Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Биотическое сообщество?
Биоценоз (сообщество) – совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определенном пространстве и представляющих собой определенное экологическое единство.
Биогеоценоз – эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их среда. Экосистема – это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс.
Биогеоценоз определяется границами фитоценоза и может быть только наземным сообществом Экосистема – более широкое понятие, его можно применить как к природному сообществу, так и к искусственно созданном (аквариум, сад, поле, огород)
Структура биогеоценоза (экосистемы) Атмосфера Литосфера (почва) Гидросфера Фитоценоз (растения) Зооценоз (животные) Микробиоценоз (микроорганизмы)
Биосфера?
Домашнее задание §5.1, упр. 172
Состав и структура сообщества
Состав и структура сообщества Состав биогеоценоза представлен видовым разнообразием – числа видов растений, животных и микроорганизмов образующих сообщество.
Факторы, влияющие на видовое разнообразие и богатство биоценоза Географическое положение (с севера на юг число видов увеличивается)
2. Климатические условия (в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов)
3. Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем большее количество видов его составляют) 4. Тип сообщества Тундра Тропический лес
5. Наличие видов – средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой)
Структура сообщества Морфологическая структура- набор определённых жизненных форм и их соотношение Жизненные формы растений Жизненные формы животных, обитателей водоемов
Жизненные формы растений деревья кустарники Травянистые растения
Жизненные формы водных животных Планктон - организмы, свободноплавающие на поверхности воды Нектон – организмы. Обитающие в толще воды, способные к активному перемещению Бентос - совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов.
Растения по отношению к воде Гидрофиты «гидро»- вода Гигрофиты «гигро»- влага Мезофиты «мезо»- средний Ксерофиты «ксеро»- сухой
Пространственная структура По вертикали По горизонтали Ярусность (наземная и подземная). В каждом ярусе встречаются только определенные организмы, приспособленные к условиям яруса. Неоднородность открытых структур (естественные возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности, концентрации кислорода, давления и тд.)
Ярусность
Трофическая структура
Трофическая структура Продуценты – зелёные растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители органического вещества
Трофическая структура Консументы – организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества (все гетеротрофы). Консументы первого порядка – растительноядные животные. Консументы второго порядка – хищники.
Редуценты – организмы разлагающие сложные составные компоненты мертвой цитоплазмы, доводя их до простых органический соединений.
Задания для закрепления Представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру (составьте сеть питания) 1 вариант. «Водоем»: водоросли придонные, тина на поверхности воды, ряска, кувшинка, рак, карась, лягушка, клоп водомерка, улитка – катушка, щука, мальки леща, икра лягушки, уж, стрекоза 2 вариант. «Широколиственный лес»: дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочка, ящерица, гусеница.
Домашнее задание § 5.1, 5.2, вопр. стр. 158, 149.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"
Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....
Актуализация опорных знаний- 1. Дайте определение популяции.
- 2. Что определяет взаимодействие популяций?
- (Определяет характер функционирования природного сообщества - биоценоза)
- 3. Что представляет собой природное сообщество?
- (совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга)
- 4. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?
- (лес, степь, пустыня, река, море)
- 5. Назовите примеры искусственных сообществ.
- (поле, огород, парк, сад)
- «…накопление знаний подобно росту дерева…»
- (Винсон Браун)
- На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о сложной природной системе – биоценозе.
- Расшифровка новых терминов: «биоценоз», «виды – доминанты», «ярусность»
- Познавательная цель урока:
- выяснить структуру биоценоза,
- положение вида в составе биоценоза,
- установить причины устойчивости биоценоза
- 1. Биоценоз как надорганизменный уровень организации жизни
- Какие причины обусловливают видовой состав биоценоза?
- Какие типы взаимодействия существуют между организмами в сообществе?
- Составить схему «Биоценоз»
- Растения
- (фитоценоз)
- Животные
- (зооценоз)
- Микро-
- организмы
- (микро-
- биоценоз)
- 2. Видовая структура биоценоза
- Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитать текст учебника «Видовая структура сообщества», рассмотреть рис. 59, 60.
- Проанализировать кривую соотношения видов по численности в биоценозе.
- Сделать вывод.
- (по данным показателям все виды, образующие биоценоз, делят на доминантов и редких – в сообществах важны и те, и другие)
- (чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее биоценоз)
- 3. Пространственная структура сообщества
- Работа с рис. «Пример ярусности в лесу»
- Ярусы
- Большие деревья
- Малые деревья
- Кустарники
- Травы и кустарнички
- Мхи и лишайники
- Подстилка
- Задание 1
- Приведите доказательства правильности или ошибочности трактовки пословицей экологических закономерностей взаимосвязи организмов в сообществе
- «Мужик березу рубит, а щепа по грибам и ягодам бьет»
- Задание 2
- Что помогает растениям приспособиться к жизни в едином сообществе?
- Задание 3
- Сравните число ярусов в разных лесных биоценозах: в смешанном лесу, в еловом, на злаково - клеверном лугу
- З адание 4
- Из предложенного списка организмов, составьте «этажи» леса
- Изучить § 15
- Задание 1, 2 по вариантам к § 15
- Закончите предложения.
- 1.Самым интересным для меня было …
- 2. Мне понравилось…
- 3. Я бы хотел …
- 4. Я себя чувствовал на уроке…
- 5. Мне было …
- Биоценоз (от греч. Βίος - «жизнь» и κοινός - «общий») - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.
- Предложил термин «биоценоз» немецкий гидробиолог К. Мёбиус в 1877 г.
- Биогеоценоз (от греч. bios - жизнь, geо - Земля, ценоз - общество) - это совокупность однородных природных элементов (атмосферы, почвы, гидрологических условий и растительности, животного мира, микроорганизмов) на определённом участке поверхности Земли.
- Контур биогеоценоза устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза). (В.Н. Сукачев, 1940 г.)
- Экосистема или экологическая система (от греч. óikos - жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной - почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии.
Английский ботаник Артур Тенсли (1935) назвал экосистемой любую совокупность совместно обитающих организмов (автотрофов и гетеротрофов) и необходимой для их существования абиотической среды.
- микроэкосистемы (экосистема гниющего пня или дерева в лесу, прибрежные заросли водных растений);
- Мезоэкосистемы (болото, сосновый лес);
- макроэкосистемы (океан, море, пустыня).
- экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых;
- в рамках экосистемы осуществляется полный цикл круговорота веществ, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;
- экосистема сохраняет устойчивость в течение определенного времени.
СТРУКТУРА БИОГЕОЦЕНОЗА
ВИДОВАЯ
ТРОФИЧЕСКАЯ
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
- ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПРАВИЛО УОЛЛЕСА)
- ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- ОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СООБЩЕСТВА
- ОТ РАЗНОРОДНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ («ОПУШЕЧНЫЙ ЭФФЕКТ»)
- ДОМИНАНТНЫЕ ВИДЫ (Виды, преобладающие по численности)
- ЭДИФИКАТОРЫ (виды, создающие условия для жизни другим видам данного биоценоза)
- МАЛОЧИСЛЕННЫЕ ВИДЫ
- Пространственная структура биоценоза определяется расположением в пространстве растительной части биоценоза.
- Различают надземную и подземную структуру фитоценоза.
- Размещение растений на разной высоте (в разных ярусах) принято называть вертикальной пространственной структурой.
- Расчлененность в горизонтальном направлении – мозаичность – свойственна практически всем фитоценозам, поэтому в их пределах выделяют структурные единицы, которые получили разные названия: микрогруппировки, микроценозы, микрофитоценозы и т. п.
- Микрогруппировки различаются видовым составом, количественным соотношением разных видов, продуктивностью и другими свойствами.
- Мозаичность обусловлена рядом причин: неоднородностью микрорельефа, почв, средообразующим влиянием растений и их биологическими особенностями; может возникнуть в результате деятельности животных (образование выбросов почвы и их последующее зарастание, образование муравейников, вытаптывание и стравливание травостоя копытными) или человека (выборочная рубка, кострища), вследствие вывалов древостоя во время ураганов и т. д.
- Сточки зрения трофической структуры (от греч. trophe – питание) экосистему можно разделить на два яруса:
- верхний автотрофный ярус , или «зеленый пояс», включающий растения – продуценты
- нижний гетеротрофный ярус , или «коричневый пояс» почв и осадков, разлагающихся веществ, корней и т.д., в котором преобладают использование, трансформация и разложение сложных соединений.
- С биологической точки зрения в составе экосистемы выделяют следующие компоненты:
1) неорганические вещества (C, N, CO 2 , H 2 O и др.), включающиеся в круговороты;
2) органические соединения , связывающие биотическую и абиотическую части;
3) экотоп (воздушную, водную и почвенную среду, включающую абиотические факторы);
4) продуцентов , автотрофных организмов, в основном зеленые растения, которые могут производить пищу из простых неорганических веществ;
5) консументов , или фаготрофов , животных, питающихся растениями и другими животными;
6) деструкторов , или сапротрофов , бактерий и грибов, получающих энергию путем разложения мертвых тканей. В результате деятельности деструкторов высвобождаются неорганические элементы питания, пригодные для продуцентов.
- (от лат. Successio - преемственность, наследование) –
- последовательная смeнa во времени одних биоценозов другими на определённом участке земной поверхности
- Ф. Клементс, 1916 г.
Сукцессия
Вторичная
Первичная
скалы, обрывы,
наносы рек,
сыпучие пески
на месте
сформировавшихся
биоценозов
- Последовательный ряд, постепенно и закономерно сменяющих друг друга в сукцессии сообществ называется
- Саморегуляция в биогеоценозе - способность биогеоценоза к восстановлению внутреннего равновесия после природного или антропогенного влияния.
- достаточность жизненного пространства , то есть такой объем или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами.
- богатство видового состава . Чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ.
- многообразие взаимодействия видов , которые также поддерживают прочность трофических отношений.
- направление антропогенного воздействия .
- Город отличается от естественной экосистемы:
- гораздо более интенсивным метаболизмом на единицу площади, для чего требуется большой приток энергии извне (горючие ископаемые);
2) большими потребностями в поступлении вещества извне;
3) более мощным и ядовитым потоком отходов.
- Город практически не производит пищи или других органических соединений, не очищает воздух и почти не возвращает воду и неорганические вещества в круговорот .
- Агросистемы отличаются тем, что:
- получают вспомогательную энергию в виде мышечных усилий человека и животных, удобрений, пестицидов, орошающей воды, работы машин и т.д.;
2) разнообразие организмов резко снижено;
3) доминирующие виды подвергаются искусственному отбору.
- Агросистемы организованы так, чтобы направлять как можно больше энергии на производство продуктов питания.
Естественные и искусственные биоценозы
учитель: Анчухина Т.С.
- Раскрыть понятие «биоценоз»;
- Что значит искусственный и естественный биоценоз;
- Изучить компоненты биоценоза
БИОЦЕНОЗ -
биос - жизнь
койнос - общий
совокупность взаимосвязанных
между собой
живых организмов,
обитающих в данной местности
Виды биоценозов
Естественные
Искусственные
Виды биоценозов
Естественные
Искусственные
(созданы человеком)
- Водоем
- Степь
- Аквариум
- Огород
Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1 м 2
приходится несколько сотен тысяч растений и животных.
Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью.
- Пространственная
ярусность
- Временная
ярусность
ярусностью (этажами)
1. Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.
Ярусность в биоценозе
Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью (этажами)
2. Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.
В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения.
Биоценоз
Продуценты
Консументы
Редуценты
Физминутка. Раз, два, три, четыре. Биосемьи изучили, Много нового узнали И немножечко устали. Мы глазами повращаем, Головою покачаем. Руки, ноги потянули, Хорошенечко вздохнули, Наклонились раз и два. Не кружится голова? Ну, коль с вами все в порядке, Поработаем в тетрадке.
Домашнее задание
Учебник § 53, выучить новые слова с определениями, РТ с 133 № 5,6,7