Обустройство и сборка покрасочной камеры своими руками. Покрасочные камеры: своими руками (чертежи) Окрасочная камера своими руками для дверей

Помещения для окрашивания автомобилей представляют собой усовершенствованные технологические помещения, предназначенные для ремонта и обновления автомобилей. В таком боксе большинство рабочих режимов автоматизировано, что существенно облегчает деятельность оператора.

Одним из главных преимуществ такого помещения является максимальная простота эксплуатации.При создании покрасочных камер используются только современные фильтрующие материалы, благодаря которым воздух в помещении очищается от паров лакокрасочных материалов максимально эффективно.

Такие камеры являются незаменимым элементом для большинства современных автосервисов, но к выбору подобного оснащения нужно подходить очень внимательно. В нашей статье рассмотрим особенности проектирования покрасочного автосервиса.

С чего начать строительство?

Приняв решение соорудить покрасочную камеру для проведения кузовных работ, необходимо сразу же подумать о предполагаемом количестве прибыли и составлении проекта строительства. Также нужно учесть производительность камеры и предполагаемое количество сотрудников.

Обычно для полноценной работы цеха по покраске автомобилей необходим как минимум 1 маляр, а также – несколько разборщиков и рихтовщиков. Набранный персонал нужно обучить новейшим технологиям покрасочных работ, а в цеху постараться организовать мини-лабораторию по подбору красок.

Как видим, работы много, и чтобы окончательно запутаться, необходимо составить подробный проект покрасочной камеры.

Основные компоненты

К основным элементам покрасочной камеры относятся:

  1. Помещение (корпус);
  2. Фильтровальная система;
  3. Приточная вентиляция;
  4. Вытяжная вентиляция;
  5. Теплогенератор.

Главным элементом любой покрасочной камеры является корпус и система вентиляции. Вентилятор способствует очищению воздуха в помещении от стойких запахов лакокрасочных материалов. В одной камере может быть установлено две вентиляционных системы.


Одна из них будет нагнетать чистый воздух в помещение кузовного сервиса (приточная), а вторая в этот момент осуществляет выведение частиц краски (вытяжная). Камеру можно оснастить только одним вентилятором, и в этом случае при нагнетании чистого воздуха в помещении создаётся повышенный уровень давления.

Благодаря тому, что воздух подаётся сверху вниз, частички краски преобразуются в туман, оседают и выводятся на улицу через специальное отверстие.

Принцип работы покрасочной камеры выглядит следующим образом: поступающий с улицы воздух нагревается системой до необходимого уровня (обычно для окрашивания автомобилей необходимо в помещении сохранять температуру на уровне 20 градусов).

После нагревания воздух проходит систему фильтров и поступает в покрасочный бокс. Далее, вобрав все вредные пары красок, воздух проходит вытяжную систему фильтров и вентиляцию, после чего — выводится наружу.

Если покрасочная камера оснащена качественными фильтрами, то воздух выводится за пределы бокса максимально очищенным. Практически все режимы работы в современных покрасочных боксах автоматизированы.

Ещё одним важным конструктивным элементом покрасочной камеры считаются осветительные приборы. Плохой свет не позволяет мастерам увидеть различные изъяны и дефекты на поверхности кузова и качественно их устранить.

Освещение в покрасочной камере обычно представлено люминесцентными приборами или обычными галогеновыми лампочками дневного света. Иногда владельцы таких помещений увеличивают денежные траты, оборудовав покрасочную камеру светодиодными осветительными приборами.

Вообще специалисты рекомендуют монтировать в камерах кузовного сервиса врезные лампы со стеклянным рассеивающим элементом. От ламп, покрытых пластиком, лучше отказаться. На пластике часто появляются царапины, в результате чего качество света ухудшается.

Покрасочный бокс — особенности конструкции

Схема покрасочной камеры всегда зависит от конструктивных особенностей постройки. Сейчас известны несколько разновидностей покрасочных боксов:

  • Оснащённые одним мотором;
  • Камеры с двумя моторами;
  • Тупиковые помещения;
  • Помещения, где подача металлоконструкций осуществляется вручную;
  • Боксы, в которых подача металлоконструкций производится механическими методами;
  • Проходные помещения;
  • Боксы с верхними путями.

Главной особенностью тупиковых покрасочных камер является наличие возможности поворота автомобиля для удобного и равномерного окрашивания со всех сторон. Проходные боксы позволяют передвигать металлоконструкции по специальной ленте в процессе окрашивания.


В одномоторных боксах вентиляционная система представлена всего лишь одним агрегатом, подающим воздух в помещение сверху вниз и создавая тем самым высокий уровень давления. Под его воздействием происходит опускание покрасочного тумана вниз и выведение его из помещения через нижнее вентиляционное отверстие.

К сожалению, одномоторные покрасочные камеры приводят к сильному загрязнению окружающей среды, поэтому их сейчас используют очень редко. Более оптимальным вариантом вентиляции для покрасочного блока будет двухмоторный агрегат.

Его основу составляют два мотора, каждый из которых выполняет только одну функцию. Один мотор отвечает за нагнетание чистого воздуха, а второй – за выведение грязного, с парами красок.

Правильно спроектированная покрасочная камера позволит получить качественно окрашенный автомобиль, затратив при этом небольшое количество краски и сохранив чистоту рабочего места и здоровье маляров.

  1. Площадь фильтра на потолке;
  2. Производительность и мощность вентиляторов;
  3. Правильное расположение приборов освещения;
  4. Скорость воздуха внутри фильтровального оборудования;
  5. Площадь фильтра, располагаемого на полу.

Правила расчёта потолочных и напольных фильтров

Воздушный фильтр — важный конструктивный элемент любого автосервиса, занимающегося окрашиванием автомобилей. Их располагают равномерно в помещении, где осуществляется окрашивание автомобильного кузова. Такие фильтры бывают двух разновидностей, для пола и потолка.

Потолочный фильтр для покрасочной камеры устанавливают так, чтобы при необходимости его можно будет легко демонтировать. Для бесперебойной работы системы очистки покрасочного бокса необходимо изначально правильно произвести расчёт минимальной площади фильтровальных элементов.

Каждый из этих типов фильтров должен обеспечивать максимальную эффективность очистки бокса (показатели должны превышать цифру в 99%). В связи с этим очищение выполняется поэтапно:

  • Вначале из воздуха убираются большие частицы краски;
  • На последующих этапах из воздуха убираются мелкие частички.

Такая методика требует применения фильтров мелкой очистки, благодаря которым пыль из уличного воздуха не оседает на поверхности окрашенных металлоконструкций. Чтобы рассчитать минимальную площадь фильтров для потолка, нужно точно знать уровень номинального потока воздуха в покрасочной камере.

Этот параметр нужно будет разделить на номинальный показатель потока воздуха в эксплуатируемом фильтре. Результатом таких расчётов будет минимальная площадь поверхности фильтров. Естественно, для достижения максимальной эффективности всей системы необходимо монтировать в боксе фильтры большой площади.

Аналогичным способом можно вычислить минимальную площадь для фильтров на полу.Вообще фильтр напольный для покрасочной камеры состоит из двух конструктивных элементов: несущей обрешётки и фильтровальных элементов.

Чертёж покрасочной камеры создаётся в нескольких вариантах. Каждый из них имеет свой тип обрешётки с фильтрами. Решётка может располагаться прямо под автомобилем, либо под колёсами транспортного средства.


Кроме того, обрешётка может покрывать пол камеры полностью, а фильтровальные элементы в таком случае будут находиться ниже уровня обрешётки на несколько сантиметров.

Создание освещения в боксе

Камеру для окрашивания авто лучше всего оснащать потолочными и стенными светильниками, равномерно распределёнными по комнате. Также рекомендуется установить несколько дополнительных осветительных приборов на задней стене бокса.

Для качественной покраски автомобиля важно, чтобы осветительные приборы не способствовали появлению мерцающего эффекта. Для покрасочных камер наиболее удобными являются длинные лампы, монтируемые в шахматном порядке, по вертикали. Также можно оборудовать помещение люминесцентными осветительными приборами.

Пожарная безопасность

Покрасочная камера для металлоконструкций имеет один существенный недостаток — она обладает высокой пожарной опасностью. Обустраивая такое помещение, нужно большое внимание уделить требованиям безопасности. При сооружении покрасочных боксов должны соблюдаться не только нормы строительства, но и правила обустройства электросетей.

Все элементы помещения и вентиляционное оборудование должны оснащаться надёжной защитой против взрывов. При оборудовании стен теплоизоляционными материалами необходимо обратить внимание на высокую устойчивость материалов к возгоранию.

Наилучшим утеплителем для таких комнат будет минеральная вата. Пожаротушение покрасочной камеры – элемент, которым необходимо в обязательном порядке оснастить бокс автосервиса. Внедрение системы пожаротушения необходимо отметить в проектном плане.

Для увеличения пожарной безопасности бокса необходимо оборудовать теплообменник специальным термостатом, выполняющим защитные функции.

Также нужно оборудовать пульт управления специальной кнопкой, позволяющей при возникновении аварийных ситуаций блокировать работу подающего воздушного клапана (в результате чего поступление сжатого воздуха прекратиться). В помещение обязательно должна присутствовать система заземления электрических приборов.

Покрасочная камера – это функциональный автоматический механизм, обеспечивающий безопасность и высокую скорость работы, а также – высокое качество окрашивания изделий. Принцип действия камеры заключается в том, что в специальную кабину при помощи систем вентиляции подаётся сжатый очищенный и нагретый до нужной температуры воздух с улицы.

Созданная в боксе атмосфера позволяет провести качественную покраску автомобиля, а после завершения процедуры – вывести все опасные соединения через особое вентиляционное отверстие.

Или мебели является достаточно сложным и ответственным процессом, который наиболее часто доверяют специалистам, имеющим в наличии оборудованные камеры. Однако изготовить такое устройство вполне можно самостоятельно, при этом вам удастся не только сэкономить средства, но и организовать собственный бизнес. Перед началом работ нужно ознакомиться с требованиями, которые важно соблюсти для достижения наилучшего эффекта.

Подготовительные работы

Покрасочные камеры изготавливаются с помощью перечня определенных инструментов, а также материалов. Помимо прочего, важно найти помещение, в котором будет расположено оборудование. В качестве него может выступить гараж. Запаситесь тепловым вентилятором, вентиляционной системой и тепловой пушкой. Этот перечень является обязательным. При расширении списка можно добавить двери, вентиляторы, ворота, светильники, пульт управления и прочее. Все будет зависеть от желания и финансовых возможностей. Камера должна быть автоматизирована и иметь способность выполнять не только окрашивание автомобиля или иных изделий, но и их сушку. В качестве функциональных составляющих выступает приточная вентиляция, которая снабжена разноуровневыми фильтрами для очистки. Сюда нужно отнести камеру для окрашивания и дальнейшей сушки, тепловой насос, вентиляционную установку и автоматику. Вентиляционное оборудование должно работать по вытяжному принципу и обладать воздушным фильтром.

Подготовка помещения

Покрасочные камеры изготавливаются с учетом требований, которые предъявляются к помещению. Стены должны быть огнеупорными, моющимися и максимально герметичными. С перечисленными пунктами не должно возникнуть особенных сложностей. Стены наиболее часто изготавливаются из стали и хорошо изолируются. Два слоя, которые лягут в основу системы, нужно заполнить теплосберегающими безопасными материалами. Пол тоже необходимо выполнить с учетом некоторых правил, среди них следует выделить проектирование данной части помещения с использованием нескольких слоев решетчатого покрытия, что будет обеспечивать отвод воздуха. должен лечь в основу запасных и входных дверей, которые оберегают автомобиль от пыли и других загрязнений, поступающих с улицы. Именно поэтому столь важна герметичность. Дверь должна легко открываться, что будет обеспечивать безопасность мастера.

Обустройство системы освещения

Покрасочные камеры изготавливаются с учетом обустройства подходящей Использованием ламп дневного света можно обеспечить наилучшую видимость и отсутствие бликов, а также ненужных теней. По технологическим правилам, освещенность должна составить от 600 до 1000 люкс. Наиболее удачным и эффективным вариантом является использование люминесцентных ламп, которые располагаются на боковых стенах и под потолком. Однако такой подход предполагает некоторые недостатки, во время окрашивания мастер не будет иметь обзорности нижней части автомобиля или изделия. Для того чтобы исключить ненужные блики и недостаточное количество света, нужно расположить вдоль стены большие продолговатые лампы. Покрасочные камеры изготавливаются на основе требований свободного пространства, которое будет гарантировать удобство работы. Не следует выбирать помещение, площадь которого меньше чем 4 x 6 метров. Камеру рекомендуется устанавливать на бетонную основу, однако стоит учесть, что данный подход является весьма дорогостоящим. Можно прибегнуть к альтернативному решению, которое предполагает использование в качестве основы металлического каркаса. Нужно расположить под полом клапан, вытяжную систему и фильтр.

Устройство вентиляционной системы

Покрасочная камера должна обладать качественной системы вентиляции, так как она выступает одним из ключевых факторов. Система должна снабжаться фильтром, что обеспечит очистку воздуха, исключая осаждение тумана краски. В продаже есть одномоторные и двухмоторные установки. Первая разновидность нагнетает воздух сверху, в результате туман осаждается вниз и выводится через специальное отверстие. Два мотора обеспечивают нагнетание и отсасывание воздуха. Когда изготавливается покрасочная камера, то можно снабдить ее и воздушным фильтром. Лучше всего выбрать двухфазную разновидность, эта модель будет способна улавливать крупные загрязнения, а также станет избавлять от мелких частиц. Важно выбирать вентиляционные системы, скорость воздуха потока которых равна пределу от 20 до 25 см в секунду.

Выбор сушки для покрасочной камеры

Если будет изготавливаться чертежи которой представлены в статье, то важно снабдить ее сушкой. Теплогенераторы, которые можно найти на современном рынке, работают на отработанном масле, газе и топливе. В зависимости от потребностей камеры можно предпочесть генератор разной мощности, он может быть снабжён автоматическим таймером и другим функционалом. Для просушки окрашенных автомобилей и изделий наиболее часто используются Они просты в эксплуатации и обеспечивают нужный эффект при значительных финансовых затратах.

Устройство внутреннего пространства камеры

Стоит полностью исключить внутри наличие всевозможных материалов, на которых способна собираться пыль. Сюда можно отнести мебель, ковры, тканевые материалы и мягкие уголки. Владелец при этом сможет достаточно просто производить уборку, обеспечивая нормальное состояние внутреннего пространства.

Выбор цвета для камеры

Когда изготавливаются покрасочные камеры для мебели, то стены и потолок наиболее часто окрашиваются в белый цвет. Специалисты рекомендуют использовать для этого порошковую краску. Подобный подход обеспечит правильную цветопередачу, а также облегчает процесс окрашивания. Желательно снабдить камеру подсобным помещением, в котором будут храниться всевозможные предметы, оборудование и инвентарь.

Оборудование для окрашивания

Если будет изготавливаться покрасочная камера, инструкция, представленная в статье, может использоваться вами для проведения данных работ. Важно подготовить оборудование для окрашивания. Подойдут краскопульты, которые могут работать при высоком и низком давлении. Первая разновидность предполагает необходимость использования компрессора, который нагнетает воздух, создавая давление для окрашивания.

Что касается пневматических приборов низкого давления, то они функционируют на сжатом воздухе. В продаже можно найти и которые могут быть пневматическими и электрическими. Дорогостоящее оборудование - это комбинированные автоматы, совмещающие в себе первый и второй тип устройств. Подобные системы объединяют лучшие характеристики безвоздушного и воздушного методов. Покрасочная камера, фото которой представлено в статье, может быть оборудована одним или сразу несколькими из вышеперечисленных устройств. Специалисты рекомендуют использовать безвоздушное оборудование, так как оно является наиболее оптимальным и эффективным. При этом из пистолета под внушительным давлением будут распыляться частицы лака и краски.

Заключение

Если вами будет создаваться покрасочная камера с водяной завесой, то можно использовать безвоздушное оборудование, которое обеспечивает экономию материалов, расходуемых при проведении работ. Если речь идет о порошковой камере, то с помощью нее удастся сэкономить растворители. Данное оборудование позволяет работать при функционировании одномоторной вентиляции, гарантируя качественное покрытие поверхности кузова автомобиля или любого другого изделия.

Вопрос о том, как сделать покрасочную камеру своими руками по чертежам приходит на ум сразу же после изучения цен на готовые красильни. Ведь нет же в них ничего сверхъестественного, чего нельзя соорудить самому, где-то из подручных материалов, ну а где-то и прикупив необходимые элементы.

Зато так получится довольно неплохая экономия, которая даст возможность направить большую сумму бюджета в какое — то другое русло, например, в оборудование для покраски или в сам материал.

А это уже прямое вложение в качество будущей услуги. Давайте пошагового рассмотрим вариант создания красильни для автомобилей своими руками.

С чего нужно начать создание камеры

Основу покрасочной камеры можно построить с нуля, а можно начать обустройство даже в самом обычном гараже.

Требования

Теперь прикинем какими требованиями должна обладать будущая красильня:


Коротко о критериях

Собрав вышеописанные критерии заявляем, покрасочная камера должна представлять собой закрытое помещение с системой вентиляции и теплорегуляции, оснащенное фильтрами воздуха и освещением.

Вентиляция может быть одномоторного варианта и двухмоторного.

  • Первая нацелена только на приточное очищение воздуха, она гораздо проще в исполнении, но сильно уступает второй.
  • Двухмоторная выполняет очищение как на входе, так и на выходе воздуха, что будет наиболее эффективно. Но и в том и другом случаях воздух должен циркулировать по всему помещению, не оставляя ни одной мертвой зоны.

Для нагрева воздуха обычно используют регулируемую газовую горелку. Элемент нагрева располагают после фильтра и вентилятора.

Здесь очень важно учитывать безопасное расстояние между нагревателем и взрывоопасными веществами и траекторию движения горячего воздуха, во избежание несчастного случая. Нагрев должен автоматически прекращаться в момент выключения вентиляции.

Все отделочные и утепляющие материалы должны быть негорючими, а устройства внутри комнаты быть защищены от взрывов.

Электроприборы иметь , а теплообменники оснащены термостатами, предотвращающими перегрев. Бокс снабжён качественной пожаротушильной системой.


В большинстве случаев поиск информации об устройстве покрасочной камеры начинается, когда в профессиональном помещении возникает необходимость, т.е. когда человек уже работает с автоэмалями, но текущее положение дел его не устраивает. В таком случае принцип работы вентиляции и очистки воздуха в общих чертах ясен, но для реализации идеи своими руками требуются конкретные чертежи и схемы. Нюансов и ловушек в этом деле не счесть, но главным остается понимание процессов сушки и окраски, знание основных требований к температурным режимам.

Ни в коем случае не стоит ограничивать себя готовыми решениями: рассмотрев несколько типовых проектов, можно выделить элементы, отказаться от которых не получится, добавить к проекту свои детали и пр. Важно понимать, что действительно необходимо в конкретном случае, и что можно получить на выделенные средства. От некоторых элементов придется, вероятно, отказаться, но при понимании основных процессов, возможность сэкономить имеется всегда.

Типовые конструкции и принцип работы камеры

Основное требование к камере – чистый воздух нужной температуры. Идея проста, но добиться ее реализации, учитывая коммерческий характер конструкции, довольно проблематично. Первое, что нужно учесть при проектировании – требуемую скорость облуживания. Проектирование должно предусматривать развитие бизнеса, что в первую очередь относится к возможности дополнить помещение собственной колерной (или отдельной мастерской) и установки оборудования помощнее. На фото этой камеры видно, что у маляров имеется возможность передвигаться на подъемниках, однако прежде всего стоит обратить внимание на грамотную комбинацию светильников и решетки вентиляции.

Пристроить к камере мастерскую или выделить помещение для колеровки сложно, но не менее сложным может оказаться перевести оборудование на собственные генераторы энергии. Последнее условие напрямую касается проводки, но потребоваться может и место для сварочного аппарата (компрессора). В плане объема покраски выделяют два вида покрасочной камеры:

  1. Промышленная – в наличии или в теории рельсы и аппараты для поднятия машины и автоматизации передвижения, гидравлические корзины и мощные сварочные аппараты.
  2. Коммерческая – бокс из листового железа или кирпичный блок, запуск оборудования от стандартной электросети (в редком случае применяются сварочные электростанции), размер редко покидает достаточные для покраски легковых авто пределы 5х10м.

Покрасочные процедуры должны проводиться в полностью очищенной от пыли и насекомых атмосфере. Начинающим малярам приходится очищать помещение от пыли своими руками при помощи тряпок и искусственной водной завесы. Однако проект камеры должен включать три этапа вентилирования, реализация которых без автоматизации невозможна:

  1. Первоначальный забор воздуха, фильтрация и прогрев помещения до комнатной температуры.
  2. Этап покраски – непрерывное нагнетание воздуха и прогрев до 25-30 ˚C.
  3. Сушка – циркуляция прогретого до 30-60 ˚C воздуха.

Прогрев воздуха, вентиляция и теплоизоляция – части уравнения, напрямую влияющие друг на друга. Невозможно изменить один из этих элементов без изменения двух оставшихся. Неправильно устроенная изоляция на этапе сушки потребует устранения непрерывно образующегося конденсата. Поэтому рассчитывать вентиляцию нужно для обоих, обозначенных на этой схеме этапов покраски.

Фильтрация и распределение потоков воздуха

В правильном покрасочном боксе должно производиться непрерывное полное обновление воздуха. Поэтому логичнее располагать вытяжку внизу, а приточный вентилятор в верхней части. Неправильно располагать отверстия вывода воздуха только над областью покраски, однако использование правильно ориентированного приточного пленума, принцип использования которого изображен на этом чертеже, позволит грамотнее распорядиться пространством.

Для обогрева воздуха может использоваться регулируемая газовая горелка, подключаемая на этапе сушки. Нагревающий элемент находится после фильтра и вентилятора, иногда снаружи трубы. В любом случае проект покрасочной комнаты должен предусматривать надежную изоляцию нагревателя от взрывоопасных газов, поэтому воздух через обогреватель должен двигаться строго в одном направлении, а через чердачное пространство (трубы, пленумы) продуваться с такой скоростью, чтобы исключить обратное движение. При отключении вентилятора функционирование нагревателя должно прекращаться незамедлительно. Расположение фильтра по основной площади потолка предполагает равномерное распределение воздуха по площади, однако при слабом вентиляторе его может просто не хватить – предварительный расчет важен для определения площади решеток (пленумов) и их расположения без образования зон турбулентности.

Очистка входящего воздуха осуществляется несколькими фильтрами, при этом фильтр грубой очистки должен находиться до вентилятора, а фильтр тонкой очистки непосредственно на границе бокса. В качестве последних часто используются хлопковые фильтры, представляющие собой листовой (рулонный) материал, кладущийся поверх решетки вентиляции. Наибольшим сроком службы обладают карманные (ячеистые) фильтры, соответствующие стандарту DIN 53438 (предварительная фильтрация) европейского норматива EN779 и DIN EN 779 (внутренний фильтр класса F5). На приведенном чертеже проекта фильтр первичной очистки обозначен цифрой 2, а забор воздуха цифрой 1.

Режим сушки

Безопасность – основное условие при разработке и сборке своими руками конструкции покрасочной камеры. Поэтому вентиляция выполняет сразу две функции: устранение токсичных газов и очистку воздуха от пыли. Непосредственно после окончания процедуры покраски происходит максимальное выделение паров растворителя. Все типы эмалей имеют свое распределение по временной шкале интенсивности испарений, но в целом полная очистка воздуха требуется только 10-20 минут (в противном случае на поверхности эмали образуется матовый слой).

После окончания покрасочной процедуры камера вентилируется еще некоторое время в стандартном режиме, но после этого прямой необходимости в чистом воздухе нет. Ввиду этого факта и затратности обогрева помещения используется система рециркуляции воздуха во время сушки, экономящая 40-50% энергии. Для этого приточная и вытяжная вентиляция соединяются клапаном, пропускающим 70-85% воздуха обратно. Принцип действия демонстрирует этот чертеж, при этом нужно иметь ввиду, что обновление на каждом цикле 15-20% потока необходимо даже на момент окончания сушки.

Материалы для покрасочной камеры

Частое решение вопроса – переоборудование в камеру бытового вагона, однако в таком варианте сложно организовать правильную вытяжную вентиляцию. Устройство бокса под покраску еще на этапе проектирования должно предусматривать подпольную вытяжку (второй пол, траншеи) и чердачное пространство для организации распределения воздуха. Предусмотрев такую возможность при закладке бетонного основания в дальнейшем легко можно трансформировать вытяжку и приток своими руками уже за пределами помещения для покрасочной работы.

Если решетка потолочной вентиляции занимает меньше 2/3 потолка, то потолок в обязательном порядке должен иметь скаты по краям, для устранения мертвых зон. Чаще всего эти скаты объединяются с боковыми светильниками. Вытяжная вентиляция должна обладать меньшей мощностью, поэтому решетка может занимать весь пол или большую его часть, как видно на фото этой покрасочной камеры.

Большинству любителей приходится равняться на стандартные размеры гаража «6×4», однако следует учесть, что от потолка придется сразу же «отрезать» 20-40 см, для обустройства приточной вентиляции. Стены обшиваются листовым железом, в промежуток между стеной и оцинкованной сталью закладывается минеральная вата или другой негорючий утеплитель (минимум мин. ваты – 60 см толщины). При наличии в проекте исходной кирпичной кладки можно ограничиться панелями из ПВХ, однако правильным будет использование оцинкованных листов, предлагающихся в устройстве любых профессиональных покрасочных боксов.

Покраска автомобилей производится в специально предназначенных для этого боксах. Работа покрасочного оборудования обеспечивается установкой системы фильтров, теплообменников и вытяжки, которые поддерживают требуемую температуру воздуха и достаточную его циркуляцию в рабочем пространстве. Принцип работы такого устройства основан на организации приточно-вытяжной вентиляции в зоне выполнения работ и состоит из таких рабочих циклов:

  • Первый – очистка уличного воздуха от пыли и отработанного воздуха от остатков лакокрасочных материалов (после очищения он снова подается в бокс);
  • Второй – окраска автомобиля (очищенный воздух из окружающей среды поступает внутрь и нагревается до 20-40 градусов, а после окрашивания выбрасывается на улицу);
  • Третий – сушка автомобиля (воздух из рабочего пространства очищается, нагревается до 60-80 градусов и опять подается в бокс).

Окрашивание автомобилей в покрасочной камере имеет несколько преимуществ. Так, герметичность устройства предупреждает попадание с улицы пыли, а предметы, которые собирают пыль, отсутствуют в рабочем помещении. Кроме того, конструкция агрегата исключает попадание в его пространство нежелательных потоков воздуха, переносящих пыль, и сквозняков. Внутренние поверхности очищаются без особых сложностей, и для этого не требуется использовать особое оборудование. Расположить аппаратуру для покраски автомобилей можно практически в любом месте, например, в гараже или подвале. А при отсутствии средств на приобретение покрасочной камеры, а также в других ситуациях бокс для покраски можно соорудить самостоятельно.

Посмотрев сайты, посвященные вопросам окраски автомобилей, можно встретить немало интересных идей и рекомендаций по поводу того, как делается покрасочная камера своими руками: фото основных этапов процесса, статьи – описания последовательности выполнения работ, способы оборудования помещения в гараже из подручных материалов с минимальными затратами. Самодельное устройство сооружается из деревянного каркаса или каркаса из алюминиевого профиля, обшитого пластиком, полиэтиленом и другими материалами. Оборудование для организации камеры необходимо приобретать в специализированных магазинах, предварительно рассчитав требуемые параметры устройств и приборов. Из оборудования потребуется вентилятор, фильтры, лампы или светильники, ТЭНы и др.

Покрасочная камера своими руками

Есть несколько способов для понимания того, как сооружается покрасочная камера своими руками – видео-инструкции, выложенные на специализированных сайтах, рекомендации умельцев, самостоятельно построивших такую камеру в гараже и др.

Любая покрасочная кабина состоит из рабочего помещения, воздухозаборника, воздухоотвода, фильтров, нагревательных элементов и пульта управления основными режимами работы. В общем случае для сооружения такой камеры необходимо выполнить следующее:

  1. Выбор помещения для ее оборудования;
  2. Выбор основания;
  3. Отделка стен;
  4. Устройство бокового и верхнего освещения;
  5. Организация системы вентиляции;
  6. Устройство пола и фильтрующих элементов;
  7. Обеспечение безопасности.

В качестве помещения можно использовать гараж или другое нежилое (можно и не отапливаемое) помещение. Основание для установки камеры может быть металлическим или бетонным. Бетонное – обеспечивает удобный въезд автомобиля в комнату, так как оно расположено на одном уровне с полом окружающего пространства. При этом обеспечивается стабильный и полноценный воздухообмен в помещении. Металлическое основание представляет собой готовое изделие, которое устанавливается в помещении. При этом уровень пола камеры будет расположен выше уровня пола окружающих помещений приблизительно на 30-50 сантиметров. Для въезда автомобиля внутрь потребуется дополнительно соорудить мостик.

Металлическое основание для покрасочной камеры обеспечивает такие преимущества ее работы, как стабильность воздухообмена и герметичность. Стены рабочей зоны рекомендуется обшивать пластиковой вагонкой, которая отличается прочностью, выдерживает температуру до +50 градусов, не горит и не выделяет токсичных веществ.

Освещение покрасочного бокса

Освещение в покрасочной камере должно быть хорошим. Считается, что величина освещенности в рабочей зоне помещения должна составлять не менее 600 люкс, но обычно организуется освещенность на 1-2 тыс. люкс. Использование только потолочных ламп является недостаточным, так как при этом боковые и другие поверхности автомобиля будут плохо освещаться. Для создания достаточной освещенности в рабочей зоне рекомендуется устанавливать потолочные светильники и дополнительные источники света на стенах камеры.

В качестве источников света используются:

  • Люминесцентные лампы;
  • Светодиодные светильники.

Люминесцентные лампы дают хорошую освещенность без образования бликов и обеспечивают отличную цветопередачу. Помимо этого, они экологичны, экономичны и устойчивы к вибрациям. Светодиодные светильники в последнее время используют чаще. И этому не мешает достаточно высокая стоимость (в сравнении с люминесцентными лампами), так как их преимущества существенны.

К ним относятся меньшее потребление энергии (в три раза), безопасность, яркий и ровный свет без бликов, длительность и надежность эксплуатации. Помимо организации потолочного (или верхнего) и бокового освещения в покрасочной камере может потребоваться дополнительное освещение некоторых мест. Для этого удобно использовать поворотные светильники на длинной ножке. Наиболее эффективной схемой освещения покрасочного бокса считается установка длинных ламп, расположенных в шахматном порядке.

Система фильтров и вентиляция

Одной из наиболее серьезных проблем покрасочной камеры является выделение большого количества паров растворителей и скопление тумана из мелкодисперсных частичек краски. Это оказывает негативное воздействие и на здоровье человека (органы дыхания, кожные покровы), и на качество окрашивания поверхностей. Устранить описанные негативные воздействия необходимо, для чего в помещении предусмотрена правильно рассчитанная и организованная система вентиляции и фильтров.

Вентиляция в покрасочной камере должна быть общеобменной приточно-вытяжной. Также в систему входят местные вытяжки, установленные в таких местах, как окрасочные ванны, столы или стенды. При расчете производительности используемых в системе вентиляции устройств – вентиляторов, вытяжек, воздуховодов – необходимо учитывать производительность камеры по воздухообмену (количество воздуха, проходящего в помещении в час).

Воздухообмен обычно осуществляется с помощью высасывающего и нагнетающего воздух вентиляторов, имеющих различную производительность и мощность. Систему можно организовать двухмоторную и одномоторную. Выбор типа конструкции зависит от того, какая циркуляция воздуха требуется для обеспечения нормальной работы камеры. Ее вентиляция работает в нескольких режимах:

  • Очищение уличного воздуха и его циркуляция в рабочей зоне перед началом окраски;
  • Забор воздуха с улицы, его фильтрация и нагревание до температуры +20-+30 градусов, а также удаление покрасочного тумана через отверстия в полу после окраски;
  • Режим сушки, при котором воздух из камеры фильтруется и нагревается до +60 градусов, после чего обратно подается в рабочую зону.

Воздух в помещении распределяется равномерным потоком, и в процессе окрашивания попадание на пол краски предупреждается благодаря сооружению решетчатого пола с фильтрующими элементами, на которых оседают частички краски и пары растворителя. Дополнительно система вентиляции должна иметь клапаны для регулирования подачи воздуха. Фильтры рекомендуется устанавливать двухступенчатые. Они располагаются на потолке рабочего помещения и в полу, и их площадь должна быть достаточной.

Простая с точки зрения сложности выполняемых работ и экономичная покрасочная камера своими руками строится следующим образом. Сначала необходимо подобрать помещение для ее оборудования и подготовить необходимые для работы инструменты и материалы: доски для каркаса, полиэтиленовая пленка для его обшивки, рулетка измерительная и маркер, лезвие канцелярское и скотч, пила по дереву и молоток, скрепер и гвозди разных размеров.

Далее можно нарисовать чертеж и разметить доски с помощью рулетки и маркера. Потом доски подрезаются пилой по нанесенным разметкам. Из полученных деревянных заготовок необходимо сделать четыре доски по ширине камеры (180 см) и четыре доски по глубине камеры (по 150 см длиной). После этого от четырех досок длиной 220 см необходимо отрезать по двадцать сантиметров для планок (высота камеры).

Далее, из подготовленных досок сооружается каркас покрасочной камеры. Основание делается из двух досок длиной 150 см и двух досок длиной 180 см. Потом необходимо становить четыре вертикальные доски длиной по 200 см и верху вертикальных досок соорудить потолок такой же конструкции, как и основание. Таким образом, получился каркас самодельной камеры, который необходимо обшить.

Более функциональную покрасочную камеру, в которой можно получить высокое качество окраски автомобиля, можно организовать в гараже. Для этого стены гаража необходимо обшить пластиковой вагонкой, установить на стенах и на потолке светодиодные светильники. Далее под потолком следует установить воздухозабор, тепловую пушку, а также дополнительные нагревательные элементы.

С помощью воздуховодов воздух разводится из тепловой пушки к 6–8 нагревательным элементам (ТЭНам), расположенным по периметру. Следующий этап работы – поднятие пола и установка решетки, под которой можно расположить фильтры напольные, вытяжку на базе вентиляторов и теплогенератор (ТЭНы или горелку). После этого необходимо сделать въездные ворота в рабочую зону бокса. Систему вентиляции лучше сделать внешней. Для обеспечения безопасности самодельного оборудования рекомендуется учитывать следующее:

  1. Осветительные приборы, вентилирующие устройства и другое оборудование покрасочной камеры должно быть взрывозащищенным;
  2. Нагревательные элементы должны иметь защитный термостат, а все электроприборы должны быть заземлены;
  3. Утеплитель для стен выбирать следует негорючий (например, вата минеральная);
  4. Местные вытяжные устройства установить рекомендуется в зонах повышенного накапливания паров и частиц лакокрасочных материалов;
  5. Система вентиляции должна быть сконструирована так, чтобы в рабочем пространстве не образовывались т. н. «мертвые зоны».

Специалисты рекомендуют учитывать некоторые важные моменты при самостоятельном оборудовании покрасочной камеры. Так, стены рабочей кабины должны быть выполнены из негорючих материалов – металлический профнастил, пластиковая вагонка и минеральная вата в качестве теплоизоляционного материала. Обычно для изготовления боксов применяют профилированные листы из стали, окрашенные огнестойкими красками. Стены представляют собой сэндвич-панели с утеплителем внутри. Предусмотреть необходимо не только выходные двери, но также дополнительные герметичные двери, изготовленные из огнестойкого материала и просто открывающиеся изнутри.

Пол бокса рекомендуется сделать решетчатым. Также можно установить лишь два ряда решеток. Основным условием для устройства пола покрасочной камеры является обеспечение достаточной циркуляции и отвода воздуха при выполнении основных работ. Освещение рекомендуется организовать так, чтобы в помещении не образовывались блики или тени и освещенность составляла не менее 600 люкс. Для этого можно использовать лампы дневного света или светодиодные светильники, установленные на потолке, на стенах и в местах установки дополнительного оборудования.

Основное внимание при самостоятельном оборудовании окрасочной техники рекомендуется уделить вентиляции, так как для правильной работы устройства и получения качественной покраски изделий необходимо постоянное обновление воздуха в рабочем помещении и его ниспадающий поток, предупреждающий оседание на окрашиваемые поверхности окрасочного тумана. В системе вентиляции используются различные типы вентиляторов. Винтовые вентиляторы отличаются экономичностью и хорошей производительностью, но их использование допустимо при небольшой длине вентиляционных каналов.

Центробежные вентиляторы создают в помещении статическое давление, поэтому внутри необходимо использовать всасывающий и нагнетающий воздух вентилятор. При их одновременной работе обеспечивается правильный воздухообмен в рабочем пространстве: всасывающий вентилятор вытягивает загрязненный лакокрасочными материалами воздух из камеры, а нагнетающий – забирает воздух с улицы и подает его в рабочее пространство камеры.

Так, покрасочную камеру для автомобиля можно сделать самостоятельно. Для этого понадобится гараж небольшой площади, в котором делается металлическое или бетонное основание, устанавливаются светодиодные или люминесцентные лампы, фильтры, вентиляторы и теплообменники, обеспечивающие требуемые для получения высококачественного окрашивания условия работы.