Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение Предложения с прямой речью косвенная речь диалог

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своём желании пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». Брат сказал, что он придёт поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я всё думал, кто бы это был.

Я всё думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Прямая речь может иметь форму диалога . Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

Ты придёшь?

— Не знаю.

2. Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитаты

Цитата — это приведённое полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

Цитата как прямая речь

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:

Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».

«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

(подчёркнуто нами. — Е. Л. ) или (курсив наш. — Ред .).

«Он [Пушкин ], — писал Гоголь, — при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужой речи. Она может передавать:

  • чье-то высказывание («Что вы об этом думаете?» - спросил сосед.);
  • невысказанную мысль (Я подумала: «Значит, мои усилия не были напрасными».).

Знаки препинания при прямой речи

А: «П». А: «П!» А: «П?» (Полковой командир закричал: «Остановитесь!» (Л.Н. Толстой))

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а. («Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. (А.С. Пушкин))

«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! - а. - П». «П? - а. - П». («Василиса Егоровна - прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузмич может это засвидетельствовать». (А.С. Пушкин))

А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. (На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (М.Е. Салтыков-Щедрин))

Прямая речь может быть использована и при цитировании.

Цитаты - дословные выдержки из сочинений кого-либо, которые могут приводиться для доказательства своих мыслей.

Знаки препинания при цитировании:

  • такие же, как при прямой речи, если цитата сопровождается словами автора (Поэт А. Кушнер считает: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».);
  • цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения (Пушкин своими стихами пробуждал «чувства добрые».);
  • когда в цитате делается пропуск, это отмечается многоточием (Пушкин писал: «...взойдет она, звезда пленительного счастья...»)

Запомните:

  • при цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся;
  • эпиграф кавычками не выделяется, а имя автора не берется в скобки.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

При диалоге сохраняются те же знаки препинания, что и при прямой речи, кроме кавычек. Каждая реплика диалога пишется с новой строчки и перед ней ставится тире.

Различайте: предложения с прямой речью и косвенной речью.

Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Мама попросила, чтобы я не опаздывала.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными.

Тест

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки при прямой речи.

  • а) «Чтобы это было в последний раз». - грозно проговорила мама.
  • б) «Во сколько нам нужно встать, - размышляла сестра, - чтобы успеть на поезд?»
  • в) Высунулся я в окошко, кричу ему: «Остановись! »
  • г) «Как давно мы не виделись», - обрадованно воскликнула подруга.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при цитировании.

  • а) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
  • б) Нельзя не согласиться с А.А. Ахматовой: «Один идет прямым путем, другой идет по кругу...»
  • в) А.Н. Толстой считал, что: «Русский язык должен стать мировым языком».
  • г) М. Горький утверждал, что «в жизни... всегда есть место подвигам».

Ключи к тестам

Человечество не смогло бы добиться сегодняшнего прогресса без возможности вербального общения друг с другом. Речь - наше богатство. Возможность общения с людьми как своей, так и другой национальности позволило странам прийти к нынешнему уровню цивилизации.

Чужая речь

Помимо собственных слов, существует такое понятие, как «чужая речь». Это те высказывания, которые не принадлежат автору, но включены в общий разговор. Также чужой речью именуют и слова самого автора, но только те фразы, которые он говорил либо в прошлом, либо планирует сказать в будущем. Мысленная, так называемая «внутренняя речь», тоже относится к чужой. Она может быть устной или письменной.

В качестве примера приведем цитату из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: "Ты думаешь? - встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: "А ведь он прав!"

Передача чужой речи

С течением времени в языке появились особые способы передачи чужой речи:

  1. Прямая речь.
  2. Косвенная речь.
  3. Диалог.
  4. Цитирование.

Прямая речь

Если рассматривать способы передачи чужой речи, то этот предназначен для дословного воспроизведения формы и содержания разговора.

Конструкции прямой речи состоят из двух частей - это слова автора и, собственно, прямая речь. Строение этих конструкций может быть разным. Итак, как же могут происходить способы передачи чужой речи? Примеры:

  • Сначала идут слова автора, а за ними прямая речь.

Маша вошла в номер гостиницы, огляделась вокруг, а затем повернулась к Коле и сказала: «Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась».

  • Здесь сначала идет прямая речь, и только потом слова автора.

"Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась", - сказала Маша Коле, когда вошла в номер гостиницы.

  • Третий способ позволяет чередовать прямую речь со словами автора.

"Отличная комната! - восхитилась Маша, когда вошла в номер гостиницы. Затем она повернулась к Коле: - Я бы тут жить осталась".

Косвенная речь

Речь от третьего лица может передаваться различными путями. Одним из них является использование косвенной речи. Косвенная речь - это сложноподчиненные предложения с Таким образом и может осуществляться передача чужой речи. Примеры:

Маша сказала Коле, что номер в гостинице отличный, и она бы даже осталась в нем жить.

Они поздоровались, и Андрей сказал Михаилу Викторовичу, что очень рад его видеть.

Средства связи

То, каким союзом либо союзным словом соединить главное и придаточное предложения в косвенной речи, называют выбором средства связи. Зависит оно от исходного предложения и от Сообщение может быть повествовательным, побудительным или вопросительным.

  • В повествовательном предложении чаще всего используются союзы «что», «будто», или «будто бы». Например: Студент сообщил: «Я выступлю на семинаре с докладом об экологических проблемах региона». / Студент сказал, что он выступит на семинаре с докладом об экологических проблемах региона.
  • В побудительном предложении применяется союз «чтобы». Например: Директор школы распорядился: «Примите участие в городской выставке». / Директор школы распорядился, чтобы приняли участие в городской выставке.
  • В вопросительном предложении средством связи может стать частица «ли», или двойные частицы «ли… ли». К примеру: Студенты поинтересовались у преподавателя: «Когда нужно сдавать курсовую по вашему предмету?» / Студенты поинтересовались у преподавателя, когда нужно будет сдавать курсовую.

В косвенной речи принято употреблять местоимения и глаголы с позиции говорящего. Когда предложения переводят из прямой речи в косвенную, в них зачастую изменяется порядок слов, также отмечается потеря отдельных элементов. Чаще всего это междометия, частицы либо Например: «Завтра, может, будет совсем холодно», - сказал мой друг. / Мой друг предположил, что завтра будет совсем холодно.

Несобственно-прямая речь

Рассматривая способы передачи чужой речи, следует упомянуть и о таком явлении, как несобственно-прямая речь. Это понятие включает в себя как прямую, так и косвенную речь. Высказывание такого рода сохраняет полностью или частично и синтаксические, и лексические особенности речи, передает манеру говорящего.

Главной ее особенностью является передача повествования. Речь идет от лица автора, а не от самого персонажа.

Например: "Она измеряла шагами комнату, не зная, что делать. Ну как объяснить брату, что это не она рассказала все родителям. Они ведь сами об этом не скажут. Да кто же ей поверит! Сколько раз она выдавала его проделки, а тут… Нужно что-то придумать".

Диалог

Еще одним способом передачи чужой речи является разговор между несколькими людьми, выражаемый прямой речью. Состоит он из реплик, то есть передачи слов каждого участника беседы без их изменений. Каждая произнесенная фраза связана с другими по структуре и смыслу, а знаки препинания при передаче чужой речи не меняются. В диалоге могут встречаться слова автора.

Например:

Ну, и как тебе наш номер? - спросил Коля.

Отличная комната! - ответила ему Маша. - Я бы тут даже жить осталась.

Типы диалогов

Существует несколько основных типов диалогов. Они передают разговоры людей друг с другом и, как и беседа, могут носить различный характер.

  • Диалог может состоять из вопросов и ответов на них:

Отличная новость! А когда состоится концерт? - спросила Вика.

Через неделю, семнадцатого числа. Будет он в шесть часов. Ты обязательно должна пойти, не пожалеешь!

  • Иногда говорящего прерывают на полуслове. В этом случае диалог будет состоять из незаконченных фраз, которые продолжает собеседник:

И в это время наша собака начала громко лаять…

А, вспомнила! Ты тогда еще в красном платье была. Да, в тот день мы отлично провели время. Надо будет повторить как-нибудь.

  • В некоторых диалогах реплики говорящих дополняют и продолжают общую мысль. Они рассказывают об одном общем предмете:

Вот подкопим еще немного денег и уже сможем приобрести небольшой домик, - сказал отец семейства.

И у меня будет собственная комната! У меня обязательно должна быть своя комната! И собачка! Мы заведем же собачку, да, мам? - спросила семилетняя Аня.

Конечно. Кто же еще сможет охранять наш домик? - ответила ей мама.

  • Иногда беседующие могут соглашаться либо опровергать высказывания друг друга:

Я звонил ей сегодня, - сказал он своей сестре, - она, по-моему, чувствовала себя плохо. Голос слабый и хриплый. Разболелась совсем.

Да нет, ей уже лучше, - ответила девушка. - Температура спала, да и аппетит появился. Скоро совсем выздоровеет.

Так выглядят основные формы диалога. Но не стоит забывать, что мы не общаемся только в одном стиле. Во время разговора мы комбинируем различные фразы, ситуации. Поэтому существует и сложная форма диалога, содержащая в себе различные его комбинации.

Цитаты

Когда у школьника спрашивают: «Назовите способы передачи чужой речи», он, чаще всего, вспоминает понятия прямой и косвенной речи, а также цитаты. Цитатами называют дословное воспроизведение высказывания определенного человека. Цитируют фразы для того, чтобы уточнить, подтвердить или опровергнуть чью-либо мысль.

Конфуций когда-то говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Цитата как способ передачи чужой речи помогает продемонстрировать собственную образованность, а иногда и загнать в тупик собеседника. Большинство людей знает, что те или иные фразы были когда-то кем-то уже произнесены, но вот кем были те люди - им неведомо. Используя цитаты, нужно быть уверенным в их авторстве.

В заключение

Существуют различные способы передачи чужой речи. Основными являются прямая и косвенная речь. Есть и способ, включающий оба этих понятия, - это несобственно-прямая речь. Беседы двух или нескольких людей именуют диалогом. И это тоже передача чужой речи. Ну и, цитируя Сократа: «Единственная истинная мудрость в осознании, что мы по сути ничего не знаем».

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение

I. Вопросы

2. Замена прямой речи косвенной.

3. Знаки препинания при цитатах.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 432, 433 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Перепишите, исправляя пунктуационные ошибки и расставляя недостающие знаки препинания. Схематично изобразите предложения.

«Ты может быть нездоров, Павлуша! Спрашивала она иногда. «Скажи, пожалуйста Вера – спохватился вдруг Райский, зачем она вызвала меня». «О друг мой, – воскликнул Базаров, об одном прошу тебя: не говори красиво». «Пари орел», сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину – только не останавливайся. «Однако второй бастион уже совсем не отвечает: сказал гусарский офицер, сидевший верхом – весь разбит!» легкий щелчок, шорох, и могучий, благородных тонов, непостижимо низкий и раскатистый бас запел – «есть на Волге утес».

2. Определите, какие перед вами предложения: с прямой речью, с косвенной речью с цитатой или вводным предложением.

Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком. Всех родных родней, всех близких ближе возникают в памяти слова: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Мы, я думаю, для тебя тоже не чужие. Как только Татьяна Ивановна произносила первые слова «Роняет лес багряный свой убор…», наступала мертвая тишина. «А почем купили душу у Плюшкина?» - шепнул ему на ухо Собакевич.

3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

На дворе начало октября. Небо сплош_ затянуто тучами. Ра_вет еще (не) наступил и кажется (н_)когда (не)наступит. Трудно поверить что солнечные лучи могут пробит_ся сквозь эту непроница_мую сер_сть.

А город уже живет. Тысячи людей подняв воротники или ра_крыв зонтики бегут по улице ос_ждают сверкающие от дождя автобусы ныряют в проходную табач_ной фабрики. Посмотр_шь на них и страшно становится откуда столько народу?

Большая т_лпа ст_кается к переходу готовая ринут_ся в первый же просвет между потоками автомобилей которым кажется тоже нету конца. В этой т_лпе я пересекаю широкую улицу и поп_даю в большой (полу) стекля_ый (полу) метал_ический колпак кафетерий или попросту забегаловку. Внутри забегаловки буфетная стойка несколько высоких столиков на железных ногах. Цементный пол усыпан толстым слоем серых опилок.

Дли_ая очередь тянется вдоль буфета. Люди топч_тся ёжатся пот_рают руки. От намокших плащей и пальто подн_мается пар.

За стойкой в_звышается Зоя высокая девушка с гла_кой прич_ской. Она бр_сает мелоч_ в пластмас_вую тарелку выдает _дачу бойко орудует бл_стящими рычагами кофейного агрегата. Может быть ей кажется что она стоит у пульта упр_вления атомным кораблем.

    Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

    Греков, В.Ф.

    Шапиро, А.Б. Современный русский язык: Пунктуация [Текст]: Учебное пособие для пед. институтов / А.Б. Шапиро. − М.: Просвещение, 1974.

    Розенталь, Д.Э.

    Розенталь, Д.Э.

    Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка [Текст]: Учебник для вузов / Н.Л. Шубина. – М: Академия, 2006.

Модуль 3

Практическое занятие №25

Контрольный диктант №2

1. Контрольный диктант (50 мин).

2. Грамматические задания к диктанту (фонетический разбор, разбор по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения) (40 мин).

Модуль 3

Практическое занятие №26

Лексика и фразеология

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

I. Вопросы

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

2. Употребление омонимов, синонимов, антонимов.

3. Значение и употребление фразеологизмов.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 4, 5 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Выполните упр. 16 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Выполните упр. 20 по пособию В.Ф. Грекова и др.

3. Выполните упр. 45 по пособию В.Ф. Грекова и др.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.

    Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. − М.: Русский язык, 1986.

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

    Фразеологический словарь русского языка свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с..

Модуль 3

Практическое занятие №27

Cтилистика

I. Вопросы

1. Понятие о функциональных стилях:

    научный стиль и его особенности;

    официально-деловой стиль и его особенности;

    публицистический стиль и его особенности;

    разговорный стиль и его особенности;

    стиль художественной литературы.

2. Стилистические ошибки.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 25

2. Выполните упр. 26 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

3. Выполните упр. 27 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Аудиторные задания

1. Прочитайте, найдите грамматические, речевые и стилистические ошибки, исправьте их.

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. В этих словах заключается наша любовь и поклонение Пушкину. Мы испытываем летаргию по прошлому. Беликов ходил с поднятым воротником и длиннополой шляпе. Павел Кирсанов – отъявленный аристократ. Почва для революции назрела. Народ был подвергнут жесткому аппарату репрессий. Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни русской интеллигенции. Прибрать власть в свои руки. В историях наших народов много общего. Тихон не только не защищал ее от нападок матери, но и сам боялся ее, подчинялся ей. Пушкин и поэты его круга запросто обращались к народной речи. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. Мы посетили мемориал памяти жертв сталинских репрессий. Посещаю выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа. Кофе было готово через пять минут. Он умолчал неприятное событие от матери. Наиболее худшее положение было у тех ребят, которые ничего о предстоящей контрольной работе не знали. Путь, избранный нашим героем, ошибочен, неправильный. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Таблица 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Практикум по русскому языку

бакалавриат

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: русский язык

Последующие: современный русский литературный язык, корректорское дело

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Форма работы*

Количество баллов 3 %

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

МОДУЛЬ № 1

Форма работы

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №1

МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 33 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №2

МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 32 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного вида работы, за который начисляются поощрительные баллы)

Ф.И.О. преподавателя Ганова С.В.

Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______

Зав. кафедрой________________________

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Входной модуль

Контрольный диктант №1

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Погода переменилась. Метель из влажной, декоративной переходила в сухую, мороз набирал силу. Начинается это красиво, кончается страшновато. Редкий влажный снежок, поначалу почти отвесно слетавший на высоты и курганы, всё подсушивался и подсушивался, всё сильнее косил, будто кто его швырял из-за горизонта. Степь постепенно принимала вид ткацкого станка, на котором со все усиливающимся посвистом натягиваются туго скрученные нитки. Всё злее и напористее задувал ветер. Вдобавок к падающему он срывал на сугробах старый снег, выпавший раньше, взвихривал его, перемалывал в муку тончайшего помола. Прошёл час, другой, и уже не видели мы собственных валенок, словно брели по колено в белой кипящей воде. И наконец степь одичала совершенно, зашипела, как рассерженная гусыня, завыла разбойно, перемешала небо с землёй. Ничего не разобрать и не различить. Ни шинели, ни ватники тепла не держат, оно выдувается, выбивается ветром; брови запорошились и стали белыми, с ресниц течёт; и нечего думать, чтобы обтереть лицо рукавицей, наляпаешь снег на снег; и голой рукой не стоит, облегчения на секунду или две, да зато и в рукавицы снегу натолчётся.

И по этой степи, озверевшей к ночи, двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи, плутали группами и в одиночку разбитые итальянцы, румыны и немцы. Иногда в белой летящей мгле возникали перестрелки, и было неизвестно, кто стреляет и в кого, и некогда было разбираться, неумолимо действовал приказ: вперёд, только вперёд! Порой в хвосты батальонов и рот пристраивались, побросав оружие, итальянцы и плелись до ближайшего хутора или станицы, где их сдавали до подхода вторых эшелонов на попечение местных жителей, вооружаемых итальянскими же карабинами.

(Н. Грибачёв. 251 слово)

1. Выполните фонетический разбор слов погода, редкий, снег .

2. Выполните морфемный разбор слов грохотали, падающему, неумолимо .

3. Выполните словообразовательный разбор слов снежок, наляпать .

4. Выполните морфологический разбор слов погода, переменилась .

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения Начинается это красиво, кончается страшновато.

Модуль 1

Контрольная работа №1

Возможный вариант заданий

1. Компьютерная диагностика

1. Укажите слова из 5 звуков:

2) летчик;

4) сельдь.

2. Укажите, в каком слове неправильно выделен ударный слог:

1) щавéль;

2) катáлог;

3) квартáл;

4) принýдить.

3. Определите, в каких словах есть [й]:

1) суховей;

2) веялка;

5) вязать;

4. Укажите, какие слова образованы приставочным способом:

1) приходить;

2)подземный;

3) предыстория;

4) докрасна.

5. Укажите строчку, в которой допущены ошибки в употреблении прописных букв:

1) Петр Великий, Жан-Жак Руссо, Людвиг ван Бетховен, Рокфеллер-старший;

2) Всемирный совет мира, Генеральная ассамблея ООН, Московская Патриархия;

русского языка , но не рассматриваются в достаточно... 6.Скворцов Л.И. Культура русской речи. М.: Знание, 1995 7.Максимов В. Русский язык и культура речи. ...

  • Разработка урока

    Учителя русского языка и литературы Арслановой И.М. Материалы урока-презентации "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: ... «От анализа текста – к сочинению»: учителя русского языка и...

  • Автореферат диссертации

    Класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению» учителя русского языка и... литературы Никульшиной В.А. Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме « ...

  • Гоу сош с углубленным изучением английского языка №1262 им календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году

    Тематическое планирование

    Ю.Н. – М.: Национальное образование,2010. Егораева, Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку : подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. – ... Орфоэпический практикум . (А1) 2. Грамматические нормы русского языка . (Задания А3-А5, А26) 3. Работа по ...

  • Тестирование

    І вариант

    І уровень (м. 3б.)

    1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

    А) простое предложение;

    Б) сложносочинённое предложение;

    В) сложноподчинённое предложение.

    2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

    Б) запятой;

    В) вопросительного знака.

    3. .

    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    А) Предложение с прямой речью;

    4. .

    А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

    Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

    В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

    5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

    А) союз что;

    Б) союз-частицу ли;

    В) союз чтобы.

    6. .

    А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

    Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

    ІІ уровень (м. 3б.)

    1. Закончите высказывание .

    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

    2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

    речью :

    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

    А) «П»,- а.

    Б) «П,- а.- П».

    В) «П,- а,- п». (7 балл)

    3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

    А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

    Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

    В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

    блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

    ІІІ уровень (м. 3б.)

    1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

    Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

    2.

    1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

    3.

    Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

    IV уровень (м. 3б.)

    1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

    А: «П».

    2) Не обижайся, Лена.

    3) Теперь я не пропаду.

    Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

    Тестирование

    ІІ вариант

    І уровень (м. 3б.)

    1. Закончите высказывание .

    При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

    2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

    Б) запятой;

    В) вопросительного знака.

    3. Укажите способ передачи чужой речи .

    По радио сообщили о возможных осадках.

    А) предложение с прямой речью;

    Б) предложение с косвенной речью;

    В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

    Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

    4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

    Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

    В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

    5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

    А) союз что;

    Б) союз-частицу ли;

    В) союз чтобы.

    6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

    А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

    Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

    В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

    ІІ уровень (м. 3б.)

    1. Укажите способ цитирования .

    «Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    А) Прямая речь;

    Б) косвенная речь;

    В) предложение с вводными словами;

    Г) отдельные слова или словосочетание.

    2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

    А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

    Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

    В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

    3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

    А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

    Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

    В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

    ІІІ уровень (м. 3б.)

    1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

    2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

    1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

    3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

    Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

    IV уровень (м. 3б.)

    1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

    2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

    «П», - а.

    1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

    2) Не обижайся, Лена.

    3) Теперь я не пропаду.