Category Archives: «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи. «в поисках смысла»: терапевтическая сказка для взрослых Терапевтические сказки взрослых

Услышав о сказкотерапии большинство людей твердят, что они уже не дети и им это не нужно. Но сказки, как и мультфильмы, бывают разные. Сказкотерапия – это самостоятельное написание или обсуждение сказок других авторов с целью избавления от проблем. Сказкотерапия для взрослых отличается от детской только трудностями, и тревогами. Одна и та же сказка помогает разным людям найти в ней частичку своей проблемы, подставить своих действующих лиц и найти пути решения ситуации. Однако в каждом конкретном случае сказка должна быть подобной тем жизненным обстоятельствам, которые она призвана помочь решить.

Примеры сказкотерапии

Упражнение «Герои и антигерои». Имеет три части. Предназначено для лучшего понимания человеком самого себя и развитие способностей составлять сказки вместе с другими людьми. На выполнение данного упражнения отводится 1 час.

  • Первая часть «Образ сказочного персонажа»

Нужно сесть в удобном положении и постараться не менять его несколько минут. Глаза при желании закрывают, хотя персонажи будут видны и при открытых глазах.

Представляют волшебную страну, в которой живут различные обитатели. В ней можно встретить любого из них. Затем в мыслях возникнет один из героев. Его не нужно звать с помощью сознания. Он должен прийти сам. В это время перед взором может появиться несколько персонажей. Они будут приходить и уходить, но самый главный останется. Далее можно сделать небольшую паузу, после чего нужно внимательно посмотреть на персонажа. Он подвижный или не двигается? Чем он занят? Какие чувства заметны в мимике его лица? Где он находится? Один ли он? После этого силой мысли прощаются с персонажем и если глаза были закрыты, открывают их.

Каждый участник делится с ведущим тем, что они увидели, кто был их героем. Иногда бывает, что увиденный персонаж был не совсем тем, кого ждали. Например, вместо Буратино можно увидеть лису Алису. Это впечатляет человека и у него возникают различные вопросы по поводу появившегося образа. Ведущий не должен комментировать ничего, только слушать рассказы каждого. Уточняют, какой тип чувств возник у человека в этот момент. У некоторых появляется радость, у других тревога. Все индивидуально.

  • Вторая часть. «Формирование команд»

Участники повторяют названия персонажей, которые появились в их воображении. Среди всех названных образов, каждый участвующий выбирает героя, который как ему кажется наиболее похожий на того, кто возник в его подсознании. Персонажа не нужно называть, только выбрать в уме. Далее выбирают еще два образа, напоминающие собственного персонажа. Затем подходят к участнику, чей герой в мыслях оказался номером один. Если этот человек выбрал героя другого человека, тогда подходят к участвующему, чьи образы под номерами два и три. Таким методом формируются пары.

Каждой паре дают 5 минут, чтобы поговорить о своих героях. В это время особенно акцентируют внимание на их схожие черты. Делают краткое заключение об этом, и озвучивают перед всеми. Пары соединяются в четверки, по схожести заключений. Действия повторяют, формируя восьмерки.

При каждом следующем обсуждении, описание героев расширяется. Таким образом, можно сочинить уже целую сказку, которая будет носить название главного персонажа.

  • Третья часть. «Сложение сказки»

На эту часть упражнения отводят 15-20 минут. После его истечения каждая восьмерка презентует свою сказку общей аудитории. Через 3 минуты после прослушивания другим командам нужно будет сделать иллюстрацию услышанного. Можно выбрать отрезок и через миг продемонстрировать «оживленное изображение».

Когда я написала мою первую сказку, я еще не была знакома с Эриксоновским гипнозом, с внушением и с другими штучками нейро-лингвистического программирования. Я очень много работала, очень уставала и… не чувствовала поддержки.

Так родилась первая сказка для взрослых

Да, это сказка была про меня, про мои сомнения, разочарования, про мою усталость. Она выплеснулась из меня.

Я, если честно, мечтала писать всегда. Но рядом был сильный и талантливый муж и мне казалось, что все, что пишу я – мелко, глупо и не интересно.

А тут высокая температура, мои сомнения, поиск себя и желание понять, кто я и что я – родили эту сказку.

Потом родилась еще одна. Потом еще. Мне говорили:” Зачем ты их пишешь? Это для сентиментальных женщин и для слезливых барышень. Что это за жанр такой?”

Я не знала, что это за жанр. Я просто писала. Потом уже была Википедия. Термин сказкотерапия.

Я оказалась далеко не в одиночестве.

А потом стали приходить отклики на мои Что это, действительно, терапия сказкой.

Что это сказки – подсказки. Что это идеальная терапия не только для детей, но и для взрослых.

Вышла моя первая книга сказок. “Сказки для мудрых девочек и умных дурочек”

Я заканчивала университет практической психологии.

Я уже знала, ЗАЧЕМ я пишу мои сказки и что хочу внушить моим читателям.

Мне стало очень легко. Психология и мое желание писать СОЕДИНИЛИСЬ!

Теперь все мои мысли, стремления, уроки я вкладываю в уста сказочных и совсем не сказочных, а реальных героев. Иногда просто нужно дать голос обыденным вещам: венику, совку, пылесосу, энциклопедии, паре туфель, лягушке из соседнего пруда, цветку в горшке.

Я стала очень внимательна к окружающему миру. При помощи сказки я со своими читательницами даже переписываю жизненные сценарии.

Так чем же я все-таки занимаюсь? Психологией или литературой?

Я не знаю. Просто я искренне хочу подсказать моим читателям, как лучше поступить в той или иной ситуации, быть терпимее, ласковей, внимательней, любить окружающий мир и дорожить теми, кто рядом.

Это сказка?

Совсем не сказка. Это просто жизнь!

Только показываю я ее чуть-чуть иначе. Слегка меняю угол зрения.

Мне позвонила моя знакомая и сказала:

” Вы не поверите, но перед сном я читаю ваши сказки. Мне хватает всего одной. Чтобы уснуть чуть добрее, счастливей, внимательней. Я так устала быть сильной. Читая же ваши истории, я чувствую себя женщиной, мягкой и ранимой. Да, я иногда реву. Мне тоже это необходимо. А сейчас я уже читаю ваши сказки моему сыну. Называйте это как хотите, сказкотерапией или терапией сказкой, мне все равно. Главное, что они мне помогают. Пусть это будет психология, но тогда это лучший из ее методов”

Как приятно это слышать! Осознавать, что мои сказки для взрослых нужны. Что их ждут. Конечно, я не могу писать их каждый день. Сказки иногда тоже капризничают и не сразу позволяют их записать. Но я терпелива.

Главное. Погасить свет. Подойти к ночному окну и прислушаться. И через некоторое время можно будет различить первые звуки. Может быть, шёпот звезд, может, разговор цветов в вазе, а может и признание в любви плюшевого медвежонка к надменной кукле Барби. Все может случиться.

Надо разрешить сказке войти в наш мир. Вот и все.

Сказкотерапия и внутренний мир и тишина…

Как правило, когда взрослый человек слышит слово «сказкотерапия», то первой спонтанной реакцией бывает что-то вроде «Но у меня нет детей!» или «Мои дети уже давно выросли и им не нужны сказки!». Слово «сказка» моментально возвращает человека в детство, заставляет его вспомнить запах бабушкиных пирогов по воскресеньям, вкус теплого молока и печенья перед сном и «школьных» пирожных по выходным. Мир в детстве был простым и цельным, но с течением жизни он как-то потерял свою целостность, причем так, что сами мы даже и не заметили когда и как все это случилось. Вроде бы ничего страшного не происходило, ничего из ряда вон выходящего – обычные для всех разочарования, в чем-то – потери, где-то приобретения. Где-то чуть-чуть пришлось покривить душой – но ведь совсем же немножко и ради общего блага, где-то на что-то закрыть глаза, где-то – с чем-то смириться и не ответить так, как требовало чувство собственного достоинства. А может быть, всего этого и не было – просто была жизнь и жизнь эта немного нас потрепала и поиздержала…

А ведь хорошо бы снова в свои наивные двенадцать лет, снова – все открывать вновь, снова – ничего не бояться и точно быть уверенным в своей правоте. И – чтобы жизненный опыт не давил на плечи и прошлые разочарования не мешали сегодняшнему счастью. Чтобы – с удовольствием по лужам и не думать о том, что туфли промокнут, колготки намараются, о том, что подумают окружающие, ведь вода в лужах «такая теплая…»

Вы скажете, что это – несбыточные мечты, что так не бывает, что время не повернуть вспять. И все это – будет правильным. Время действительно не вернуть, но вот вернуть свежесть восприятия и цельность мироощущения попытаться можно. Помочь в этом могут сказки. Как ни странно и как ни парадоксально, но – именно сказки. Те, что вы читаете своим детям и внукам, те, что вы сочиняете для них и вместе с ними. Нужно только сделать небольшое усилие и понять, что сказки – они не для взрослых и не для детей. Они для тех, кто еще не разучился или кто не забыл как удивляться чуду; как верить в то, что злодеи обязательно будут наказаны и делать все, для того, чтобы они были наказаны; кто еще не забыл о том, что счастье – оно ведь не только в карьере, бизнесе, зарплате, оно - в каких-то очень простых и обыденных вещах: в том, что приходишь домой и кто-то рад твоему приходу, в том, чтобы вечером чай в мире и за приятной беседой ни о чем и обо всем, в том, чтобы родители были здоровы и дети росли умными и счастливыми... Счастье – это когда как у Клайва Льюиса «горящий камин, старые поношенные тапочки и – больше ничего тебе не надо». Счастье – это когда дети радуются не тому, что вы дали им денег на мороженное или новый автомобиль, а тому, что вы собрались с ними в зоопарк. Счастье – это когда хорошо там, где мы есть, а не там, где нас нет. Для счастья, в сущности, нужно очень-очень мало: мир душевный и мир в семье. Это – совсем немного и этого так легко достичь, но почему-то именно этого у стольких из нас нет… И как часто мы сами этот мир нарушаем, принося в том все то, что раздражало и угнетало нас днем, раздражаясь на тех, кто рядом, кто любит и кто не может поэтому ответить… Как часто в нашем доме нет ни мира, ни покоя, ни тишины, но винить нам, кроме самих себя и некого…



Энтропия души

Однажды в одном сердце забастовали привратники Максвелла. Их было двое: один постарше, другой помладше и именно они решали кому и когда открыть дверь в человеческое сердце.

Обычно тот, что постарше открывал двери для всех дел и забот, которые пытались попасть в душу, а тот, что помладше – для тех, кто пытались душу покинуть. Привратник постарше был опытнее и мудрее и далеко не всякого, стучащегося в двери, пускал внутрь. Привратник помладше был веселее и бесшабашнее и всякого, стремящегося вон, – выпускал на волю в любое время дня и ночи. Так им удавалось достичь в сердце человеческом мира и равновесия между добром и злом, покоем и сумятицей. Заботы и тревоги не всегда могли попасть в него, но покинуть человека могли по первому желанию, никто их не удерживал.

Все привыкли к этому и никто не задумывался – на чем держится порядок в душе человеческой.

Но вдруг они забастовали. Почему, отчего? Неизвестно. Они ничего не стали объяснять. Просто – перестали открывать и закрывать двери. Открыли засовы, смазали петли, а сами сели пить чай и резаться в домино.

Поначалу сердце человеческое обрадовалось. Ему уже давно надоели эти ворчуны. Один впускал еле-еле, нехотя, словно выполняя тяжкую работу, постоянно комментируя и высказывая свое мнение там, где его совсем не спрашивали. Другой, наоборот, выпускал сразу же, по первому желанию, не давая возможности полюбоваться, посмаковать ту или иную мысль, прежде чем отпустить ее на свободу.

«Теперь-то я само смогу решать, когда и кого впускать и выпускать», - обрадовалось сердце, любуясь на то, как открываются и закрываются на ветру двери.

«Теперь-то я смогу легко попасть в человеческое сердце», - обрадовалась Суета-сует, которую до сего времени старший привратник не то что внутрь не пускал, а даже просто заглянуть через порог не позволял.

«Теперь-то мы спокойно сможем уходить и возвращаться в любое удобное для нас время», - обрадовались разные мысли и мыслишки, которым всегда не хватало воздуха в сердце человеческом и поэтому они стремились хоть ненадолго вырваться наружу – подышать, покурить. А вот обратно уже попасть не могли: их вредный привратник не пропускал, гнал в три шеи.

Какая тут началась в дверях катавасия!... Мысли и мыслишки бегали туда-сюда словно стада слонопотамов разного калибра. Иногда они застревали в дверях и устраивали там небольшой заторчик. Шуму было немало, но привратники ничего не слышали, они играли в домино и прихлебывали чай с сахаром вприкуску (где только им удалось достать кусковой сахар по нашей современной жизни?). Суета-сует прочно поселилась в сердце и вносила немало шуму-гаму в царивший вокруг беспорядок. Расслышать что-нибудь в этом бедламе было просто невозможно.

Расслышать было невозможно, потому никто и не слышал, как тихо плакало сердце. Сердце плакало и скорбело, потому что слишком поздно поняло, что само просто не умеет управляться с дверями. Не может оно ни открывать, ни закрывать их. Двери жили своей жизнью и желаниям сердца не подчинялись. Сердце скорбело, потому что былой порядок сменился энтропией. Энтропией души. А энтропия губительная для человеческого сердца. Сердце плакало, потому что желало, чтобы привратники вернулись к своей работе, но в этом шуме они не могли расслышать слез сердца и продолжали пить чай и резаться в домино… Трудные времена наступили. Трудные и печальные…

Сказкотерапия и познание самого себя…

Взрослый человек, по своей сути тот же ребенок, только этот ребенок позабыл то чувство свободы, которое он имел в детстве. Перегруженная проблемами психика, постоянно включенный разум, настроенный на материальность существования, не дают возможности выразить свои чувства, истощают внутренние ресурсы и человек часто оказывается на грани нервного срыва. Один из путей вернуть человеку Радость жизни - это сказкотерапия. Сказки для сказкотерапии можно использовать разные, как народные, так и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки. Сказки – успокаивают, снимают стресс, помогают расслабиться и спокойно, немного отстраненно обдумать существующие проблемы и сложившуюся ситуацию.

Сказки можно читать самому и пытаться постичь истинный смысл, скрытый за привычными с детства образами. Сказки можно читать своим детям, вслушиваясь в читаемый текст и размышляя о нем еще долго после того, как сказка закончилась, усталый ребенок уснул, программу «Время» уже посмотрели, а любимый сериал еще не начался. Сказки можно сочинять самостоятельно или при некоторой помощи сказкотерапевта.

Сочинение собственных сказок – основа сказкотерапии для взрослых. Во время сочинения сказки взрослый человек невольно раскрывает такие чувства и переживания, которые он сам не всегда осознает или просто стесняется признаваться в них, а тем более – обсуждать их с кем-либо. Сочинение собственной сказки – это своего рода безошибочный тест на выявление мироощущения и ощущения себя в этом мире. Сочиняя сказку практически невозможно лгать. Истинное отношение к людям, к миру, к самому себе обязательно тем или иным образом проявится в вашей сказке. Попробуйте сочинить сказку, если она у Вас получится радостной, значит, Вы в стоянии сделать свою жизнь счастливой. И еще, сказка может помочь в самом главном – понять кто ты такой и что ты ищешь в этом мире…

Храмы Великого города

"Вместилище Духа – храм Его..."

Что есть храм – мертвые камни или живой дух?.. Что делает холодные камни горячими и столь желанными – красота их отделки или тепло рук человеческих и жар сердец, положившихся себя на отделку его?

Пот, кровь, бессонные ночи, смятение духа, страдание, горести и радости, приносимые под каменные своды величественных соборов, искренность сердечного волнения и простота молитв, возносимых к небесам, чистосердечное покаяние – это, а не золото и драгоценные камни, освещают и охраняют храм Божий и от мирской суеты и от тлена земного...

Поднимая в небо шпили и купола – стоят они, величественные и молчаливые храмы Великого города... Возведенные жестокой волей стремящегося к свету духа, они чужды спокойной и сытой жизни, чужды успокоенности, умиротворенности и самодовольства... Великий город дает приют всему новому и необычному и храмы его освящены полетом души человеческой. Грозные в своем величии, потемневшие от суровых ветров, строгие и сдержанные охраняют они улицы Великого города, притягивая всех страждущих, указуя путь то ли в вечно серое стальное небо, то ли в царство Духа требовательного и живого...

Они обладают великой мудростью и пониманием того, что нельзя идти дурному пути, не изменив себе, пониманием того, что главное в жизни человеческой – постижение себя и верность истинной своей сущности, Божественному дыханию, вложенному в прах земной.

"Умение правильно мыслить важнее умения находить правильные ответы" – за много веков до христианства сформулировал философ суть пути человеческого... Найти правильный ответ не всегда важно, не всегда можно и не всегда нужно. Гораздо труднее и важнее – задать правильный вопрос. Единственно важный, поиску ответа на который можно посвятить добрую толику своей жизни. Единственно нужный вопрос...

"Мир разделен на реальное и видимое..."

"Ищите и найдете..."

"Не мир принес я, но меч..."

"Храм мой – храмом молитвы наречется..."

"Где двое или трое соберутся во имя Мое..."

И в тишине и полумраке храма учится человек видеть сердцем, не торопиться с душевным порывом, метким словом, быстрым осуждением и безапелляционным неприятием. Учится видеть и слышать не слова, но суть их, зреть не хрупкую внешнюю оболочку, но то, что таит она от невнимательного беглого взора – ту внутреннюю сущность, которая единственно является истинной как у человека, так и у любой вещи... Видя внутреннее, абстрагироваться от внешнего; проникая в главное, отметать ничего не значащие детали, единственное предназначение которых – защитить от праздного и недоброжелательного взора... Понимать того, кто рядом, понимать самого себя…

Сказкотерапия и доверие…

Взрослым людям несвойственно доверять другим взрослым людям. Зачастую они не доверяют даже самим себе, строя вокруг себя своего рода «башню из слоновой кости», которая очень хорошо защищает от захватчиков, но в которой жить очень скучно и однообразно. Тем более что крысы, мыши и тараканы, которые имеют тенденцию заводиться в замкнутых человеческих жилищах, могут оказаться гораздо хуже любых, самых неожиданных знакомств.

Проблема доверия – одна из самых сложных психологических проблем. Самых сложных и самых неотложных. Проблему доверия обязательно нужно решать, иначе жизнь вообще может потерять всякий смысл или станет ну очень уж куцей и ограниченной. Процесс восстановления доверия заключается в преодолении власти прошлого над собой, преодоление страха повторения той же самой боли, испытав которую когда-то еле-еле смог собрать себя по кусочкам.

Самое сложное заключается в том, что процесс восстановления доверия – это процесс длительный, он занимает какое-то время, в течение которого люди не перестают обманывать тебя. Возможно, что вновь обманутое доверие – это когда человек – случайно или намеренно – всколыхнул то, что было запрятано за семью замками и боль, пережитая когда-то, вновь хлестнула тебя по сердцу, по глазам, разорвала на кусочки все твое существо и ты понял, что снова – один, снова - беззащитен в этом мире и ничто не может тебя уберечь: проклятая человечность и обманчивая теплота человеческих взаимоотношений просачивается через самые крепкие стены, казалось, только для того, чтобы ослабить твою бдительность и хлестнуть. Безжалостно. Наотмашь. В самую сердцевину и глубину. Точно и бездушно…

И неважно почему человек обманул твои ожидания: специально, долго готовясь, случайно, по глупости, желая сделать добро… Все твое существо сжимается в комок от ужасной, все затмевающей боли и исступленно твердит: обманул, обманул, обманул… опять, опять, опять… Ты почувствовал себя в безопасности и расслабился, а тебя – ударили, убили, уничтожили…

И единственное желание, которое живет в тебе – развернуться, подобно сжатой пружине, и хлестнуть в ответ. Так, чтобы там, на другом полюсе человеческих взаимоотношений, также сжались в комок. Чтобы и там увидели своих призраков, лишающих сна, покоя и разума…

Все умерло внутри тебя и только ты сам можешь решить, будешь ли ты жить дальше… Сможешь ли и захочешь ли слышать и видеть того, кто заставил тебя вновь пережить этот ад… Даже если он и не виноват. Даже если совсем не виноват… Потому что внутри тебя теперь всегда будет жить подсознательный страх пережить все снова: если удар попал раз, попадет и другой…, а вдруг это было не случайно…, а зачем все это надо…

И если перестаешь доверять, то перестаешь доверять всем, и прежде всего самому себе, – потому что знаешь то, что не может знать никто другой – знаешь почему и чего боишься и почему так больно. Не доверяешь всем, кроме одного или двух самых близких, которые, возможно, причинили немало боли, но которые никогда не отдадут тебя на волю внешних, и, главное, на волю тебя самого. Которые, возможно, и являются твоими худшими врагами и заклятыми друзьями, но ты, подобно Скарлетт, говоришь себе «я подумаю об этом завтра», я подумаю об этом потом, когда смогу снова проделать мучительную операцию под названием «собрать себя по кусочкам», чтобы снова приобрести смутные очертания человека…

Однако доверие, это, возможно, единственное, ради чего все-таки стоит брать на себя труд и выстраивать какие-то личные взаимоотношения со всеми вытекающими отсюда вопросами и последствиями… Доверие – это высшая ценность, измеряющая взаимоотношения между людьми, безошибочно разделяющая мир на своих и чужих. Поэтому восстанавливать утраченное доверие нужно всеми возможными способами, а еще лучше – всеми способами стараться его сохранить, не потерять, не растранжирить по мелочам. Потому что, когда мы доверяем, то мир для нас – цветной, разнообразный, увлекательный. Когда мы доверяем, мы можем любоваться звездами, наслаждаться красотой природы, вкушать прелесть человеческих взаимоотношений, радоваться своей внутренней свободе и независимости, радоваться сегодняшнему дню, не печалиться о прошлом и не заботиться чересчур о будущем.

Очень короткая сказка

Жил был Кот. Он очень любил драться и очень хотел иметь друзей. Драться он любил потому, что когда он был маленьким котенком, дети часто таскали его за хвост, а взрослые коты постоянно гоняли, чтобы он не путался у них под ногами. Поэтому когда он подрос, научился царапаться и кусаться, то ему очень понравилось доказывать всем вокруг, что он сильнее, ловчее и быстрее. Но еще ему очень хотелось иметь друзей.

Однажды он встретил маленькую птичку.

- Я ищу друзей, давай дружить, - сказала ему птичка.

Но Кот не поверил ей, напружинил лапы и только хотел броситься на птичку, как она взмахнула крылышками и улетела.

Но почему? Ведь Кот так хотел дружить… А еще – он хотел быть самым ловким, самым быстрым и самым сильным… И – чтобы все об этом знали…

Сказкотерапия и все краски мира…

Сказка позволяет выполнить еще одну важную задачу – она дает повод пересмотреть философию своей жизни, возможность задуматься, как это ни банально звучит – о вечном, возможность оценить все то, что имеешь и то, к чему стремишься. Сказка апеллирует к нашему подсознанию, а ведь именно в подсознании таится большинство наших проблем, равно как и возможные их решения. Именно информация, таящаяся в подсознании, руководит течением нашей жизни и именно с ним и нужно работать, если хочешь что-то в своей жизни изменить. А еще сказка может сделать действительно чудо – «вытащить» на поверхность часть того, что находится в подсознании, помочь осознать то, что тебя мучает и понять, как с этим справится.

Итак, взрослому человеку тоже нужна сказка в его жизни, она помогает:

а) вернуть утраченную веру в чудо;

б) восстановить порушенную целостность души;

в) обратиться к своему подсознанию в поисках ответов на жизненно важные вопросы (помните мудреца: «Человек не может задать вопрос, ответа на который не знает»);

г) сделать явными проблемы, существующие в настоящий момент и благодаря сказке «проиграть» возможные варианты их решения;

д) дает возможность прожить до конца ситуации, мучающие человека именно своей незавершенностью и таким образом – освободиться от их власти;

е) восстановить утраченные взаимоотношения с окружающими, прежде всего, - со своими собственными детьми

и это – далеко не полный список того, что может сделать сказка, будучи легально возвращенной в нашу жизнь, однако, даже вышеперечисленного уже достаточно для того, чтобы выдать ей вид на жительство в нашей душе, в нашем сердце и в нашем сознании…

Сказки существуют не одно тысячелетие и занимают огромное место в жизни людей, особенно детей. Сказки являются частью детского воспитания, - это важное . Но последние исследования, проведенные учеными со всего мира, помогли выяснить, что сказки полезны и нужны не только детям, но и взрослым. Сейчас все большую популярность приобретает сказкотерапия для взрослых . Что такое сказкотерапия и как с ее помощью стать лучше и счастливее?

Что такое сказкотерапия для взрослых

Сказкотерапия создана для того, чтобы человек смог познать собственную душу и излечить ее. Сказки содержат в себе множество важнейших психических процессов, и ученые исследуют их именно с этой стороны. Они способны оказать благотворное воздействие на человеческую психику. Сказкотерапия хороша тем, что человек сможет найти в ней самого себя, сказка непременно затронет нужные струны его души. Сказки исцелят от тревог и помогут найти выход из сложной ситуации.

Преимущества сказкотерапии для взрослых

Преимущества сказкотерапии можно перечислять долго. Благодаря сказкам, человек обретает душевную свободу от собственных фобий, навязчивых мыслей, негативных установок. Сказки помогают понять, какие жизненные ценности являются главенствующими для человека и как жить в мире с самим собой. Сказки – это способ принять верное решение, стать полноценной частью общества. С их помощью человек избавляется от многих своих недостатков (ненависти, зависти, жадности и т.д.). Сказкотерапия помогает нормализовать или построить отношения с окружающими людьми. - пожалуй, главное преимущество сказкотерапии.

Способы применения сказкотерапии

Достоинства и преимущества сказкотерапии описаны, как теперь использовать это метод для душевного благополучия? Специалист после общения с человеком, изучения его психологического состояния, эмоционального настроя выбирает тот или иной метод воздействия на клиента с помощью сказки.

  1. Можно работать с готовой сказкой, прочитать историю вслух, проанализировать слова, поступки главных героев, к каким последствиям привели эти поступки.
  2. Можно написать индивидуальную сказку для клиента, которая затрагивает именно его проблемы и беспокойства.
  3. Можно самому попробовать создать свою сказочную историю, где человек самостоятельно затрагивает болезненные для него темы и ищет способы выхода из тяжелой ситуации.
  4. Можно также организовать театральную постановку истории.

Как написать собственную сказку

Чтобы самому написать полезную сказку, необходимо устроиться поудобнее, желательно там, где никакие посторонние звуки не смогут отвлечь. Можно закрыть глаза, расслабиться и дать волю воображению. Человек начинает сказкотерапию с представления волшебной страны с особенными ее жителями. Из всех жителей перед его глазами периодически будут вставать те или иные образы, самый актуальный из которых останется, а остальные рассеются. Человек наделяет героя определенными чертами характера, способностями и другими характеристиками. Затем начинается обдумывание сюжета, который тесно связан с внутренним конфликтом автора сказки. После этого нужно заняться описанием кульминационного момента и придумать концовку истории.

Пример сказкотерапии:

В данном случае прорабатывается тема науверенности в себе, человек ищет способы повышения самооценки.

Жила – была во Вселенной одна звездочка. Она была хорошая, красивая, умная, но очень скромная и молчаливая. Она росла в окружении множества других звездочек. Порой она смотрела на других звездочек и ей казалось, что они светят ярче, чем она сама. Звездочка часто грустила из-за этого и почти никогда не ходила на звездные балы, устраиваемые главной звездой в их галактике…

Сказкотерапия – это возможность духовно обогатиться, стать ближе к творчеству и решить проблемную ситуацию, поэтому она заслуживает внимания взрослых.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.


В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:


«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.


Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.

Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:

,

В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.


Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.


Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.


Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!