ориентации и профес­сиональной консультации, в управлении формировани­ем профпригодности, в профессиональном отборе так­же очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС явля­ются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то важно обратить внимание челове­ка на наличие в выбранной им профессии таких спе­цифических требований. В том случае, когда эти тре­бования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, то человека следует проинформиро­вать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность, с учетом его природных способностей , эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомен­довать человеку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.

Как считает К. М. Гуревич, успех в профессио­нальной деятельности и удовлетворенность трудом час­то определяется тем, насколько удается соблюсти пра­вило «естественного соответствия», т. е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Известно, что для относи­тельно инертной нервной системы трудны задачи, тре­бующие быстрого реагирования на все новое в окру­жающей обстановке, и задачи, требующие быстрого пе­рехода от одного вида деятельности к другому. Прави­ло «естественного соответствия» будет нарушено, если человек с инертной системой будет овладевать профес­сией, где довольно часто возникают ситуации, требую­щие быстрого реагирования или переключения.

Точно такое же правило нарушается и в том слу­чае, если человеку с подвижной нервной системой пред­лагаются такие профессиональные ситуации, в кото­рых требуются неторопливость, шаблонность, стереотип­ность действий. Подвижных такая работа будет угне­тать, они будут переживать ее как тоскливую и неинте­ресную. Конечно, в обоих случаях в результате наси­лия над собой, напряженной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на ко­роткий срок замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естествен­ного соответствия» грубо нарушается, то увеличивает­ся вероятность возникновения ошибок в работе, теря­ется ее эффективность.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкивать­ся с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенно­сти (темп, выносливость, работоспособность, помехоус­тойчивость, чувствительность и т. д.) являются важ­ным фактором при достижении профессиональной ус­пешности, продвижении на более высокую ступень ус­воения знаний, навыков, умений, необходимо распола­гать такой информацией о человеке, используя специ­альные диагностические методики.

§ 2. Методика диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека

К настоящему времени дифференциальная психофи­зиология располагает большим арсеналом методиче­ских средств диагностики СНС, прошедших все необхо­димые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и осо­бого помещения, а также бланковые методики. Снача­ла кратко остановимся на истории создания методик в школе Теплова-Небылицына.

На начальном этапе изучения свойств нервной сиетемы у человека исходным в поисках и создании мето­дик было раскрытие с-максимальной достоверностью физиологического содержания каждого из основных свойств нервной системы, принятых в школе И. П. Пав­лова. Б. М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, ис­пользуя методики «непроизвольных» реакций, и особен­но такие, в которых «непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помо­щью которой он получается» (В.Д. Небылицын, L978, с. 301). Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее од­нозначно определяют изучаемые свойства, и, следова­тельно, в контексте поставленной задачи эти методиче­ские средства действительно могут рассматриваться как основные.

Первоначально ведущая роль в изучении СНС у че­ловека принадлежала условнорефлекторным методи­кам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И. П. Павлова на базе условнорефлекторных ме­тодик, применимы и для описания индивидуальных осо­бенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегета­тивной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условнорефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС.

Подробное описание методик того периода дано в работах Б. М. Теплова (1985), В. Д. Небылицына (1966) и их сотрудников (см. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, 1956, 1959, 1961, 1963 и др.). Такие методики почти всегда требу­ют.длительной работы с испытуемым и достаточно сложного оборудования, но самый главный их недоста­ток заключается в том, что иногда не удается вырабо­тать условные рефлексы у некоторых испытуемых. Кро­ме того, по мере развития исследований СНС человека в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына были от­крыты новые свойства (лабильность, активированность), которые вообще не имели условнорефлекторных пока­зателей. Поэтому в последние годы в дифференциаль­ной психофизиологии наметились тенденции к более широкому использованию безусловнорефлекторных ме­тодик (Э. А. Голубева, 1980). Как показали исследо­вания, проводимые под руководством И.В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловленность обнаружива­ют именно безусловнорефлекторные характеристики нервной системы.

Большинство диагностических методик представле­но в электроэнцефалографическом варианте . Для это­го используется такой прибор, как электроэнцефало­граф, и требуется специально оборудованное помеще­ние. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.

Опишем для примера электроэнцефалографическую методику диагностики лабильность нервной системы. В качестве показателя берется длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия светового раздражителя. Испытуемый находится в затемненной экранированной камере. Он сидит в кресле с открыты­ми глазами. Для записи электроэнцефалограммы ис­пользуется 16-канальный электроэнцефалограф. Элек­троды накладываются на теменно-затылочную область головы. Сначала записывается фоновая электроэнцефа­лограмма. Затем включается световой раздражитель яркостью 20 люкс (у глаз испытуемого). Длительность раздражителя - 10 сек. Источником световых раздра­жителей является фотофоностимулятор. В ответ на раз­дражитель возникает депрессия альфа-ритма. Показа­телем лабильности служит средняя величина длитель­ности депрессии альфа-ритма (в см) при последова­тельном применении 10 световых раздражителей. Вос­становлением альфа-ритма считается появление подряд четырех альфа-колебаний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие чис­ловые значения, полученные по этой методике. То есть, чем лабильнее нервная система, тем быстрее происхо­дит восстановление альфа-ритма после прекращения действия раздражителя. С другой стороны, чем инерт­нее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.

Кроме электроэнцефалографических методик, для диагностики СНС используются двигательные методи­ки. Это различные варианты измерения времени реак­ции человека на внешний раздражитель (свет, звук)..

Так, для диагностики силы нервной системы исполь­зуется предложенная В. Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражители разной громкости. Время реакции измеряется с помощью спе­циального прибора - нейрохронометра.

Через наушники испытуемому предъявляются звуко­вые раздражители четырех интенсивностей- 40, 60, 80, 100 децибеллов. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно "быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздражителей со­ставляют 10-15 сек. Раздражители каждой интенсив­ности предъявляются по 25 раз в случайном, но одина­ковом для всех испытуемых порядке. Звуковому раз­дражителю предшествует с отставанием в 2 сек. пре­дупредительный сигнал - вспышка лампочки. Показа­телем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент «в», вычисляемый из уравнения регрес­сии у = а + вх, где у - средняя величина времени реак­ции на раздражитель каждой интенсивности, х - по­рядковые номера интенсивностей. Большим величинам коэффициента «в» соответствует большая сила нервной системы.

Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, наиболее однозначны и большая часть таких методик считается основными референт­ными приемами определения СНС. В дифференциаль­ной психофизиологии выработано такое правило, что­бы все новые методики диагностики какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический, прием, как факторный анализ, удается установить, что новые индика­торы образуют одну группу (один фактор) с референт­ными методиками, то это позволяет трактовать резуль­таты новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, то есть считать, что новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы. Подобная статистическая об­работка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.

§ 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности

Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие диаг­ностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы быть использованы в нелабораторных условиях и были пригодны для мас­сового обследования. Под руководством К. М. Гуревича были разработаны бланковые методики, диагности­рующие проявления основных свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (В. А. Данилов, 1973; В. Т. Козлова, 1981). Но такая работа могла быть начата лишь после того, как работами Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их сотрудников были выяснены * вопросы, касающиеся физиологического содержания каждого свойства, и разработаны методики, однознач­ные по своей сути, обладающие высокой надежностью, стабильностью и валидностью. Сопоставляя новые ме­тодики с теми, которые в школе Б. М. Теплова- В. Д. Небылицына названы основными, референтными методиками определения основных свойств нервной си­стемы, удалось отобрать наиболее удачные диагности­ческие пробы проявления СНС на уровне мыслительно-речевой деятельности.

Остановимся на рассмотрении этих методик более подробно. Переход к диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких мето­дических приемов, которые были бы адекватны постав­ленной задаче, а именно: стимулировали, актуализиро­вали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в которых испытуемый оперирует вербальным материалом.

Некоторые диагностические приемы, разработан­ные тестологами, после соответствующих модификаций оказалось возможным применить как пробы диагности­ки проявлений свойств нервной системы в мыслитель­но-речевой деятельности.

Для того чтобы из общего результата по тесту можно было выявить такие особенности мыслительно-речевой деятельности, которые обусловлены СНС, не­обходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно добиться, если, во-пер-. вых, использовать материал, который является доста­точно простым, элементарным, доступным для понима­ния всеми, кто владеет знаниями хотя бы в объеме не­полной средней школы. Во-вторых, если более строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы она была бы относительно однородна по уровню образования ис­пытуемых и по их профессиональной деятельности (гу­манитарной, технической и т. п.). Почему важно учи­тывать состав выборки при диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности? Хотя- вер­бальные методики затрагивают самый минимальный уровень знаний, которым должны обладать все лица 6-7 лет обучения, и в этом смысле они имеют равные возможности для успешного выполнения заданий, не следует забывать, что навык выполнять даже самые простые мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут проявляться между те­ми, кто по роду своей деятельности имеют большую тренировку в мыслительно-речевых операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длитель­ного и регулярного оперирования словесным материа­лом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выбор­ка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования. Можно предполо­жить, что люди, имеющие тренировку в выполнении мыслительно-речевых операциях, будут более успешно справляться с вербальными методиками по сравнению с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных выборках в каждой из них можно выделить группы испытуемых, резко различающихся по СНС (например, сильные-слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью ко­торого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно будет в каждой выбор­ке свой.

При соблюдении таких требований можно рассчи­тывать, что количественные показатели выполнения за­даний отразят природные, нейрофизиологические осо­бенности испытуемых. Построенные таким образом ме­тодики уже нельзя отождествлять с традиционными тестами, Они являются способами обнаружения инди­видуальных различий по формально-динамическим ха­рактеристикам мыслительно-речевой деятельности, обус­ловленных СНС.

Были разработаны бланковые методики, диагности­рующие проявления в мыслительно-речевой деятельно­сти таких основных СНС, как лабильность (В. Т. Коз­лова, 1981) и сила (В. А. Данилов, 1973).

1) Методики диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.

Под лабильностью нервной системы принято пони­мать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель.

Проявления лабильности-инертности нервной систе­мы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятель­ности (например, в динамике речевого выражения мыс­лей, в скорости актуализации имеющихся знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т. д.).

Разработаны две методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему ин­струкции, т. е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса: немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает пре­кращение предыдущего процесса и возникновение сме­няющего его нового процесса. Следовательно, методи­ки адресуются к той динамической характеристике мыс­лительно-речевой деятельности, которая детерминиру­ется скоростью возникновения и исчезновения нервного


процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих рав­ных условиях ее функцией.

По замыслу исследования основным показателем проявления лабильности должна быть быстрота и чет­кость восприятия и выполнения элементарных мысли­тельно-речевых операций, причем темп работы испыту­емых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотре­нию. Психодиагностические пробы являются кратковре­менными и не вызывают у испытуемых состояния утом­ления.

Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет.

Методика «исполнение инструкций»

Методика представляет собой модификацию амери­канского теста, взятого из серии, известной под назва­нием «Альфа» (С. Hull, 1928). Этот тест типа «каран­даш и бумага». Он не актуализирует какого-то опреде­ленного логического вида мыслительных операции. Ус­пешность зависит от быстрого и правильного выполне­ния простых указаний. Специфика исполнения теста за­ключается в быстром и точном их схватывании и по­следующей реализации, предельно простой по смыслу и осуществляющейся несколькими движениями каран­даша на карточке или бланке.

В методике использовался главным образом прин­цип составления заданий теста из серии «Альфа», но процедура проведения опыта была существенно изме­нена. Во-первых, на выполнение каждого задания от­водился более короткий промежуток времени, чем в се­рии «Альфа», во-вторых, интервалы между заданиями были строго фиксированными и минимальными. Как только истекало время, отведенное на исполнение зада­ния, тотчас следовала инструкция для выполнения сле­дующего.

Процедура проведения опыта

Она состоит в следующем: испытуемому (диагности­рование проводится индивидуально) последовательно предъявляют карточки, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры и т. п. Могут быть и пустые карточки. Перед началом опыта ему дается об­щая инструкция: «Вам будут говорить, что вы должны на каждой карточке делать. Слушайте очень внима­тельно, т. к. указания повторяться не будут. Как толь­ко вам скажут «начали», вы приступаете к работе. Как только вам скажут «Стоп» - прекращаете работу, от­кладываете данную карточку и берете следующую. На каждое задание отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, считается, что задание не выполнено. Будьте внимательны и работайте с макси­мальной быстротой». Далее с испытуемым проводятся пробные упражнения. Как только он подтверждает, что условия эксперимента усвоены, начинается основной опыт. Время на выполнение каждого задания фикси­руется по секундомеру. Оно варьируется в зависимости от характера заданий от 2 до 5 секунд. Испытуемый знает, сколько времени отводится на исполнение зада­ния. Эксперимент проводится в высоком темпе: сразу же после команды «стоп» зачитывается следующее за­дание. Время эксперимента 7 минут. Показателем слу­жит сумма неправильно выполненных заданий и зада­ний, не выполненных вовсе.

Примеры: Карточка 28.

«Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила над четными цифрами и под нечетными. Начали!». На выполнение дается 4 секунды.

Карточка 35.

«Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией - стрелку, направленную вправо. Нача­ли!». На работу отводится 2 секунды.

Методика «Код»

Методика представляет модификацию теста, опубли­кованного в книге Л. Терстона (L. Thurstone, 1957). В этом тесте от испытуемого требуется заменить услов­ные обозначения цифрами, т. е. диагностируется умение точно и быстро выполнять операции декодирования.

В разработанном варианте методика состоит в следую­щем: испытуемый получает бланк, на котором написа­ны последовательно цифры от 0 до 9; под каждой циф­рой стоит ее условное обозначение (в виде точек и ти­ре). Затем испытуемому предъявляются карточки, на которых изображены только условные изображения, и предлагается как можно быстрее написать рядом со­ответствующие цифры. Бланк с цифрами и условными, обозначениями лежит перед испытуемым.

Ему дается следующая инструкция: «Перед вами ряд цифр, каждой цифре соответствует свое условное обозначение. Этот бланк будет лежать перед вами в течение всего опыта. Заучивать обозначения вам не на­до. Вы получите карточки, на каждой из которых на­писаны по 4 ряда условных обозначений. Вы должны будете эти условные обозначения как можно быстрее расшифровать, написав рядом соответствующие цифры. Как только вам скажут: «Начали», вы приступаете к работе. Как только вам окажут: «Стоп», вы прекра­щаете работу, откладываете данную карточку и берете следующую. На выполнение задания отводится мало времени. Если вы в это время не укладываетесь, вчита­ется, что задание не сделали. Работайте как можно быстрей и безошибочно».

После проведения пробных упражнений начинает­ся основной опыт. Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по четыре ряда условных обозначе­ний (каждый ряд состоит из трех условных обозначе­ний), таким образом, в течение эксперимента испытуе­мый должен расшифровать 40 рядов условных обозна­чений. Время выполнения одинаково для всех карточек и равняется 11 секундам. Испытуемому это время не­известно. Весь эксперимент длится 2 минуты. Показа­телем служит количество ошибок: неправильно рас­шифрованные и пропущенные обозначения.

2) Методики диагностики проявлений силы нервной системы в мыслительной деятельности.

Одной из основных характеристик силы нервной си­стемы является способность нервных клеток больших полушарий выдерживать более или менее длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в тор­мозное состояние. Эта способность и была использована в качестве индикатора силы в мыслительно-рече­вой деятельности. Были использованы известные тесты «Исключение», «Образование аналогий», вариант «Ас­социативного эксперимента», модифицированные в со­ответствии с задачей исследования.

Исследователя, изучавшего с помощью тестов про­явление силы нервной системы, интересовал не сам по себе уровень сформированное™ у испытуемых умения совершать подобные мыслительные операции, а дина­мика их работоспособности во время решения этих за­даний. Мыслительные операции выполняли роль интел­лектуальной нагрузки и активизировали второсигналь-ную деятельность. Методики рассчитаны на любой воз­раст, начиная с 14 лет.

Методика «Исключение»

Вариант разработанной методики представляет на­бор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому дается следующая инструкция: «Четыре из пяти слов в каждом задании являются однородными понятиями и могут быть объединены по одному обще­му признаку, а одно слово «лишнее», т. е. выпадает из этой классификации. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каждого зада­ния ограничено, и, если вы не успеваете отыскать «лиш­нее» слово, вы по команде экспериментатора: «Даль­ше», - должны тут же приступить к решению следую­щего задания, не задерживаясь на нерешенном. Ста­райтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только «лишнее» слово».

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ис­пытуемый решал по 10 заданий совместно с экспери­ментатором, который давал при необходимости допол­нительные объяснения. Затем испытуемому предлага­лось эти тренировочные серии выполнить в темпе, со­ответствующем основному эксперименту.

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 секундам. Все задания напечатаны на 5 по­следовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:


Лошадь, петух, баран, корова, коза.

Слива, яблоня, клен, крыжовник, смородина.

Методика «Образование аналогий»

Вариант методики представляет набор заданий, каж­дое из которых состоит из трех слов. Слева располага­ются пары слов-образцов, а справа дается одно сло­во, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару. Ему дается следующая инструкция: «Вам предлагается три слова. Между словами, стоя­щими в левой половине бланка существует определен­ная связь. Вы должны к слову, стоящему в правой части бланка, подобрать такое, где существовала бы аналогичная, та же самая связь. Вы должны назвать его. После этого вам следует немедленно приступить к решению следующего задания. Время на решение каж­дого задания ограничено, и, если вы не успеваете по­добрать нужное слово, вы по команде эксперимента­тора: «Дальше», - тут же должны приступить к реше­нию следующего задания, не задерживаясь на нерешен­ном. Старайтесь не терять времени. Читайте слова в заданиях «про себя», а вслух называйте только иско­мое слово».

Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5 секундам. Все задания напечатаны на 5 после­довательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом.

И в этом случае прежде, чем приступить к выполне­нию заданий, испытуемый решал по 10 заданий сов­местно с экспериментатором, получая при необходимос­ти дополнительные объяснения. Затем испытуемый эти задания выполнял в темпе, соответствующем основно­му эксперименту.

Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.

Примеры:


    Птица - летать Змея -

  1. Платье - портной Туфли -
Методика «Ассоциативный эксперимент»

В этой методике был использован прием много­кратного повторения через 5-7 «фоновых слов» одного и того же условного раздражителя - «тестового» сло­ва. Эксперимент был построен на том, что слово при его многократном повторении будет, постепенно затор­маживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на соблюдении данного слова с другими сло­вами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциаций. Од­нако такое ослабление связей не у всех людей происхо­дит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нерв­ных процессов. Увеличение времени ассоциаций с чис­лом предъявлений тест-слова и должно характеризо­вать силу нервных процессов.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесен­ное экспериментатором, вы должны как можно быстрей отвечать одним словом, первым, которое приходит в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные вами при ответе на одно из предыдущих слов экспери­ментатора. Использовать можно только нарицательные существительные (глаголы, прилагательные, имена соб­ственные и т. д. использовать нельзя). Итак, не пов­торяться, говорить только существительные, работать как можно быстрее».

Затем испытуемому зачитывается ряд из 30 слов, не используемых в основном опыте, чтобы проверить, на­сколько им усвоена инструкция. При необходимости даются дополнительные разъяснения.

Предварительно глаза испытуемого закрываются лепкой повязкой: тем самым исключалась возможность использовать предметы окружающей среды в качестве опоры при поиске слов-ответов. Слова эксперимента­тора и ответы испытуемых записываются на магнито­фонную пленку. Очередное слово экспериментатор про­износит сразу же после ответа испытуемого на преды­дущее слово. Фиксируются латентные периоды ответов на первые 8 и последние 8 предъявлений тест-слов.

Показателем динамики работоспособности в течение эксперимента служило отношение усредненной суммы 8 латентных периодов ответов на «тестовое» слово в конце и начале опыта.

Способы проверки методик. Была проведена тщательная проверка разработанных методик на надеж­ность и валидность. Надежность устанавливалась 2-мя способами:

1. Вычислялся коэффициент надежности, отражаю­щий однородность методик.. Для этого был применен способ «расщепления» на четные и нечетные задания. Коэффициенты надежности имеют следующие величины:

«Исполнительная инструкция» -0,86 р≤0,001

«Код» -0,89 »

«Исключение» - 0,88 »

«Образование аналогий» - 0,87 »

«Ассоциативный эксперимент» - 0,61 »

2. Вычислялся коэффициент стабильности исследуе­мых психофизических свойств. Получены следующие результаты:

«Исполнительная инструкция» -0,92 р≤0,001

«Код» -0,70 »

«Исключение» -0,61 р≤0,005

«Образование аналогий» -0,60 »

«Ассоциативный эксперимент» -0,60 »

Приведенные показатели говорят о том, что надеж­ность разработанных методик является удовлетворительной.

Валидизация методик проводилась также по 2-м на­правлениям.


  1. Выявлялась теоретическая валидность методик путем сопоставления новых методик с результатами ре­ферентных индикаторов, имеющих тот же типологиче­ский смысл.

  2. Определялась прагматическая валидность путем сопоставления результатов методик с внешними крите­риями. Исследовался прием, который ближе всего к валидности «по одновременности». В одном случае в ка­честве внешнего критерия был использован субъектив­ный критерий оценки - оценка испытуемым самого се­бя по специально разработанной анкете. В другом слу­чае внешним критерием являлись некоторые индивиду­альные способы и приемы игры в шахматы, зависящие
    от лабильности и силы нервной системы.
Полученные данные позволяют сделать вывод о пра­гматической валидности новых методик.

§ 4. Метод наблюдения

Помимо высокоформализованных методик диагнос­тики проявлений СНС в дифференциальной психофизио­логии не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод - наблюдение за поведением че­ловека %в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивиду­альные особенности, обусловленные СНС. Однако бы­ло бы ошибкой считать этот способ определения СНС легким, простым и быстрым. Как писал Б. М. Теплов, «он легче только в том смысле, что не требует лабора­тории, специального оборудования и т. п. Но зато он требует от исследователя не меньше, если не больше, чем лабораторный эксперимент, творческой мысли, дли­тельного и кропотливого собирания материала и уме­ния научно обработать этот материал».

При использовании метода наблюдения важно стро­го соблюдать следующие требования:

1. Наблюдение должно быть длительным, система­тическим, а не случайным и эпизодическим. Исследова­тель должен наблюдать за индивидом" в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в его поведении. Именно по­стоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности - свой­ства нервной системы. Например, исследователь заме­тил, что ученик на последнем уроке невнимателен, плохо слушает объяснения учителя, неудачно отвечает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как сла­бого по своим психофизиологическим особенностям? По­ка нет, поскольку единичного наблюдения недостаточ­но. Возможно снижение работоспособности объяснимо плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связана с усталостью и возникла из-за каких-то по­сторонних забот, из-за того, что его мысли далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащего­ся, он может предположить, что причиной его утомле­ния является слабая нервная система. Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмот­реть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить его особенности, обнаруженные в разнооб­разных условиях, друг с другом.

2. Необходимо рассматривать результативную и про­цессуальную стороны проявлений СНС вместе, без от­рыва друг от друга. Так, например, нельзя только по продуктивности в какой-либо деятельности судить о представленности силы-слабости нервной системы. В са­мом деле, если «слабый» хорошо обучен, правильно го­товится к работе, владеет специальными компенсатор­ными способами выполнения, он может по продуктив­ности деятельности не отличаться от «сильного». Но за­то наблюдения за тем, как протекает деятельность, ког­да наступает и как проявляется утомление, какой ре­жим работы для него наиболее благоприятен, дадут гораздо больше для характеристики его нервной систе­мы, чем показатели продуктивности его работы.

Исследователями разработана схема наблюдений за поведением человека в ситуациях, в которых наиболее отчетливо проявляются индивидуальные особенности, обусловленные силой, лабильностью и подвижностью нервной системы (М. К. Акимова, В. Т. Козлова).^ схе­му наблюдений включены в основном ситуации учебной деятельности. Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных клас­сов, т. к. для этого возрастного уровня, кроме исследо­ваний с применением специального лабораторного обо­рудования (эледтроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических методик СНС.

Схема наблюдений включает в себя порядка 70 по­казателей. Используя ее, можно выделить как крайние полюса проявлений СНС (сильная-слабая нервная си­стема, подвижная-инертная нервная система и т. д.), так и промежуточные, в средней степени выраженные проявления. Каждый показатель оценивается по пяти­балльной системе. Так, например, для оценки проявле­ний силы нервной системы используется следующая шкала:

5 баллов - проявление силы нервной системы выражено ярко; часто себя обнаруживает; особенности, характер­ные для проявления слабой нервной системы, не встречаются совсем;

4 балла - проявление силы нервной системы выраже­но заметно, но непостоянно; особенности противоположного характера (слабой нервной системы) проявляются очень редко;

3 балла - проявления сильной и слабой нервной систе­мы выражены нерезко; иногда могут встречаться яркие проявления крайних полюсов, но по числу случаев их появления они уравновешивают друг друга;

2 балла - проявления слабой нервной системы выраже­ны заметно, но непостоянно; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;

1 балл - проявление слабой нервной системы выраже­но ярко; часто себя обнаруживает; особенности проти­воположного характера не встречаются совсем;

0 баллов - нет сведений для оценки данного показателя.

По аналогичной шкале дается оценка проявлений подвижной и лабильной нервных систем.

Чтобы повысить вероятность того, что подмеченные особенности не случайны, можно наблюдения допол­нить другим неэкспериментальным методом - анкетой, предназначенной для оценки проявлений свойств нерв­ной системы в жизненных ситуациях как самим рес­пондентом, так и теми, кто его хорошо знает (родителя­ми, друзьями, учителями и т. п.).

Разработаны две анкеты, в одной из которых ста­вятся вопросы, касающиеся проявлений силы нервной системы (Я. Стреляу), а в другой-лабильности и под­вижности нервной системы (В. Т. Козлова). Отвечаю­щий должен из 5 приведенных ответов выбрать тот, ко­торый, по его мнению, соответствует реальности.

Нужно обратить внимание на такой момент: не сле­дует для диагностики проявлений свойств нервной си­стемы пользоваться только анкетами. Если при исполь­зовании строго формализованных методик или при дли­тельном наблюдении нельзя исключить ошибок в диаг­нозе, то при применении только одних анкет такая ве­роятность возрастает еще больше. Анкеты следует ис­пользовать только в сочетании с другими методами как: дополнительный способ познания индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

  2. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основ­ные свойства нервной системы. - М., 1970.

  3. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной систе­мы. - М., 1966.

  4. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования.-М., 1981.

  5. Теплов Б. М. Избранные труды.-М., 1985, т. II.