Подлежащее во множественном числе в русском языке. Согласование подлежащего и сказуемого, нормы. Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

подлежащее выражено сказуемое примеры
сочетанием нарицательного существительного с именем собственным сказуемое согласуется с именем собственным Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова .
местоимением кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода Никто из участниц соревнования не получил первое место .
составным числительным, оканчивающимся на один + сущ. Двадцать один деньпролетел незаметно.
количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек ) Прошлопять лет .
Двадцать человекпришли на конференцию.
имеющим в своем составе числительное два, три , четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать четыре, сорок три и др.) ставится в форме мн.числа Двадцать четыре ученикаучатся в 11 «А» классе.
ставится в форме един.числа, если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер Проданодвадцать два костюма. В другой класс переведено три ученика.
количественно-именным сочетанием: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса 2) при существительных с временным значением; 3) при выражении приблизительного количества 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол - ставится в форме ед.числа Для ремонта квартиры понадобитсявосемь банок краски. Пробилоодиннадцать часов . Вечером подошло ещё человек пятнадцать. Полгодапролетело.
собирательным существительным (молодёжь, студенчество, крестьянство и т.п.) сказуемое ставится в единственном числе На протяжении веков крестьянствотерпело помещичий гнёт.
собирательным существительным множество, большинство, меньшинство, ряд, часть + существительное сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы Ряд столовстоял в аудитории.
сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы Большинство студентовсдали экзамены.
собирательным числительным + существительное сказуемое во мн. числе Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов
заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой согласуется с родом заимствованного слова или ведущего в аббревиатуре слова ЦРУсделало сообщение. (Центральное разведывательное управление = ср.р.)
вопросительным, относительным или неопределенным местоимением сказуемое-глагол ставится только в единственном числе Кто из девушекзабыл в холле сумку? Все, ктопрочита л проект закона, были против.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову ООН объявил ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного Кресло -качалка отремонтирована . Кресло -качалка отремонтировано .
Подлежащее и сказуемое в главном предложении не согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит – в форме ед.ч.) Все , кточитал помнит бродягу Варлаама. Все , кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Ошибка в построении предложения с однородными членами. Общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из луканепросто. Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
В качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи Я люблю петь и живопись Я люблю пение и живопись.
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Пропуск предлога при однородных членах. скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Употребление в качестве однородных членов причастный оборот и определительное придаточное Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма прилагательного Он был умён и богатый. Он был умён и богат.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Построение сложноподчиненного предложения

правило пример с ошибкой исправленное предложение
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. Все , кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересует ся театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

ЗАДАНИЕ 8

Чередующиеся гласные в корне

Зависят

от суффикса А от ударения от последующей согласной от значения корня
1.а//о Кас а – кос (нет суффикса а) Лаг а – лож (нет суффикса а) полОжить, полАгать исключение : полог 1.гА р – гор зар – зО р заря, зорька исключение: выгарки, пригарь, изгарь, зарево зоревать, заревый, зорянка (птица), 1.раст ащ ) -рос раст ение, рос ли исключение: Ростов, росток, отрасль, рост, подросток, Ростислав, ростовщик, на вырост, выростковый, 1. мак = погрузить в жидкость мок = пропускать жидкость, впитывать в себя макать в молоко, сапоги промокли, непромокаемый плащ
2.и//е Би р а – бер (нет суффикса а) Пи р а – пер (запи ра ть) Ми р а – мер (зами ра ть) Ти р а – тер(отти ра ть) Сти л а – стел(рассти ла ть) Блист а – блест(бли ста ть) Чи т а – чет(вычи та ть) Жи г а – жеч(зажи га ть) Ди р а – дер(приди ра ться) исключение: сочетание, сочетать 2. клан-клон твар-твор под ударением пишется то, что слышим, без ударениятолько О поклониться поклон кланяться затвор сотворить исключение: утварь 2. скак – скоч вскоч ить, вскак ивать исключение: скачи скачок скачу 2. равн = равный, одинаковый, сходный ровн= ровный, гладкий, прямой подровнять клумбы, сравнить исключение: равнина равнение равняйся ровесник уровень ровня поровну равняться
3.им, ин//а, я начинать – начать внимание – внять снимать – снять сжимать –сжать проклинать - проклясть В корне плав пишется а(плавучий, поплавок) исключение : пловец, пловчиха, пловцы, плывун (=насыщенный водой грунт). Запомни: плавунец (=жук, живущий в стоячей воде)
Обратите внимание на корни-омонимы: 1) ГАР-ГОР = чередующиеся в значение «воспламенять», «воспламенить»; Горевать - горе = безударная гласная, проверяемая ударением 2) МИР –МЕР = чередующиеся гласные в значении «застыть» ПриМИРить, примИрение – мир = проверяемая гласная, ПриМЕРять - примерить = проверяемая гласная 3) КАС-КОС = чередующиеся гласные в значении «дотронуться» КОСа – КОСы = проверяемая гласная, КОСить – КОСит = проверяемая гласная

ЗАДАНИЕ 9

Правописание приставок

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок –
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. это приставки на З-С воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-, низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через- это приставки ПРИ-//ПРЕ-
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме , хотя произносятся по-разному врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать. пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С зависит от произношения. правописание данных приставок зависит от смысла. ПРИ- 1. Доведение действия до конца: прибить, принести. 2.Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть): приоткрыть, приостановить. 3. Приближение, прибавление, присоединение: приделать, прийти 4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 5. Значение, близкое к приставке ДО - (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь.
безм олвный, безг ласный, исс ледовать, изл ить, чересч ур, чрезм ерный, разо бщить.
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.
Примечание:приставкиРОЗ-//РОС-зависят от ударения. Например:: ро спись – ра списка, ро зыгрыш – ра зыгрывать. (Исключение : розыскной.) ПРЕ- 1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма): премилый, пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (= перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
Примечание: правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить , ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета: Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур.
Напоминание (к группе приставок группы 2): Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие - глухие) Всегда глухие:Ч, Щ, Ц, Х Всегда звонкие:Й, Л, М, Н, Р

Запомните написание данных слов:

ПРИ- ПРЕ-
Прийти (но: придёшь) Примирение Приключение Приглашение Пример Приготовить Приспособить Приобрести Пригодиться Привыкать Присмотреться Приказать (приказ) Присутствовать Примерять Придумать Природа Привередничать Привередливый Прибаутка Причина Прилежный Приятный Прибор Притворяться Присягать (присяга) Приватный Привилегия Принципиальный Принцип Приоритет Примадонна Примитив Приспешник Прискорбный Привратник (около ворот) Притязание Притязательный Приличие Премьера Преемственность Преобразование Превратить Прекратить Препятствие Преступление Преодолеть Презирать Презрение Президиум Президент Презумпция Прелестный Пресловутый Пресмыкающиеся Пресмыкаться Преминуть (упустить, забыть) Превратный (изменчивый, ложный) Преамбула Прелюдия Превалировать Препозиция Прецедент Преткновение Прельстить Пренебрежение Пренебрегать Престиж Претендент Превентивный (предупреждающий, предохраняющий) Препирательство Светопреставление Прерогатива Препона Претензия

Различайте по значению:

ПРИ- ПРЕ-
Придать = добавить: придать форму Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?)
Притворить = закрыть: притворить дверь Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами
Приступить = начать: приступить к работе Преступить = нарушить: преступить закон
Прибывать = приезжать: прибывать в город Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные)
Придел = часть храма Предел = конец чего-то: предел терпения
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Презирать = не уважать: презирать лжеца
Привратник =человек околоворот:строгий привратник Превратное = неверное: превратное мнение
Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Непреложный закон = нерушимый
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Препираться = спорить из-за мелочей
Приставить что-либо к чему-либо Преставиться = умереть (устар.)
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения
Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения

Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пре сытиться, пре сыщаться, пре сыщение; при есться, при едаться, при скучить.

Внимание: Глагол при скучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: пре скучный, пре скучно.

Правописание гласных букв И иЫ после приставок

1 . После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: до играть, по иск, архи интересный.

2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: пред ыстория, роз ыгрыш, под ымать, пред ыюльский, возыметь.

Исключение: вз имать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: меж институтский, сверх интересный.

4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную (ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И:контр игра, транс иорданский, пост импрессионизм, дез инфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спорт инвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = пед агогический институт

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

§183. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное

При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование ) и во множественном числе (согласование по смыслу ).

1. Сказуемое ставится в единственном числе , если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов , например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против.

Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием , например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них ); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство , очевидно, умрут здесь... (Симонов).

2. Сказуемое ставится в единственном числе , если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа , например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки.

Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании , т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого , например: большинство группы были приезжие.

3. Сказуемое ставится как в форме единственного , так и в форме множественного числа , если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа . Ср.: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Новиков-Прибой). – Огромное большинство действительно лучших артистов ответили , что в самые сильные моменты подъема они особенно ясно ощущают свою связь с человеческой массой, со зрителями (Короленко); На дворе множество людей ... обедало , сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь (Лесков).

В последнее время явно наметилась тенденция к согласованию по смыслу. Ср. в языке средств массовой информации: Еще недавно большинство стран не имели возможности участвовать в таком форуме; Ряд сотрудников отдела заявили , что они не согласны с мнением администрации; Часть лунных образцов напоминают по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.

Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:

1) если главные члены предложения оторваны друг от друга , например: Большинство участников совещания на предварительном обсуждении проекта нового положения о жилищно-строительной кооперации выразили свое согласие с основными его принципами; ряд делегатов от разных организаций предлагали изложить порядок работы комиссии;

2) если при препозитивном подлежащем (стоящем впереди сказуемого) имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе , например: Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы, успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию; Большинство учебников , которые были изданы в этом году, получили высокую оценку специалистов; Ряд лиц , виденных Белътовым , не выходили у него из головы (Герцен);

3) если при собирательном существительном имеется несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа , что усиливает представление о множественности производителей действия, например: Большинство прогрессивных общественных деятелей , писателей, ученых во всем мире выступают за сближение народов, их культур; Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л.Толстой);

4) если при подлежащем имеются однородные сказуемые , например: Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам .

5) если подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица , например: Ряд сотрудников отдела заявили , что они не согласны с позицией администрации; но: Ряд вопросов , стоявших на повестке дня, за недостатком времени не обсуждался (подлежащее обозначает неодушевленный предмет). Поэтому сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает объект действия, а не его субъект, например: Большинство участников соревнований размещено в пансионатах; Ряд молодых бизнесменов направлен за рубеж;

6) при обратном согласовании , если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа, например: Большинство представленных на конференции стран стали участниками крупного научного форума; Ряд спортсменов нашего учреждения стали призерами городских соревнований. Такая форма согласования обычна для сказуемых, выраженных краткой формой прилагательного или относительным прилагательным, например: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны ; Большая часть домов на нашей улице панельные . Ср.: Большинство людей , встретившихся мне здесь, были оборванные и полураздетые ... (Л. Толстой); ...Большинство дверей были низки для его роста (Л.Андреев).

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

Согласование причастий с определяемым словом.

Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Подсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

Согласование приложения с определяемым словом.

Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

правило распространенные ошибки
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

Нормы управления.

Различай!

воплощение во что-либо претворение в чем-либо
идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обидеться на что-либо обижен чем-либо
обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
опираться на что-либо базироваться на чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
полный чего-либо наполненный чем-либо
превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо
предостеречь от чего-либо предупредить о чем-либо
различать что и что отличать что от чего
рассердиться на что-либо рассержен чем-либо
уверенность в чем-либо вера во что-либо
удивляться чему-либо удивлен чем-либо
уплатить за что-либо оплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь:

Все слова стоят в правильном падеже;

Согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

Согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

Правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а

Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи .

Таким образом , правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

    Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:

    Детвора благодарны шефам за подарок.

    Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .

    При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

    Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
    - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).

    При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

    Форма единственного числа сказуемого употребляется:

    При подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

    Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);

    При составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).

    Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .

    Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).

    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

    При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .

    Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

    При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).