Государственное управление ссср в годы правления брежнева. Научный коммунизм - коллективность руководства Ссср в годы коллективного руководства

После смерти И.В. Сталина власть сосредоточилась в руках небольшой группы политиков из ближайшего окружения: председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра объединенного МВД Л.П. Берия и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Внутри это го «триумвирата» началась борьба за лидерство.

Первый этап - период «триумвирата» - Берия, Маленков, Хрущев (март-июнь 1953 г.); второй - период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 - январь 1955 г.); третий - период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955 - июнь 1957 г.); четвертый - период единоличного лидерства Хрущева и формирование оппозиции «молодого» аппарата (июнь 1957 - октябрь 1964 г.).

Возможное усилие Л.П. Берия заставило Маленкова и Хрущева объединится. Уже в июне 1953 г. Берия удалось устранить, он был арестован по обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и расстрелян в декабре того же года.

Власть начала перемещаться к Секретарю ЦК КПСС Хрущеву. В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г.М. Маленков.

В течение 1953-1955 гг. были пересмотрены все основные политические дела послевоенного времени. Были сняты политические обвинения с репрессированных народов (че­ченцев, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья). Началась реабилита­ция и освобождение из лагерей политических заключенных.

Процесс реабилитации жертв сталинских репрессий усилился после XX съезда КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе осуждался массовый террор, нарушения внутрипартийной демократии и принципа «коллективного руководства» Сталиным.

В июне 1957 г. из партийно-государственного руководства была выведена «антипар­тийная» (т.е. антихрущевская) группа политиков (Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др.) В 1958 г. Хрущев становится председателем Совета Министров. Таким об­разом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государ­ственную власть.

Известный политический и государственный деятель. Эпоха 50-60-х. С 09.1953 года генеральный секретарь, 1958 председатель Совета Министров.

После смерти Сталина в 03.1953 года в нашей стране не было лидера. Он был одним из секретарей КПСС, Моленков – председатель Совмина, следующий участник триумвирата, Берия – первый заместитель Моленкова. Органы МВД и безопасности были объединены, Этим мощным силовым монстром управлял Берия. Моленков участвовал в репрессиях п/в ленинградского актива. Борьба за власть. Хрущёв и Моленков объединили вокруг себя высшее руководство. Берия бы арестован в 1953 году. Он был объявлен врагом народа. В 12.1953 года Берия был расстрелян. К осени 1953 года Хрущёв лидер № 1.

Хрущёв был подвержен тенденциям: сначала прославляется, а после отставки или смерти – нигилистическая критика. Хрущёва обвинили в субъективизме и волюнтаризме. Во время перестройки усилился интерес к Хрущёву (в конце 80-х годов). Увидели генезис нового перестроечного течения.

Критика культа личности сталина (20,22 съезды.)

После смерти Сталина (март 1953г.) были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секритариат ЦК партии возглавил Хрущев-известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина.

Основная роль в ней принадлежала Хрущеву, избранному в сентябре 1953г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел 20 съезд КПСС (февраль 56г). На закрытом заседании съезда выступил Хрущев с докладом “О культе личности и его последствиях”. В докладе содержались сведения о массовых расстрелах людей и о депортации народов в 30-40гг. Причины массовых репрессий связывались с культом личности Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. После окончания работы съезда проходило чтение доклада на собраниях партийных организаций. Публичное осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа личности Сталина вело к падению авторитета СССР и Комунистической партии на международной арене.

Борьба с «культом личности» Сталина и возвращение жертв сталинского террора, антисталинские настроения шли также от Моленкова. Звёздный час Хрущёва – доклад о «культе личности». Хрущёв был непоследователен, его большая ограниченность. Он не довёл до конца реабилитацию жертв сталинского террора. Хрущёв сам на 14-м съезде партии поддерживал Сталина. Хрущев не поставил вопрос о жертвах сталинской политики раскулачивания, не поставил вопрос о реабилитации оппозиционеров. Хрущёв внёс вклад в ликвидацию национального вопроса: о немцах Поволжья и крымских татар.

Хрущёв провозгласил курс на внедрение общественных начал: возникли инициативы вводить должности на общественных началах. Подход к совершенствованию нашей советской демократии Хрущёвым был авторитарным, он не подключил к ней народные массы. Не было мысли о демократизации Советов (Советы=> парламентский институт).

Рамки критики "культа" очерчивало опубликованное в июне 1956 г. постановление ЦК "О преодалении культа личности и его последствий". В нем предлагалось объяснение объективных и субъективных причин возникновения этого феномена. Постановление объявляло культ следствием борьбы отживших классов с политикой советской власти, наличием острой фракционой борьбы. Все это приводило к ограничению демократии, к чрезмерной бдительности и централизации.

22 съезд КПСС состоялся в Москве 17-31 окт. 1961. Принял программу КПСС, в которой, в частности, утверждалось, что к 1980 году . 22-й съезд одобрил политический курс и практическую деятельность ЦК КПСС, подвёл итоги труда и борьбы советского народа, руководимого Коммунистической партией, за период, прошедший со времени Двадцатого съезда КПСС (1956), и принял новую Программу Коммунистической партии Советского Союза, в которой определены перспективы дальнейшего движения советского народа к коммунизму.

Система коллективного руководства Система управления при Н.С.Хрущеве Система управления при Л.И.Брежневе Прочитайте в учебнике стр и дайте сравнительный анализ политики Л.И.Брежнева и Н.С.Хрущева.


Темпы экономического роста СССР в гг.


Экономические реформы 1965г. Реформа в сельском хозяйствеРеформа в промышленности Уменьшение плана обязательных поставок зерна. Установление твердого плана закупок продукции на 5 лет. Повышение закупочных цен. Введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию. Введение гарантированной оплаты труда колхозников. Отмена ограничений в отношении ЛПХ. Укрепление МТБ сельского хозяйства. Переход от территориального принципа управления к отраслевому. Совершенствование планирования и повышение самостоятельности предприятий (хозрасчет). Усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов.














Причины трудностей в экономике Сопротивление бюрократической советской системы. Сворачивание экономических методов. Отсутствие конкуренции, дефицит товаров. Нерациональное использование рабочей силы. Диспропорции в экономике. Эксплуатация природно-географического фактора.


Мероприятия, проводимые СССР в период разрядки напряженности в международных отношениях Меры по закреплению послевоенных границ Меры по укреплению безопасности в Европе Меры по укреплению отношений между СССР и США Меры по ограничению ядерных вооружений Прочитайте §35 и заполните таблицу.


Домашнее задание Прочитать § Заполнить таблицу «Мероприятия, проводимые СССР в период разрядки напряженности в международных отношениях». Письменно ответить на вопрос 7 стр Подготовить сообщения по темам: – «Пражская весна 1968г.» – Война в Афганистане.






1970-е гг. - разрядка Причины: Наметилось ухудшение советско-китайских отношений Происходит американо-китайское сближение Устанавливается военно-стратегический паритет между США и СССР Осознание бессмысленности наращивания количества вооружений Военные расходы Экономическая выгода от сотрудничества


Приведите в соответствие 1. Заключительный акт по СБСЕА) 1968г. 2. Визит в Москву президента США Р.Никсона Б) 1971г. 3. ОСВ - 2В) 1972г. 4. ОСВ – 1 и ПРОГ) 1975г. 6. Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов Д) 1979г. 7. Договор о нераспространении ядерного оружия


Приведите в соответствие 1. Заключительный акт по СБСЕГ) 1975г. 2. Визит в Москву президента США Р.Никсона В) 1972г. 3. ОСВ - 2Д) 1979г. 4. ОСВ – 1 и ПРОВ) 1972г. 5. Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов Б) 1971г. 6. Договор о нераспространении ядерного оружия А) 1968г.


Конфронтация 1968г. – вмешательство СССР во внутренние дела ЧССР. 1968г. – широкомасштабная помощь арабским странам Ближнего Востока 1976г. – начало развертывания в В. Европе советских РСД 1979г. – ввод советских войск в Афганистан 1983г. – начало размещения американских РСД в Европе. Программа СОИ.






Доктрина Брежнева Оправдание вмешательства СССР во внутренние дела стран Центрально- Восточной Европы, которые входили в социалистический блок. Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Польской объединённой рабочей партии в 1968 году.
















Второй период 22 января 1968 г. состоялась демонстрация в защиту арестованных самиздатчиков: Александра Гинзбурга, Алексея Добровольского, Веры Дашковой, организованная В. Буковским, и В. Хаустовым. В демонстрации приняли участие около 30 человек. Выступление в защиту Чехословакии - демонстрация 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве. Участники развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!» В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска стран Варшавского договора – более 300 тысяч человек и около 7 тысяч танков.


В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Сахаров, все трое - физики. Позже к ним присоединился Игорь Шафаревич, математик, член-корреспондент АН СССР. Комитет занимался следующими проблемами: сравнительный анализ обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства; права лиц, признанных психически больными. Комитет прав человека И.Г. Шафаревич (слева), А.Д.Сахаров, Г.С.Подъяпольский. Москва, 1973






9 октября 1975 года Сахаров узнал, что ему присуждена Нобелевская премия мира. Ему не разрешили поездку за премией, как «лицу, обладающему знанием государственных тайн». Вместо него 10 декабря премию получила его жена Елена Боннер. На квартире Ю.Тувима в день присуждения Нобелевской премии мира. 9 октября,1975 Е.Боннер и А.Сахаров


Четвертый период в конце 70-х - начале 80-х Самиздат. Хельсинский период. В 1976 году физиком Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. В дни суда над Юрием Орловым. Москва, Люблино, мая 1978


А.Д.Сахаров – осуждение ввода советских войск в Афганистан. 1980г. – арест и ссылка А.Д.Сахарова в г. Горький (Нижний Новгород). Советские диссиденты год. Четвертый период в конце 70-х - начале 80-х




Домашнее задание Подготовиться к тесту по § Заполнить таблицу «Основные достижения советской культуры в 1965 – 1984гг.» (по §38)



Тест по истории СССР в годы коллективного руководства для учащихся 11 класса с ответами. Тест содержит 10 заданий.

1. Что из названного произошло в 1964-1980-е гг.?

1) «Ленинградское дело»
2) создание научного центра в Новосибирске
3) травля Б. Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии
4) высылка из страны Г. Вишневской и М. Ростроповича

2. Какие три из перечисленных событий, явлений научно-технического развития относятся к 1964-1985 гг.?

1) создание атомной бомбы
2) создание первой в мире ядерной установки
3) создание ракетоносителей «Протон» и орбитальной станции «Салют»
4) появление новой науки — генетики
5) осуществление первой стыковки советского и амери­канского космических кораблей
6) запуск первого искусственного спутника Земли

3. Прочтите отрывок из речи Л.И. Брежнева и напишите год, к которому она относится.

«Чтобы в полной мере использовать все возможности социалистического способа производства, предлагается усилить экономический метод управления хозяйством. С помощью системы экономических стимулов нужно соз­дать прямую заинтересованность каждого рабочего, масте­ра, техника, инженера и служащего предприятия во вне­дрении новой техники, в совершенствовании технологии, повышении производительности труда и качества продук­ции. Этим же целям будет служить расширение прав ка­ждого отдельного предприятия… На первый план партия ставит такие вопросы, как социалистический хозяйствен­ный расчет, использование в плановом управлении эконо­микой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров и т.д., разработка учения об организации и управлении социалистической промышленностью в условиях развер­тывающейся научно-технической революции, сочетание централизованного планирования с экономической само­стоятельностью предприятий и другие…»

4. Какие три события из перечисленных относятся к культурной жизни СССР в 1964-1980-е гг.?

1) издание книг «Малая земля» и «Целина»
2) публикация романа И. Эренбурга «Оттепель»
3) появление самиздата
4) создание театра «Современник»
5) публикация романа «Молодая гвардия»
6) выход на экраны фильма «Гараж»

5. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго.

А) 1969 г.
Б) 1975 г.
В) 1979 г.
Г) 1983 г.

1) ввод советских войск в Афгани­стан
2) обострение отношений между СССР и странами НАТО из-за сби­того южнокорейского самолета
3) конфликт между СССР и Китаем из-за полуострова Даманский
4) Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе
5) визит Президента США Р. Никсо­на в СССР

6. Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями. К каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию второго.

Произведения

А) художественный фильм «Андрей Рублев»
Б) памятник советскому вои­ну-освободителю в Берлине
В) «Архипелаг ГУЛАГ»
Г) роман «Доктор Живаго»

1) Е. Вучетич
2) А. Солженицын
3) А. Тарковский
4) К. Симонов
5) В. Пастернак

7. Что из названного стало следствием «холодной войны»?

1) расширение НАТО на восток
2) укрепление международного авторитета СССР в Европе
3) усиление идеологического противостояния между капиталистическими и социалистическими государ­ствами
4) введение моратория на испытания ядерного оружия

8. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком событии в нем идет речь.

«…Не подлежит сомнению, что … события кардиналь­но изменили политическое положение в мире. Они поста­вили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию до­говора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира… Совет­ские действия способствовали … увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических про­грамм во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия … осу­дили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны…»

1) о вводе советских войск в Северную Корею
2) о вводе советских войск в Венгрию
3) о вводе советских войск в Афганистан
4) о вводе советских войск в Чехословакию

9. Какое положение из названных характеризует обществен­но-политическую жизнь в 1960-е — начале 1980-х гг.?

1) развитие диссидентского движения
2) разработка концепции гражданского общества
3) принятие Конституции «победившего социализма»
4) окончательное стирание границ между городом и де­ревней

10. Сравните политику десталинизации и неосталинизма. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Подтверди­те ответы примерами.

Ответы на тест по истории СССР в годы коллективного руководства
1-4
2-235
3-1965
4-136
5-3412
6-3125
7-3
8-3
9-1
10. общие характеристики
— признание тезиса о том, что И.В. Сталин внес крупный вклад в построение социализма в СССР
— оправдание репрессий 30-40-х гг.
— сохранение политической цензуры
— влияние на общественную жизнь социалистической идеологии

Тестовая работа по истории России для 9 класса по тем

I – вариант.

1) После смерти Сталина партию возглавил :

а) Н.С.Хрущёв; б) Г.М.Маленков; в) К.Е.Ворошилов.

2)Заговор против Берии возглавил:

а) Г.М.Маленков; б) Н.С.Хрущёв; в) Н.А.Булганин.

3) К программе развития сельского хозяйства Г.М.Маленкова относится:

а) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

б) повышение налога на подсобное хозяйство; в) создание фермерских хозяйств.

4) Установите соответствие

А) Председатель Совета Министров 1) Г.М.Маленков

Б) Первый секретарь ЦК КПСС 2) Л.П.Берия

В) Председатель Президиума Верховного Совета 3) К.Е.Ворошилов

Г) министр внутренних дел и гос. безопасности 4) Н.С.Хрущёв

5) Термин «оттепель» связан:

а) с цитатой из выступления Н.С.Хрущева; б) с названием повести И.Г.Эренбурга;

в) со временем смерти И.В.Сталина.

6) Одним из наиболее популярных литературно – художественных журналов стал в период «оттепели»:

а) «Крокодил»; б) «Новый мир»; в) «Ленинград».

7) К кинематографу «оттепели» относится фильм:

а) «Кубанские казаки»; б) «Молодая гвардия»; в) «Летят журавли».

8) К последствиям XX съезда КПСС НЕ относится:

а) всенародное обсуждение сталинской политики;

б) проведение масштабной реабилитации; в) уход в отставку правительства.

9) Первый советский искусственный спутник был запущен:

а) в 1955 г.; б) в 1957 г.; в) в 1960 г.

10) Социальную политику 1953 – 1964 г.г. характеризует:

а) широкое жилищное строительство;

б) отсутствие дефицита товаров и продуктов питания;

в) поддержка фермерских хозяйств.

11) В итоге реформы управления промышленностью 1957 г. появились:

а) совнархозы; б) наркоматы; в) министерства.

12) Реформы в области сельского хозяйства потерпели крах из – за:

а) саботажа их местными властями; б) стихийных бедствий в стране;

в) непродуманности и непоследовательности.

13) Ядерный ракетный кризис 1962 года называется:

а) Карибский; б) Египетский; в) Берлинский.

14)Ухудшение отношений СССР с Китаем началось:

а) в 1953 г.; б) в 1956 г.; в) в 1961 г.

15) Важнейшей целью оказания помощи СССР странам «третьего мира» являлось:

а) усиление идеологического влияния СССР на развивающиеся страны;

б) получение стратегического сырья из развивающихся стран;

в) образование советских колоний на территории развивающихся стран.

16) Массовое освобождение политических заключенных и пересмотр дел погибших узников лагерей и тюрем называется:

а) реабилитацией; б) реорганизацией; в) реставрацией.

17) Понятие «шестидесятники» обозначает:

а) интеллигенцию, выступающую за десталинизацию общества;

б) людей, достигших 60 лет и получивших право на пенсию;

в) советских граждан, получивших приусадебные участки в 60-е годы.

Тестовая работа по истории России для 9 класса по теме

«СССР в 1953 – середине 60-х г.г. XX века».

II – вариант.

1 ) 1953 – 1955 г.г. называются периодом:

а) правления Хрущева; б) правления Берия; в) «коллективного руководства».

2 ) Арест и расстрел Берии состоялся:

а) в 1953 г.; б) в 1955 г.; в) в 1966 г.

3 ) В 1955 году Г.М.Маленков:

а) ушел в отставку с поста главы государства; б) был арестован и репрессирован;

в) получил единоличное руководство партией и правительством.

4 ) К политике «коллективного руководства» относится:

а) прекращение «холодной войны»;

б) прекращение «дела врачей»;

в) роспуск колхозов.

5 ) К причинам провала курса внутренней политики Г.М.Маленкова не относится:

а) саботаж партийных и государственных органов;

б) сохранение основ сталинской системы;

в) противоречивость и непродуманность курса.

6) Доклад Н.С. Хрущёва о культе личности Сталина и репрессиях прозвучал:

а) на XIX съезде партии;

б) на XX съезде партии;

в) на XXII съезде партии.

7 ) Найдите лишнюю фамилию среди писателей и поэтов «оттепели»:

а) Р.Рождественский; б) А.Вознесенский; в) А.Солженицын; г) О.Мандельштам.

8 ) Заговор против Н.С.Хрущёва в 1957 году возглавили:

а) Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, В.М.Молотов;

б) К.Е.Ворошилов, Н.А.Булганин, А.И.Микоян;

в) Л.П.Берия, Г.К.Жуков, Л.И.Брежнев.

9 ) «Оттепель» в области литературы характеризует:

а) отмена цензуры на художественные произведения;

б) появление прогрессивных литературно – художественных журналов;

в) массовое издание поэтов и писателей начала XX века.

10 ) Соотнесите фамилии деятелей культуры и их произведения:

А) М.К. Калатозов 1) роман «Не хлебом единым»

Б) Г.М. Козинцев 2) фильм «Летят журавли»

В) М.И. Ромм 3) повесть «Один день Ивана Денисовича»

Г) Б.Л.Пастернак 4) фильм «Девять дней одного года»

Д) В.Д. Дудинцев 5) роман «Доктор Живаго»

Е) А.И. Солженицын 6) фильм «Гамлет»

11 ) Попытка смещения Н.С.Хрущёва с партийного руководства в 1957 году была обусловлена:

а) неприятием процессов реформирования общества частью руководства страны;

б) отказом Хрущёва от реформаторского курса;

в) новымимассовыми репрессиями против старого руководства страны.

12 ) К развитию системы образования в 1953 – 1964 г.г. НЕ относится:

а) введение 8 – летнего обязательного образования;

б) усиление связи школы и производства;

в) введение альтернативных лицеев и гимназий;

13) Социально – экономические реформы Н.С.Хрущёва проводились:

а) постепенно и по заранее намеченному плану; б) быстрыми темпами и без общего плана; в) только в области сельского хозяйства.

14) Программа жилищного строительства Н.С.Хрущёва:

а) полностью решила жилищную проблему в СССР;

б) частично решила жилищную проблему в СССР;

в) не принесла никаких результатов.

15) В начале 60 – х г.г. колхозники:

а) получили право вести индустриальное хозяйство; б) получили паспорта;

в) перестали платить налоги.

16) Вторжение советских войск в Венгрию произошло:

а) в 1956 г.; б) в 1958 г.; в) в 1959 г.

17) Внешнеполитический курс «мирного сосуществования» был выдвинут:

а) Берией на июньском пленуме 1953 г.;

б) Маленковым на февральском пленуме 1955г.

в) Хрущёвым на XXсъезде партии 1956 г.

18) Международные отношения 1953 – 1964 г.г. характеризуется:

а) налаживанием личных контактов политических лидеров противоборствующих блоков;

б) ликвидацией военно – политических блоков в мире;

в) распадом социалистической системы.

19) «Коллективное руководство» обозначает:

а) решение всех важных вопросов промышленных предприятий на общем собрании рабочих;

б) временное совместное управление страной ближайщими соратниками Сталина после его смерти;

в) новый орган управления ООН, включивший в себя государственных лидеров ведущих стран Европы.

20) Термин «волюнтаризм» обозначает:

в) новое направление в литературе 60 – х г.г.

Тестовая работа по истории России для 9 класса по теме: «СССР в 1953 – середине 60-х г.г. XX века».

III – вариант.

1) Весной 1953 года по инициативе Берии была проведена:

а)амнистия; б) реформа сельского хозяйства; в) партийная конференция.

2) Экономическая программа Г.М.Маленкова не включала в себя:

а) ускоренное развитие легкой и пищевой промышленности;

б) повышение эффективности сельского хозяйства;

в) ускоренное развитие тяжелой промышленности.

3) Л.П.Берия был устранен из – за:

а) проведении им крупномаштабных демократических реформ;

б) боязни устранения его диктатуры в стране;

в) раскрытия его связи с американскими спецслужбами.

4) Политика Г.М.Маленкова в целом была направлена:

а) на усиление тоталитарного режима в стране;

б) на либерализацию всех сторон жизни общества;

в) на сохранение прежнего режима в стране.

5) Г.М.Маленков был снят с должности главы правительства:

а) по состоянию здоровья; б) в итоге политической борьбы за власть;

в) из – за перевода на пост главы партии.

6) В период «оттепели» не были реабилитированы:

а) участники «ленинградского дела»; б) калмыки, чеченцы, ингуши; в) власовцы.

7) В 1958 году Нобелевскую премию получил роман:

а) «Доктор Живаго» Б. пастернака; б) «Русский лес» Л.Леонова;

в) «Теркин на том свете» А.Твардовского.

8) В итоге докладе Н.С.Хрущёва на XXсъезде КПСС:

а) начался процесс десталинизацииобщества; б) усилился тоталитарный режим в стране;

в) установился демократический режим в стране.

9) К процессу демократизации в области культуры нельзя отнести:

а) деятельность театра «Современник»;

б) литературные чтения в Политехническом музее;

в) исключение Б.Л.Пастернака из Союза писателей.

10) К последствиям события 1957 года не относится:

а) удаление из руководства страны Г.М.Маленкова, В.М.Молотова и Л.М.Кагановича;

б) отстранение от должности министра обороны Г.К.Жукова;

в) укрепление позиций главы правительства Н.А.Булгарина.

11) Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг земли 12 апреля 1961 года:

а)А.А.Леонов; б) Г.С.Титов; в) Ю.А.Гагарин.

12 ) Нобелевским лауреатом середины 50 – х - середины 60 – х г.г. не является:

а) Л.Д.Ландау; б) Н.Н.Семенов; В) П.Н.Лебедев; Г) И.Е.Тамм.

13) лозунг «Догоним и перегоним» обозначал:

а) достижение более высокого уровня развития по сравнению с США;

б) достижение болеее высокого уровня развития по сравнению с социалистическими странами;

в) восстановление равновесия в развитии сельского хозяйства и промышленности.

14) Объедините в логические пары:

А) Ю.А.Гагарин 1) первый выход в открытый космос;

Б) А.Н.Туполев 2) создание самолета ТУ – 114;

В) С.П.Королев 3) руководство созданием спутников Земли и полетами;

Г) А.А.Леонов 4) первы полет в космос.

15 ) Цель политехнизации школы состояла:

а) в обеспечении народного хозяйства грамотными специалистами;

б) в подготовке руководителей для промышленности и сельского хозяйства;

в) в подготовке специалистов для экономической помощи социалистическим странам.

16) Политика «холодной войны» в 1953 – 1964 г.г.:

а) получила дальнейшее развитие, б) оставалась неизменной;

в) постепенно заменялась политикой «мирного сосуществования».

17) Западноберлинский кризис 1061 года завершился:

а) восоединением двух частей Берлина;

б) возведением стены между двумя частями Берлина;

в) локальным вооружение конфликтов между ГДР и западным Берлином.

18) В 1953 – 1964 г.г. СССР:

а) оказывал странам «третьего мира» экономическую помощь;

б) выступил за восстановление колониальной системы;

в) проводил политику невмешательства в дела стран «третьего мира».

19 ) Концепция «освобождения стран Восточной Европы» Эйзенхауэра не включал в себя:

а) экономического давления США на социалистические страны;

б) идеологического давления США на социалистические страны;

в) начала военных действий против социалистических стран.

20 ) Совместите даты и события:

А) 1956 г. 1) Карибский кризис;

Б) 1961 г. 2) ввод советских войск в Венгрию;

В) 1962 г. 3) Берлинский кризис.

21 ) Итогом Карибского кризиса является:

а) компромисс между СССР и США и взаимные уступки в вопросе размещения ракет;

б) начало войны между СССР и США; в) полный разрыв отношений СССР и США.

22 ) Термин «оттепель» обозначает:

а) потепление климата на территории СССР в итоге парникового эффекта;

б) перемены в политическом развитии страны и общественном сознании;

в) новый метод проведения посевной, разработанный в 60 – е годы.

23 ) Экономическое, политическое и идеологическое давление на социалистические страны со стороны развитых капиталистических стран называется:

а) доктриной освобождения; б) доктриной сдерживания; в) доктриной противостояния.

24 ) Термин «волюнтаризм» обозначает:

а) политический курс, основанный на волевых, часто непродуманных решениях руководства;

б) проведение всенародного обсуждения важных политических документов;

в) новое направление в литературе 60 – х годов.

Ответы:

Вариант – I.

1) а; 2) б; 3) а; 4) а1, б4, в3, г2; 5) б; 6) б; 7) в; 8) в;

9) б; 10) а; 11) а; 12) в; 13) а; 14) б; 15) а; 16) а; 17) а;

Вариант - II.

  1. В; 2) а; 3) а; 4) б; 5) а; 6) б; 7) г; 8) а; 9) б); 10) а2,б6,в4,г5,д1,е3;

11) а; 12) в; 13) б; 14) б; 15) б; 16)а; 17) в; 18) а; 19) б; 20) а.

Вариант – III.

  1. а; 2) в; 3) б; 4) б; 5) б; 6) в; 7) а; 8) а; 9) в; 10) в; 11) в; 12) в; 13) а;

14) а4,б2,в3,г4; 15) а; 16) в; 17) б; 18) а; 19) в; 20) а2,б3,в1; 21) а; 22) б; 23) а; 24) а.


Непрочность и слабость его личной власти не препятствовали Маленкову продвигать с определенной решительностью свою экономическую программу. 8 августа 1953 г. он выступил с важной речью в Верховном Совете, речью, в которой доминировали вопросы внешней политики, но которая также характеризовалась новаторскими подходами во внутренней политике.

Основные намеченные проблемы новое правительство намеревалось поставить решительным образом. Необходимо, говорил Маленков, придать новое значение потребностям потребителей, поднять уровень жизни, а для этого - увеличить сельскохозяйственное производство. Следовало также расширить доступность товаров широкого потребления. Маленков подчеркивал тот факт, что СССР обладает «мощной и технически превосходной тяжелой промышленностью», и отмечал: «До сих пор мы не имели возможности развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами. В настоящий момент мы можем это сделать и, следовательно, обязаны, с целью обеспечить более быстрое улучшение материального и культурного уровня жизни народа, любыми способами ускорить развитие легкой промышленности».

Таким образом тема благосостояния народа была поставлена в центр нового правительственного курса, что означало явный поворот по отношению к прошлому. С этого момента соотношение

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 815

между глобальным ростом советского ВВП и производством товаров потребления стало одним из критериев как измерения эффективности деятельности правительства, так и оценки ее общих направлений. Однако на том этапе все происходило еще в рамках проекта реформ, нисколько не менявшего концепции, на которой строилась советская экономика. Поэтому дискуссия быстро (и вовремя) превратилась в техническую дискуссию о формах оптимизации производства и развивалась в соответствии с приоритетами, которые Маленков четко наметил в 1953 г., но от которых его преемники позднее дистанцировались.

В плане внешней политики последствия поворота были многозначительными. Маленков восхвалял советскую мощь, которая возросла с производством водородной бомбы, но придавал своим словам отчетливо пацифистский и направленный на уменьшение международной напряженности характер. Он долго говорил об изменениях, произошедших после смерти Сталина, и об атмосфере надежды, распространившейся в мире: «Наше глубокое убеждение состоит в том, что в настоящее время не существует нерешенного или спорного вопроса, который не может быть решен мирным путем посредством взаимного соглашения между заинтересованными сторонами... Мы - за мирное сосуществование между двумя системами».

Это был тезис, который Маленков поддерживал вплоть до занятия 12 марта 1954 г. позиции (противоположной мнению военного руководства и значительной части политической номенклатуры СССР), содержавшей утверждение, что ядерная война была бы катастрофой для всего человечества, потому что означала бы его конец. Тезис, который несколько месяцев спустя, когда власть председателя правительства стала ослабевать, был опровергнут как Хрущевым, так и Ворошиловым - они утверждали, что ядерная война приведет прежде всего к окончательному уничтожению капитализма.

Эта атмосфера, которую передал советский писатель Илья Эренбург в своем романе «Оттепель» (начиная с его названия), не случайно появившемся в 1954 г., была воспринята во всем мире. Ситуации, тянувшиеся годами, находили быстрое разрешение; открывались новые сферы для дискуссии. Не всегда это проходило в спокойной обстановке и без полемики. Устремления немногих в коллективном руководстве с трудом одерживали верх над менталитетом многих, испытывавших ностальгию по сталинизму. И все-таки все месяцы, начиная с весны 1953 г. до второй половины 1955 г., были отмечены явным стремлением мирно решать разногласия, а не обострять их.

Часть 3. Холодная война

Во внешней политике «коллективного руководства» доминировал прежде всего поиск диалога с Западом: с позиций силы и без мысленных оговорок в те месяцы, когда у власти был Маленков; с позиций силы и с многочисленными мысленными оговорками - после начала гегемонии Хрущева. Еще более интересно отметить, что в то время, как Сталин концентрировал свое внимание преимущественно на европейских проблемах или на аспектах, связанных с прямым столкновением с Соединенными Штатами, его преемники сразу же расширили круг своих интересов. Ощущение того, что ситуация в Европе уже стабилизировалась, формирование движения неприсоединившихся стран и начало этапа быстрой деколонизации казалось выдвигали и перед Советским Союзом новые проблемы. Поэтому его международная политика быстро приобрела глобальный масштаб, которого никогда не было при Сталине, и его дипломатия с большей уверенностью и другими интонациями заявила о себе в Средиземноморье, в Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Восточной Азии, в Китае и в Тихоокеанском регионе. В определенном смысле собиралось державное наследие, оставленное Сталиным: поскольку европейский фронт был укреплен (допуская, что дело обстояло именно так), можно было посмотреть на будущее СССР уже не как на будущее сверхдержавы, ограниченной Евразией, но как сверхдержавы, способной заставить считаться с собой во всем мире.

Можно было бы заметить, что расширение сферы интересов входило в противоречие с декларировавшимися намерениями в отношении Запада, направленными на разрядку международной напряженности. В действительности это замечание не лишено основания, и оно указывает границы, в которых могла развиваться политика доброжелательных отношений с западным союзом. В самом деле, именно расширение горизонтов делало невозможным в те годы и равное с Западом присутствие Советов в экономическом и военном планах. Речь шла о стремлении быть действительно глобальной державой, при котором, однако, следовало считаться с реальными фактами, и которое вступало в противоречие с тем обстоятельством, что Соединенные Штаты уже являлись глобальной державой, экономически присутствующей во всем мире и в военном отношении все еще опережавшей СССР на несколько лет.

Таковы были «новые границы» биполярной системы.

Кое-кто захотел видеть в ней продолжение логики холодной войны. Хотя эпизоды, для которых была характерна эта логика, повторялись в последующие годы с разной степенью интенсивности, и хотя со

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 817

ветская политика может быть истолкована как ответ на политику Даллеса, - создание системы союзов вдоль всей границы зоны советского влияния, эти новые границы придавали новый смысл и новое значение биполярному столкновению. Приближались годы сосуществования-конкуренции: все еще противостояние, но смягченное стремлением к сосуществованию.

Первым проявлением новых советских ориентаций стало разблокирование (которого, впрочем, хотел и Эйзенхауэр) переговоров по перемирию в Корее. Прерванные уже давно, они возобновились 20 июня 1953 г., в том числе и благодаря инициативе советской стороны, и 27 июля завершились подписанием перемирия в Пань-мыньчжоне.

В своей речи от 8 августа Маленков заявил, что Советский Союз отказывается от своих требований в отношении Турции, датируемых 1944 г. Одновременно были возобновлены нормальные дипломатические отношения с Югославией и Грецией. Было заявлено о добрых намерениях в отношении Ирана, Индии, Пакистана, Афганистана и всех стран западной системы.

25 января 1954 г. началось Берлинское совещание министров иностранных дел четырех великих держав, оккупировавших Германию. И хотя у него не было главной цели, совещание стало важным поворотом, неохотно принятым Даллесом. С первого дня работы Молотов предложил, чтобы на втором этапе было созвано совещание пяти (с участием Народного Китая) для обсуждения главных тем международной разрядки. Предложение было пересмотрено во время работы совещания из-за отказа Даллеса согласиться на встречу, которая означала бы косвенное признание Народного Китая американской стороной. Однако в конце совещания была найдена компромиссная формула, касающаяся необходимости обсудить мирный договор с Кореей, созвав 26 апреля в Женеве совещание с участием всех сторон, заинтересованных в разрешении корейского конфликта, но также и индокитайского вопроса. Компромисс был найден в формуле, которая отделяла приглашающие державы от приглашенных, с уточнением, что участие в работе последних (то есть Народного Китая и Северной Кореи) не будет означать дипломатического признания этих двух стран. Несмотря на эту оговорку, результат был важным, поскольку Даллес признал, что нельзя обсуждать корейский вопрос без участия Китая, а французы признали, что вопрос об Индокитае уже стал международной проблемой, а не только внутренней проблемой французской колониальной системы.

Совещание в Женеве начало свою работу в момент наиболее острой политической дискуссии во Франции по ЕОС. Оно долго

Часть 3. Холодная война

и безуспешно обсуждало корейский вопрос. Обсуждало все так же безуспешно проблему Индокитая до тех пор, пока во Франции Пьер Мендес-Франс не был назначен председателем Совета министров. Хотя здесь не место для анализа данной темы, следует, однако, подчеркнуть, что прибытие Мендес-Франса в Женеву дало толчок переговорам. После серии контактов на высшем уровне 20-21 июля был подписан пакет соглашений между Францией и различными антагонистами ее господства во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже.

С точки зрения общего соотношения сил между державами Женевские соглашения отражали новые условия, вытекавшие из переходного периода в системе международных отношений. Тот факт, что совещание состоялось и было завершено конструктивным образом в отношении по крайней мере одной из двух дискутировавшихся тем, само по себе являлось позитивным моментом. После мирных договоров 1947 г. и перемирия в Корее впервые конфликтующие стороны достигли компромисса по важному вопросу.

Участие Китайской Народной Республики подтверждало ту роль, которую она уже приобрела в жизни Азии. Это еще не было всеобщее признание, а, напротив, признание, жестко оспариваемое Соединенными Штатами, однако умеренность министра иностранных дел Чжоу Эньлая показала, что Китай мог также играть решающую роль в Азии, роль, которую его соседи - такие как Индия, Вьетнам и сам Советский Союз - не могли не учитывать. Великобритания до конца выполнила свою задачу посредничества и установления равновесия. Ее вклад был ценен и немало способствовал ее сближению с Францией, результаты которого станут очевидны вскоре, после провала договора о ЕОС.

Советский Союз подтолкнул вьетнамцев к компромиссу принесением в жертву немалых военных успехов. Советская дипломатия могла оценивать результаты как плод собственной деятельности. Даллес, которого на протяжении переговоров почти всегда представлял Уолтер Б. Смит, не препятствовал тому, чтобы примирение состоялось, как будто бы речь шла о событии, лишь косвенно касавшегося Соединенных Штатов. Однако они уже приготовились принять наследство (возможно, горькое) освобождения французов от своих обязательств и готовили подписание договора СЕАТО. Таким образом их отстраненность была лишь видимостью, прикрывавшей как намерение не иметь прямых дипломатических отношений с Народным Китаем - в момент, когда от Тайваня (при поддержке мощного китайского лобби) исходили протесты на высоком уровне по поводу уступок, сделанных