Контрольный диктант за I четверть. Ночь в тропиках Литература для учащихся

Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным инте-
ресом, возбуждаемым в ней всего несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой.
(А. Куприн)
З а д а н и я
1. Выпишите из текста наречия и составьте с ними словосочетания.
2. Укажите разряды наречий.
3. Запишите, от какого слова и как образовано наречие.
Контрольная работа № 5. Контрольный диктант с грамматико-орфоэпическими заданиями.
Ц е л ь д и к т а н т а - подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала:
орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с
причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских
мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич
Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы
уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение
грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-
прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий...
Впоследствии, с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
З а д а н и я
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены
предложения, разберите одно наречие по составу.
3. Сделайте орфоэпический разбор наречия (по выбору)
Контрольная работа № 6. Контрольный диктант.
Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также усвоение
правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в синтаксических конструкциях с однородными членами, с причастным и
деепричастным оборотом.
Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом ус-
лышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показа-
лось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в
карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое...
Человек шел теперь совсем медленно... Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайнос-
ти... Когда их разделяло всего несколько шагов, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел
прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся...
Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись... (А. Чаковский)
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
1. Найдите три наречия разных разрядов. Выпишите их в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его
морфемный состав, а также каким членом предложения оно является.
2. Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.
3. Во втором абзаце найдите противительный союз, сделайте его морфологический разбор. Каким синонимичным союзом
он может быть заменен в данном контексте?
4. Сделайте орфоэпический разбор слова (с) облегчением.
П р и м е ч а н и е. Учащиеся должны прийти к выводу, что слово произносится так: обле[хч"]ением. Произношение
обле[кч"]ением не соответствует норме.

Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»
Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении,
предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как
изотверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают
звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном
языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночнымвоздухом, а простоишь в
онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой
смысл выходит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду
раздумья...
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гонча-
рову)
П р и м е ч а н и е. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.
Контрольная работа № 8. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.
I. Речь
1. Найдите ошибку в характеристике текста.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»

Контрольно-измерительные материалы

по учебному курсу «Русский язык»

7 класс

Базовый уровень

Кальяновой Натальи Николаевны

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № от

«___» _____________2013

2013-2014 уч. год

График контрольных работ

1 четверть

Контрольная работа № 1 по словообразованию и фонетике

Контрольная работа № 2. Изложение по тексту рассказа Ю.Казакова «Арктур – гончий пес»

Контрольная работа № 3. Диктант на правописание суффиксов причастий.

2 четверть

Контрольная работа № 4. Сочинение на тему «Человек и природа в городе»

Контрольная работа № 5 по теме «Наречие».

Контрольная работа № 6. Изложение «Поговорим о бабушках»

3 четверть

Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Наречие»

Контрольная работа № 8. Диктант на правописание наречий, предлогов, союзов.

Контрольная работа №9 по теме «Частица». Диктант «Тропики»

4 четверть

Контрольная работа №10. Сочинение типа характеристики или самохарактеристики «Знакомьтесь: это я»

Контрольная работа №11. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове».

Уроки 133-134

Контрольная работа №12. Итоговое тестирование по всему курсу 7 класса.

Уроки 135-136

Контрольная работа №1

по морфемике, словообразованию, лексике и фонетике.

Цель: проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.

1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным, суффиксально-приставочным способами словообразования, сложением. Графически покажите, как образованы эти слова.

образец : цени ть + - тель () ------ ценитель (суф.способ)

Дополнительное задание . Запишите 3 слова, образованные суффиксально-приставочным способом. Покажите, как образованы эти слова.

2. Разберите по составу слова. Подчеркните те, в которых суффикс –тель имеет значение «человек, который…»

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

Дополнительное задание . Сформулируйте значение, которое имеет суффикс –тель в остальных словах.

3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели

пере ывающ его ся

Дополнительное задание . Запишите предложение, в котором слово данной модели имело бы зависимое слово.

4. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.

Дополнительное задание . То же самое со словами ванная, столовая.

5. Восстановите звенья словообразовательной цепочки слова:

старый устарелый

глухой глуховатость

делить неделимый

6. Составьте слова, соответствующие схемам:

ян ый

при а л

7. Письменно охарактеризуйте звуки (Й), (Щ).

Дополнительное задание . Найдите орфоэпические ошибки в словах (йа)зык, сапо(х), ску(чн)ый, подняв, и исправьте их.

Контрольная работа №2

Изложение по тексту рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»

Цель: проверить умение сохранять при пересказе основную мысль текста, его типологическое строение, стиль речи, изобразительно-выразительные средства языка.

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл слепого пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

(По Ю. Казакову) (245 слов)

Контрольная работа №3

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Цель: проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н – нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.

Он не поет, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

(119 слов) (По Н. Сладкову)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Подчеркните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.

3) Выпишите 3 слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Напишите проверочное слово, если оно есть.

Контрольная работа №4

Сочинение на тему «Человек и природа»

Цель: проверить умение создавать текст публицистического стиля в форме заметки в газету.

Готовя учащихся к домашнему сочинению, введем их в стилистически значимую речевую ситуацию, ориентирующую на использование публицистического стиля речи.

«Давайте всем классом приготовим стенгазету на тему «Человек и природа». В ней мы расскажем, как живется растениям и животным в нашем селе и что сделал (или хотел сделать, да не смог, не сумел) каждый из нас, чтобы помочь выжить нашим братьям меньшим.

Напишите заметку о каком-либо конкретном случае.

Подберите к ней броский заголовок.

Напишите так, чтобы ваша заметка не оставила читателя равнодушным.

Контрольная работа №5

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями .

Цель: проверить усвоение правил слитного/раздельного употребления не с разными частями речи, написание не - ни с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, а также других орфограмм.

Кроме того, проверяется усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

(133 слова) (По Г. Бакланову)

Задания к диктанту.

1). Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.

2). Подберите проверочные слова к любым 3 глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.

Контрольная работа №6

Сочинение на тему «Хочу и надо»

Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина

«Хочу» и «надо». Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого начала уже возникает противоречие: …

Задание к сочинению. 1) Продолжите текст, приведите примеры возникающих противоречий и сделайте вывод.

2) Используйте в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица (хочется спать – надо вставать…).

Например:

Утро. Звонит будильник. Пора вставать… Но хочу, ужасно хочу спать! Ничего не поделаешь – надо вставать. Встал, пошел в школу…

Пришел из школы – надо делать уроки. Но как хочется почитать книжку или погулять! Приходится брать себя в руки и садиться за стол – ведь надо!

Предварительно обсудить с учащимися основную мысль сочинения («надо» формирует характер, закаляет волю; «хочу» же, хотя и доставляет много приятных минут, тем не менее не помогает человеку «сделать себя»), посоветовать им в той или иной форме отразить ее в заключительной части сочинения.

Контрольная работа №6

Изложение «Поговорим о бабушках»

Цель: проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто по тому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость – довольно тяжкое и печальное бремя жизни. Все свое, личное, у нее позади - забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(241 слово) (По И. Медведевой)

Контрольная работа №5

по теме «Наречие»

Цель работы: проверить умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.

Задание 1. Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.

Укажите разряд наречий.

Запишите, от какого слова и как образовано наречие.

Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,

И вмиг всё бесследно исчезнет, - и только вдали,

С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,

Незримо порвётся струна от небес до земли.

(К.Бальмонт)

Задание 2. Спишите и подчеркните выделенные слова, как члены предложения.

Выпишите два любых наречия и сделайте их морфологический разбор.

Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом. Лицо ребёнка грустно и печально. Тихо в озере струится отблеск кровель золотых. Всё тихо – ни песни, ни речи. За вечером спускается на землю ночь. Вечером пошёл снег. (Во)время беседы товарищи держались очень скованно. Прийти (во)время лучше.

Задание 3. Запишите по два слова на каждую словообразовательную модель:

Задание 4. Запишите наречия и разберите их по составу.

Бесцеремонно, захватывающе, ослепительно, тихонько, вдогонку, наземь.

Контрольная работа №7

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

(123 слова)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречия, какой это член предложения, разберите наречие по составу

(любить смолоду – времени)

Контрольная работа №10

Сочинение на тему «Как я в первый раз….»

Цель: проверить, умеют ли учащиеся подробно рассказывать о своем состоянии, о тех чувствах, которые переполняют каждого, когда он приступает к какому-либо важному делу, впервые оказывается в какой-либо «острой» ситуации.

Предполагаемые типы речи – повествование, описание состояния лица. Стиль речи – художественный.

Контрольная работа №8

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Цель: проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н - нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях, с однородными членами, с деепричастным оборотом.

Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.

Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое. (…)

Человек шел теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись…

(127 слов)

(А. Чаковский)

Задания к диктанту.

1) Найдите 3 наречия разных разрядов. Выпишите эти наречия в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав и каким членом предложения является (шел (как?) вразвалку – образа действия)

2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.

Контрольная работа №11

Сжатое изложение по тексту Л.Н. Толстого «Детство»

(или по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»)

Цель: научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

Наталья Савишна

С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?

Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила нужный предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.

Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня не доставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Контрольная работа №9

Диктант

Цель: проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий; правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными, деепричастными оборотами, с однородными членами.

Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.

(119 слов) (По И. Гончарову)

Контрольная работа №10

Сочинение типа характеристики или самохарактеристики

Тема «Что за человек мой друг?» или «Знакомьтесь: это я»

Цель: проверить, насколько усвоена учащимися смысловая структура текста характеристики, в которой чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства.

Сочинение по картине И.Е. Репина «Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна»

Контрольная работа №12

Тест по курсу 7 класса

    Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А. Стиль речи - научный.

Б. Тип речи – рассуждение-объяснение.

В. Способ связи предложений – параллельный.

Г. Средства связи – лексический повтор, местоимение.

    Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составляли текст.

    Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

    Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

    Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

    Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А)1,3,2,4; Б) 4,2,1,3; В) 1,2,4,3; Г) 4,1,3,2

    Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.

Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

А) Стиль речи – художественный.

Б) Плыло небо – метафора.

В) Яркие иглистые (звезды) – эпитеты.

Г) Иглистый – слово употреблено в переносном значении.

    Укажите действительное причастие.

А. Отнятая игрушка.

Б. О движущемся предмете.

В. Посаженные деревья.

Г. Видимый глазом.

    Найдите неверное утверждение.

А.Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.

Б. Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глагола.

В. Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам и числам.

Г. Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.

6. Укажите наречия.

А. Вблизи вырыли пруд.

Б. Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

В. Вблизи дома росла береза.

Г. Говорить впустую.

Д. Навстречу дул сильный ветер.

Е. Вошли (в) пустую комнату.

Ж. Мы долго ходили вокруг озера.

З. Вокруг расстилались поля.

7. Укажите союзы.

А. Вслед за другими мы (то)же пошли в музей.

Б. Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.

В. Новый наш друг был так(же) веселый человек.

Г. Но за(то) как дружно мы жили!

Д. Это было то(же) здание.

8. Укажите предлоги.

А. (В)следствие усталости мы сделали привал.

Б. (В)виду нехватки времени.

В. (В)следствие включились новые люди.

Г. (В)течение месяца мы завершили работу.

9.Укажите какой частью речи является слово ЧТО в предложении.

Что, дремучий лес, призадумался?

А. Местоимение.

Б. наречие.

В. Частица.

10. Укажите, в каком примере слово ЕДВА является союзом.

А. Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером.

Б. Едва ли я смогу помочь вам.

В. Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер.

Г. Он шел, едва волоча ноги от усталости.

11. Найдите правильно построенное предложение .

А. Прочитав повесть»Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру.

Б. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

В. Загримировавшийся актер ждал своего выхода.

Г. Изумительно красив был возвышающий холм.

12. Укажите состав каких слов соответствует схеме л ый

А. горелый Г. спелый

Б. беглый Д. светлый

В. Линялый Е. умелый

13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели

Пере ива ющ ими ся

А. страдательное

Б. Действительное.

В. Возвратное

Г. Совершенного вида.

Д. Несовершенного вида.

Е. В форме единственного числа дательного падежа.

Ж. В форме множественного числа творительного падежа.

14. Укажите какое слово пропущено в словообразовательной цепочке

один - …- одиночка

А. Одиноко В. Одинокий

Б. Одиночество Г. Одиночный

15. Покажите какие слова соответствуют схеме ник

А. Охранник Г. Сметанник

Б. Малинник Д. Ремесленник

В. Утренник

16. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.

А. Назавтра Г. Немного

Б. Досуха Д. Роскошно

В. По-английски Е. Издалека

17. Покажите, в каких предложениях нужно вставить прилагательное красочный.

А. Картины мастера поражали богатством … узора.

Б. В хозяйственном магазине мы купили … вещество для ткани из хлопка.

В. В … состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.

Г. В светлых лучах солнца особенно … празднично выглядели … наряды женщин.

18. На месте каких цифр пишется И? Возьмите цифру в кружок.

Я тебе н..чего н.. скажу,

И тебя н.. встревожу н..чуть,

И о том, что я молча твержу,

Н.. решусь н.. за что намекнуть.

1 2 3 4 5 6

19. В каких случаях не пишется раздельно?

1)Отвечать (не)волнуясь. 2)(Не)просохшая после дождя земля. 3)(Не)хорошо говорить. 4) (Не)враг он мне. 5) (Не)хоженые тропы. 6) (Не) о чем.

7) (Не)интересный человек. 8)(Не)надо обижаться. 9) (Не)мог идти.

10) Письмо (не)написано.

_____________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Где пишется буква Я?

1) Подстрел..нный воробей. 2) Просе..нное зерно. 3) Промасл..нная бумага. 4) Раста..вший снег. 5) Засе..нное поле. 6) Плам..нный привет. 7) Осме..нный человек. _______________________

1 2 3 4 5 6 7

21. Обозначьте случаи слитного написания .

1) (за)тем лесом озеро. 2) (По)тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за)тем я. 4) (На)конец доски. 5) Иди (по)тому мостику. 6) (На)конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в)верх.

___________________

1 2 3 4 5 6 7

22. В каких случаях следует пискать букву Н?

1) Стекля..ая дверь. 2) Разброса..ые вещи. 3) Глиня..ая кружка. 4) Дли..а железной дороги. 5) Комари..ый писк. 6) Связь была прерва..а.

7) Ю..ое порколение. 8) Авиацио..ый завод.

_____________________

1 2 3 4 5 6 7 8

23. Какие слова пишутся через дефис?

1) Строго(настрого). 2) (Пол)лимона. 3) Северо(восточный).

4) Ярко(голубой). 5) (По)прежнему дружить. 6) Хлопчато(бумажный).

7) Где(то) вдали. 8) (Пол)страны. 9) (По)змеиному следу.

______________________

Медвежонок

Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать. Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокойно стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль. Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки иголки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия. Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведица ринулась за ним. По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и дальше, я понял, что опасность миновала.

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне слова; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки на з-и с-; приставки пре-и при-; ь после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прилагательных и неопределённых местоимениях; н и нн в причастиях; не с именами прилагательными; однородные члены предложения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольный диктант за II четверть

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е -и в корне слова, ь после шипящих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о -ё после шипящих, не с именами прилагательными и глаголами, правописание сложных имён прилагательных, н и нн в причастиях, однородные члены предложения, причастные обороты, сложные предложения.)



Контрольный диктант за III четверть

Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.

(По И. Гончарову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; дефис в неопределённых местоимениях; ь после шипящих на конце глаголов; не с глаголами, наречиями, деепричастиями; частица ни; однородные члены предложения; деепричастные обороты; сложные предложения; сравнительные обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Славный мастер

Иван Кулибин - талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.



Любовь к часам, беспристрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неумолимо возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина, раскрывая дарование мастера, являли собой чудо русской техники.

(По Г. Богдановой)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; приставки пре-и при-; приставки на з-и с-; не с глаголами, именами прилагательными, наречиями; н и нн в именах прилагательных и причастиях; частица ни; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; тире в простом предложении.)

Годовой диктант

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.

(По А. Чехову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; разделительный ь; -ТСЯ и -ться в глаголах; гласные о -ё после шипящих в корне слова; приставки на -3 и -с; не с глаголами; наречиями, именами прилагательными; правописание предлогов; н и нн в причастиях; однородные члены предложения; сравнительные обороты; сложные предложения, предложения с прямой речью)

несколько тетрадей; упражнение не записано; читал не размыш­ ляя; не сделав ничего хорошего; путь нелёгок; нехоженая доро­

га; никем не нарушаемая тишина, стекло не круглое, а прямо­

угольное; не выдуманная, а правдивая история.

Буквы Н и нн в наречиях на -о и -е Море гудело разъярённо, странно видеть, повторять неодно­

кратно, обсудить всесторонне, самоотверженно защищать, твердил безустанно, учиться постоянно, вёл себя непринуждён­ но, бессмысленно возражать, медленно поднялась, поступать

ветрено, нечаянно задеть, выглядеть естественно, звучать ро­

мантично, верить неизменно, выступать ответственно.

Буквы Н и нн в именах прилагательных и причастиях (обобщение)

Ветка сломана ветром, запечённое в тесте яблоко, погашен­ ный костёр, песчаный пляж, усеянный камнями берег, невспа­ ханное поле, не замеченная ранее речонка, студёная роднико­ вая вода, утомлённые длинным переходом юные туристы, се­ ребряный иней, искусаны комарами, картошка испечена в золе, нечаянная встреча, копчёные продукты, жаренные в масле гри­ бы, плетённый из хвороста, туманная завеса раннего утра, раз­ бужены петушиным криком.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий, в суффиксах и окончаниях имён существительных,

имён прилагательных и причастий «Диктант на засыпку»

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёст­ ком диване и пил дешёвый желудёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой

обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пус­ тился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь силь­

ным, ЧТО в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала ло­

шадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совер­ шив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и об­ жёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткоЙ. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочё­ ными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что не бережёного Бог не бережёт», - чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

(С. ВОЛКОВ)

Буквы О и А на конце наречий Вытереть насухо; прибыть засветло; заведомо ложные пока­

зания; сначала повернул вправо, затем влево; вымыть дочиста;

беседовал доверительно; глядит испуганно; расположиться справа; вырастить заново; посмотреть искоса; объяснить до­

ходчиво; накормить досыта; возвращаться затемно; делать ис­

правно; чувствовать себя стеснительно; приходить запросто;

учиться заочно; наскоро поесть.

Дефис в наречиях Строить работу по-новому, встретиться где-нибудь, делиться

по-братски, когда-то жил в деревне, шёл еле-еле, завязать креп­

ко-накрепко, по-осеннему свежо, появиться нежданно-негадан­

но, мало~помалу приближаться, изъясняться по-английски, идти

куда-то, птиц видимо-невидимо, прыгает по-заячьи, вышло по­

твоему, сделать кое-как, когда-нибудь придёт, кое-где желтеет рожь, вот-вот наступит, влюблён по-юношески, всё-таки не со­

всем рассвело.

Обобщение изученного о дефисе

в других частях речи

Иссиня-чёрное облако, железнодорожный переезд, поехать

на северо-восток, выпукло-вогнутая линза, написать автопорт­

рет, сварливый штабс-капитан, наблюдать за ледоходом, зани­ маться велоспортом, голубовато-фиолетовые колокольчики, мясо-молочные продукты, прийти через полчаса, съесть пол-ли­ мона, приехать из Ростова-на-Дону.

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

и отрицательных местоимениях

Нисколько не удивился, никак не ожидал, некуда яблоку

упасть, не из-за чего ссориться, ниоткуда ничего не слышно, не иметь никаких прав, ничуть не растерялся, некогда сходить к

друзьям, ни у кого не вызывал удивления, шагу ступить негде,

никакой звук не доходил, не с кем было посоветоваться, где некогда был пустырь, ей ни в чём никто никак помочь не хочет, не у кого искать поддержки, никогда и нигде не пропадёт.

ь после шипящих на конце наречий

и в других частях речи

Посадить хвощ, упасть навзничь, несмело улыбнёшься, ста­ ло ему невмочь, прячешься в тени, правильный чертёж, падает с крыш, спрячьте подальше, пройти мимо рощ, взять реванш, приготовить борщ, похож на родителей, уж замуж невтерпёж, сделать из удилищ, пробить брешь, не собьёшься со счёта, хо­

чется прилечь, малыш неуклюж, сплошь покрыты мхом, пустить­

ся вскачь, открывается настежь.

Повторение по теме «Наречие» Пел по-соловьиному, подняться наверх, едва-едва услышать,

уехать надолго, сделать безбоязненно, сказать сгоряча, упасть

замертво, дело запутанно, ручьи заиграли певуче, ложишься

навзничь и отдыхаешь, по-осеннему скучно, ползти по-пластун­

ски, подойти вплотную, встать навытяжку по-военному, участво­ вать в сценке вчетвером, разойтись по-хорошему.

Контрольный диктант

Уловки косого Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что

он боится своей тени.

Не всегда он бросается в бегство от опасного врага. Зата­ ившись где-нибудь в сугробе под кустом, терпеливо выжидает, высматривает, авось не заметят. Лежит, сжавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опасность миновала, сно­ ва спокойно укладывается отдыхать. Невольно удивляешься ­ какая выдержка, какие крепкие нервы! Нередко заяц загляды­ вает в деревню, чтобы поживиться чем-нибудь в огороде и в саду. Иной раз невдалеке от дома, не обращая внимания на лай собак, шаги, голоса, лакомится капустной кочерыжкой. Не каждый дикий зверь отважится на такое.

Не очень-то удачны некоторые шутки и прибаутки, насмешки над зайцем ...

«Зайцами» называют безбилетных пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе или поезде. Наверное, потому что они чувствуют себя весьма настороженно, с оглядкой, точь-в-точь, как зайцы в лесу.

(По Я. Суханову)

Предлоги

Из-под Тулы, в течение полугода, в продолжение дня, по-над Доном, вследствие неудач, из-за дверцы, навстречу госпоже,

ввиду изменения расписания, в заключение конференции, на­ ряду с другими, вслед за перебежчиками, наподобие статуэт­ ки, аппликации вроде бабочек, в виде огромной звезды, по при­ чине непогоды, во избежание недоразумения, обойти вокруг па­

мятника, пришлось узнать впоследствии.

Контрольный диктант Воробьи

На дворе весна. Капает, течёт с крыш, шумит вода по жело­ бам. Всё вокруг нас оживает, прихорашивается. Даже воробьи хотят встретить весну понаряднее. Зимой воробей был крайне неуклюж. Теперь вместо жёлтого клюва у него чёрный, пёрышки блестят. Говорлив стал на удивление. Хвост поднят кверху, кры­ лышки опущены. Весь воробей выглядит наподобие франта.

Весна идёт без остановки. Воробьи весело летят навстречу весне. Вроде лес только листвою оделся, а внутри гнёзд у во­ робьёв уже сидят крошечные воробьята. Кормят воробьи своих птенцов червячками и гусеницами. Ловлей гусениц занимаются они в течение трёх недель, пока воробьята не вырастут. А как оперятся, так вслед за родителями будут добывать себе корм

Сейчас малыши беззаботно чирикают по причине непонима­ ния близкой опасности. Старые воробьи вроде охранников.

(По М. Богданову)

Позвонил, чтобы напомнить; он также отдыхал на юге; утро

тоже нерадостное; в одно и то же время; спрятались за то дере­

ягод; ушёл, чтобы не мешать; дождь так же лил, как и вчера; что бы ни сказал - всё интересно.

Контрольный диктант

Ясхан Среди песков Туркмении лежит удивительное озеро Ясхан.

Что бы о нём ни говорили учёные, это озеро по-прежнему оста­ ётся загадкой природы. 110 своему виду озеро так же необычно, как и по содержащейся в нём воде. Ясхан похож на подкову, одна половина которой содержит пресную воду, другая - солё­ ную. Пресная вода очень холодная. Кажется, что её специально кто-то остудил, чтобы утолить жажду усталого путника.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, зато Ясхан изобилует прекрасной водой, и её так же много в озере, как и в другие времена года. Предполагают, что добрым волшебником служит подземное море пресной воды. За то время, что суще­ ствует озеро, о нём сложили много легенд. Одна из них расска­ зывает о добром страннике, который пожалел людей, выгнал

духов из озера и опреснил воду.

(Из «Популярной энциклопедии рек и озёр»)

Правописание частиц НЕ и НИ Не помню ни строчки; в комнате ни души; не раз это слыша­

ли; ни шагу назад; не видел ни разу; никак не сделать; ни с кем

не разговаривай; ничто не удивляет; не рад никому; платье не голубое, а зелёное; красивые незабудки; не мог не прийти; не произнести ни звука; сделал не думая; путь не ближний, а даль­ ний; ни дна ни покрышки; где он только не бывал; нельзя не рассказать; совсем не интересный сюжет.

Раздельное и дефисное

написание частиц

1. Погляди-ка, не наши ли дети жгут костры на ночном прива­ ле? 2. Но всё-таки к обеду наша лодка через край наполнилась дичью. 3. Неужели так поздно? 4. Что бы подарить другу, чтобы не обиделся? 5. Нет ли сегодня нам письма? 6. Сядь-ка, отдох­ ни. 7. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен. 8. Читай же быстрее! 9. Кто-то постучал в окно. 10. Вечером он кое с кем познакомился. 11. «Начинайте же выступление», ­

сказала учительница детям.

Частица НЕ с разными частями речи 1. Недисциплинированность заключается не в шалостях, а в

невыполнении обязанностей. 2. Никто в доме не знал о пред­ полагаемом побеге. 3. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая. 4. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 5. Мы сидели и переговаривались, не зажигая огня. 6. Не удивительно ли само по себе озеро? 7. Не стыдно мол­ чать, когда нечего сказать. 8. Никогда не беритесь за после­ дующее, не усвоив предыдущего. 9. Недоумевая, он стал пе­ речитывать письмо. 10. Заспанное лицо было не злое, а ско­ рее доброе.

Повторение по теме «Частицы» Мне нечем тебя угостить; мне куда-нибудь хочется пойти; ни

с кем не посоветовался; никаких условий не принимаю; не мог­

ла меня не удивить; как ни старались, не смогли решить задачу;

не прочитано ничего; не было ни пылинки; палец о палец не ударит; не объяснив ничего; не видно ни зги; не затихал ни на миг; план-то хороший; молодцы-то вы молодцы; ни под каким предлогом; во что бы то ни стало; как ни в чём не бывало, не у

кого спросить.

Контрольный диктант

Тюльпан Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригиналь­

на его форма, но почему-то ни греческая, ни римская мифоло­ гия не создали о нём никакого сказания. И это тем более стран­ но, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции,

где их не могли не заметить как сами жители, так и все те,

которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде фонаря или кубка цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма», Он воспет многими персид­ скими поэтами, которые утверждали, что с девственной красо­ той этого растения не могут сравниться ни нежные движения

кипариса, ни даже сама роза.

Но ещё большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник

тюльпанов.

(По Н. Золотницкому)

Контрольный диктант за I четверть

Медвежонок Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне

под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать.

Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокой­ но стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль.

Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки игол­ ки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия.

Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня

из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведи­

ца ринулась за ним.

По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне сло­ ва; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0 - ё после шипя­ щих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки

на з- и с-; приставки пре- и при-; ь после шипящих на конце

имён существительных;безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прила­ гательных и неопределённыхместоимениях; н и нн В причасти­

ях; не с именами прилагательными;однородные члены преДJlO­

жения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольныйдиктант за 11 четверть Сбор КЛЮКВbI

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, кото­ рые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ве­

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его про­

сто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную

яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближай­ шую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми

каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцвета­ ми, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кис­ лоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е - и в корне слова, ь после шипя­ щих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о - ё после шипящих, не с именами прила­ гательными и глаголами, правописание сложных имён прилага­

тельных, н и нн В причастиях, однородные члены предложения,

причастные обороты, сложные предложения.)

Контрольный диктант за 111 четверть Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ве­ терка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из от­ верстий какого-то озарённого светом храма, сверкают милли­ оны огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играю­ щая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть

ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не

отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ниче­ го, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья ...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устре­ мляешься мыслями к далёкой родине.

1.Я углубился в виноградную аллею которая вела в грот.
2.Днем на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза.
3.Ветер гонит облако с дождями,листья перевертывает скопом.
4.Неожиданно кончился лес и, распахнувшись для дальнего синего неба,ударила в глаза росистая яркость лугов.
5.Если хочешь быть счастливым,будь им.
6. Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.
СРОЧНО!ПОМОГИТЕ НАЙТИ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...!

Пожалуйста помогите!

Прочитайтк текст,озаглавьте его.Определите роль прилагательных.В каком значении употребляется в данном тексте слово ряд?
Исторические улицы Москвы складывались в определённом порядке.Твёрдо соблюдалось правило торговли в специально отведённых для этого рядах.
ИспокОн веков существовали в столице такие торговые ряды,как ИкОнный,Котельный,Шапочный,Масляный,Лапотный,Красильный,Золотой,Серебряный,Сапожный,Яблочный и др.
От названий бывших рядов в центре Москвы остались названия переулков:ВЕтошный,Рыбный и т.п
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НУЖНО!!

прошу пожалуйста помогите: (1)Меня

прошу пожалуйста помогите:
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.


(10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.


(13)Какая диковинная память, а! –
радостно говорит он. –
(14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:


(18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в
огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.


(34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! –
воскликнул отец.


(36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, –
заключила мама. –
(37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) –
писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь –
важнейшая часть
не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.