подлежащее выражено | сказуемое | примеры |
сочетанием нарицательного существительного с именем собственным | сказуемое согласуется с именем собственным | Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова . |
местоимением кто, некто, кто-то, никто | сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода | Никто из участниц соревнования не получил первое место . |
составным числительным, оканчивающимся на один + сущ. | Двадцать один деньпролетел незаметно. | |
количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек ) | Прошлопять лет . | |
Двадцать человекпришли на конференцию. | ||
имеющим в своем составе числительное два, три , четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать четыре, сорок три и др.) | ставится в форме мн.числа | Двадцать четыре ученикаучатся в 11 «А» классе. |
ставится в форме един.числа, если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер | Проданодвадцать два костюма. В другой класс переведено три ученика. | |
количественно-именным сочетанием: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса 2) при существительных с временным значением; 3) при выражении приблизительного количества 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол - | ставится в форме ед.числа | Для ремонта квартиры понадобитсявосемь банок краски. Пробилоодиннадцать часов . Вечером подошло ещё человек пятнадцать. Полгодапролетело. |
собирательным существительным (молодёжь, студенчество, крестьянство и т.п.) | сказуемое ставится в единственном числе | На протяжении веков крестьянствотерпело помещичий гнёт. |
собирательным существительным множество, большинство, меньшинство, ряд, часть + существительное | сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы | Ряд столовстоял в аудитории. |
сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы | Большинство студентовсдали экзамены. | |
собирательным числительным + существительное | сказуемое во мн. числе | Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов |
заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой | согласуется с родом заимствованного слова или ведущего в аббревиатуре слова | ЦРУсделало сообщение. (Центральное разведывательное управление = ср.р.) |
вопросительным, относительным или неопределенным местоимением | сказуемое-глагол ставится только в единственном числе | Кто из девушекзабыл в холле сумку? Все, ктопрочита л проект закона, были против. |
Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым
правило | пример с ошибкой | исправленное предложение |
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову | ООН объявил | ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного | Кресло -качалка отремонтирована . | Кресло -качалка отремонтировано . |
Подлежащее и сказуемое в главном предложении не согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит – в форме ед.ч.) | Все , кточитал помнит бродягу Варлаама. | Все , кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. |
Ошибка в предложении с однородными членами
правило | пример с ошибкой | исправленное предложение |
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. | Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. | Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Ошибка в построении предложения с однородными членами. Общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из луканепросто. | Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. |
В качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи | Я люблю петь и живопись | Я люблю пение и живопись. |
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово) | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого. |
Пропуск предлога при однородных членах. | скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. | В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Употребление в качестве однородных членов причастный оборот и определительное придаточное | Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. | Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма прилагательного | Он был умён и богатый. | Он был умён и богат. |
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Построение сложноподчиненного предложения
правило | пример с ошибкой | исправленное предложение |
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. | Все , кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. | Все, кто интересует ся театром, знают имя Алексея Бахрушина. |
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. | В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. | В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. |
ЗАДАНИЕ 8
Чередующиеся гласные в корне
Зависят
от суффикса А | от ударения | от последующей согласной | от значения корня |
1.а//о Кас а – кос (нет суффикса а) Лаг а – лож (нет суффикса а) полОжить, полАгать исключение : полог | 1.гА р – гор зар – зО р заря, зорька исключение: выгарки, пригарь, изгарь, зарево зоревать, заревый, зорянка (птица), | 1.раст (ращ ) -рос раст ение, рос ли исключение: Ростов, росток, отрасль, рост, подросток, Ростислав, ростовщик, на вырост, выростковый, | 1. мак = погрузить в жидкость мок = пропускать жидкость, впитывать в себя макать в молоко, сапоги промокли, непромокаемый плащ |
2.и//е Би р а – бер (нет суффикса а) Пи р а – пер (запи ра ть) Ми р а – мер (зами ра ть) Ти р а – тер(отти ра ть) Сти л а – стел(рассти ла ть) Блист а – блест(бли ста ть) Чи т а – чет(вычи та ть) Жи г а – жеч(зажи га ть) Ди р а – дер(приди ра ться) исключение: сочетание, сочетать | 2. клан-клон твар-твор под ударением пишется то, что слышим, без ударениятолько О поклониться поклон кланяться затвор сотворить исключение: утварь | 2. скак – скоч вскоч ить, вскак ивать исключение: скачи скачок скачу | 2. равн = равный, одинаковый, сходный ровн= ровный, гладкий, прямой подровнять клумбы, сравнить исключение: равнина равнение равняйся ровесник уровень ровня поровну равняться |
3.им, ин//а, я начинать – начать внимание – внять снимать – снять сжимать –сжать проклинать - проклясть | В корне плав пишется а(плавучий, поплавок) исключение : пловец, пловчиха, пловцы, плывун (=насыщенный водой грунт). Запомни: плавунец (=жук, живущий в стоячей воде) | ||
Обратите внимание на корни-омонимы: 1) ГАР-ГОР = чередующиеся в значение «воспламенять», «воспламенить»; Горевать - горе = безударная гласная, проверяемая ударением 2) МИР –МЕР = чередующиеся гласные в значении «застыть» ПриМИРить, примИрение – мир = проверяемая гласная, ПриМЕРять - примерить = проверяемая гласная 3) КАС-КОС = чередующиеся гласные в значении «дотронуться» КОСа – КОСы = проверяемая гласная, КОСить – КОСит = проверяемая гласная |
ЗАДАНИЕ 9
Правописание приставок
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Первая группа приставок | Вторая группа приставок | Третья группа приставок – |
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. | это приставки на З-С воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-, низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через- | это приставки ПРИ-//ПРЕ- |
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме , хотя произносятся по-разному врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать. | пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С зависит от произношения. | правописание данных приставок зависит от смысла. ПРИ- 1. Доведение действия до конца: прибить, принести. 2.Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть): приоткрыть, приостановить. 3. Приближение, прибавление, присоединение: приделать, прийти 4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 5. Значение, близкое к приставке ДО - (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь. |
безм олвный, безг ласный, исс ледовать, изл ить, чересч ур, чрезм ерный, разо бщить. | ||
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги. | ||
Примечание:приставкиРОЗ-//РОС-зависят от ударения. Например:: ро спись – ра списка, ро зыгрыш – ра зыгрывать. (Исключение : розыскной.) | ПРЕ- 1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма): премилый, пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (= перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить. | |
Примечание: правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить , ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета: Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур. | ||
Напоминание (к группе приставок группы 2): Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие - глухие) Всегда глухие:Ч, Щ, Ц, Х Всегда звонкие:Й, Л, М, Н, Р |
Запомните написание данных слов:
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Прийти (но: придёшь) Примирение Приключение Приглашение Пример Приготовить Приспособить Приобрести Пригодиться Привыкать Присмотреться Приказать (приказ) Присутствовать Примерять Придумать Природа Привередничать Привередливый Прибаутка | Причина Прилежный Приятный Прибор Притворяться Присягать (присяга) Приватный Привилегия Принципиальный Принцип Приоритет Примадонна Примитив Приспешник Прискорбный Привратник (около ворот) Притязание Притязательный Приличие | Премьера Преемственность Преобразование Превратить Прекратить Препятствие Преступление Преодолеть Презирать Презрение Президиум Президент Презумпция Прелестный Пресловутый Пресмыкающиеся Пресмыкаться Преминуть (упустить, забыть) Превратный (изменчивый, ложный) | Преамбула Прелюдия Превалировать Препозиция Прецедент Преткновение Прельстить Пренебрежение Пренебрегать Престиж Претендент Превентивный (предупреждающий, предохраняющий) Препирательство Светопреставление Прерогатива Препона Претензия |
Различайте по значению:
ПРИ- | ПРЕ- |
Придать = добавить: придать форму | Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?) |
Притворить = закрыть: притворить дверь | Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь |
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку | Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами |
Приступить = начать: приступить к работе | Преступить = нарушить: преступить закон |
Прибывать = приезжать: прибывать в город | Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе |
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник | Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя |
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость | Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) |
Придел = часть храма | Предел = конец чего-то: предел терпения |
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения | Презирать = не уважать: презирать лжеца |
Привратник =человек околоворот:строгий привратник | Превратное = неверное: превратное мнение |
Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу | Непреложный закон = нерушимый |
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке | Препираться = спорить из-за мелочей |
Приставить что-либо к чему-либо | Преставиться = умереть (устар.) |
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли | Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения |
Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) | Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения |
Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пре сытиться, пре сыщаться, пре сыщение; при есться, при едаться, при скучить.
Внимание: Глагол при скучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: пре скучный, пре скучно.
Правописание гласных букв И иЫ после приставок
1 . После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: до играть, по иск, архи интересный.
2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: пред ыстория, роз ыгрыш, под ымать, пред ыюльский, возыметь.
Исключение: вз имать.
3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: меж институтский, сверх интересный.
4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную (ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И:контр игра, транс иорданский, пост импрессионизм, дез инфекция
Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спорт инвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = пед агогический институт
Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.
1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.
Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.
Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.
Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.
2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.
При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .
При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .
Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).
Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:
большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.
Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.
3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.
Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:
Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.
Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:
Большинство сотрудников поддержало директора.
Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!
Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:
а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)
Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;
б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:
Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;
в) при подлежащем есть однородные сказуемые:
Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;
г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:
Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .
В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.
Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.
4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:
Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.
Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:
Три дома на вечер зовут (Пушкин).
Обратите внимание
При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:
В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.
Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.
Явилась тысяча человек.
В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.
Прошло пять минут.
Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.
Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:
В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.
Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.
Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.
Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :
Прошло всего два дня.
Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:
Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.
Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).
Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:
Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.
Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:
Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.
К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:
а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:
Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;
б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:
Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;
в) наличие при подлежащем определений все, эти :
Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.
Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:
Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.
5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.
Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.
При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:
Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.
При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:
Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.
Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.
Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.
Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.
В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).
Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):
Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.
Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).
Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.
При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.
При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:
За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.
Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.
Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.
При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:
При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:
Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.
При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:
Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.
При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.
Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.
Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.
Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.
При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование ) и во множественном числе (согласование по смыслу ).
1. Сказуемое ставится в единственном числе , если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов , например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против.
Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием , например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них ); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство , очевидно, умрут здесь... (Симонов).
2. Сказуемое ставится в единственном числе , если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа , например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки.
Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании , т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого , например: большинство группы были приезжие.
3. Сказуемое ставится как в форме единственного , так и в форме множественного числа , если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа . Ср.: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Новиков-Прибой). – Огромное большинство действительно лучших артистов ответили , что в самые сильные моменты подъема они особенно ясно ощущают свою связь с человеческой массой, со зрителями (Короленко); На дворе множество людей ... обедало , сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь (Лесков).
В последнее время явно наметилась тенденция к согласованию по смыслу. Ср. в языке средств массовой информации: Еще недавно большинство стран не имели возможности участвовать в таком форуме; Ряд сотрудников отдела заявили , что они не согласны с мнением администрации; Часть лунных образцов напоминают по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.
Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:
1) если главные члены предложения оторваны друг от друга , например: Большинство участников совещания на предварительном обсуждении проекта нового положения о жилищно-строительной кооперации выразили свое согласие с основными его принципами; ряд делегатов от разных организаций предлагали изложить порядок работы комиссии;
2) если при препозитивном подлежащем (стоящем впереди сказуемого) имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе , например: Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы, успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию; Большинство учебников , которые были изданы в этом году, получили высокую оценку специалистов; Ряд лиц , виденных Белътовым , не выходили у него из головы (Герцен);
3) если при собирательном существительном имеется несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа , что усиливает представление о множественности производителей действия, например: Большинство прогрессивных общественных деятелей , писателей, ученых во всем мире выступают за сближение народов, их культур; Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л.Толстой);
4) если при подлежащем имеются однородные сказуемые , например: Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам .
5) если подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица , например: Ряд сотрудников отдела заявили , что они не согласны с позицией администрации; но: Ряд вопросов , стоявших на повестке дня, за недостатком времени не обсуждался (подлежащее обозначает неодушевленный предмет). Поэтому сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает объект действия, а не его субъект, например: Большинство участников соревнований размещено в пансионатах; Ряд молодых бизнесменов направлен за рубеж;
6) при обратном согласовании , если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа, например: Большинство представленных на конференции стран стали участниками крупного научного форума; Ряд спортсменов нашего учреждения стали призерами городских соревнований. Такая форма согласования обычна для сказуемых, выраженных краткой формой прилагательного или относительным прилагательным, например: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны ; Большая часть домов на нашей улице панельные . Ср.: Большинство людей , встретившихся мне здесь, были оборванные и полураздетые ... (Л. Толстой); ...Большинство дверей были низки для его роста (Л.Андреев).
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования.
Согласование причастий с определяемым словом.
Правило.
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
Подсказка.
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
Согласование приложения с определяемым словом.
Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения с однородными членами.
правило | распространенные ошибки |
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога | НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами |
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи | НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли |
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции | НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась |
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И | НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность. |
Нормы управления.
Различай!
воплощение во что-либо | претворение в чем-либо |
идентичный чему-либо | сходный с чем-либо |
обидеться на что-либо | обижен чем-либо |
обрадоваться чему-либо | обрадован чем-либо |
обращать внимание на что-либо | уделять внимание чему-либо |
опираться на что-либо | базироваться на чем-либо |
отзыв о чем-либо | рецензия на что-либо |
полный чего-либо | наполненный чем-либо |
превосходство над чем-либо | преимущество перед чем-либо |
предостеречь от чего-либо | предупредить о чем-либо |
различать что и что | отличать что от чего |
рассердиться на что-либо | рассержен чем-либо |
уверенность в чем-либо | вера во что-либо |
удивляться чему-либо | удивлен чем-либо |
уплатить за что-либо | оплатить что-либо |
Построение сложноподчиненного предложения.
Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
Алгоритм действий.
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
2) Проверь:
Все слова стоят в правильном падеже;
Согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;
Согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;
Правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
Разбор задания.
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а
Вариант № 3.
Предложение построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи .
Таким образом , правильный ответ – вариант № 3.
Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число
употребляется в том случае, если
- существительное обозначает неодушевленные
предметы
(ряд столов стоял...
);
- не подчеркивается активность
действующих
лиц (большинство учеников отсутствовало
).
Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
При подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;
Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
При составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).
Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .
Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).