Евгений Онегин – "лишний человек”. Сочинение на тему:" Онегин – «лишний» человек в обществе." Почему онегин лишний человек кратко

Герой романа - молодой дворянин, сын разорившегося отца, получивший модное французское воспитание. Пушкин не без иронии описывает это воспитание: он подсмеивается над его поверхностью, над теми людьми, которые на первый план ставили внешний лоск, а не развитие ума и знаний в юноше.


С детства окруженный гувернерами-иностранцами, Онегин учился всему шутя, а потому немудрено, что, умея бойко говорить по-французски и легко танцевать мазурку, в науке он имел поверхностные знания.


Окончив свое более чем скудное образование, Онегин вступает в свет и предается всем его удовольствиям: ездит по утрам с визитами, обедает в лучших столичных ресторанах, посещает театры, преимущественно балет, балы, маскарады - словом ведет ту праздную жизнь, которую вела тогда вся светская молодежь. К чести Онегина надо, однако, сказать, что такое времяпровождение скоро ему опротивело.

Онегин, как сложная натура, стал искать серьезных занятий, принялся за чтение, но не подготовленный к упорному труду, не владевший даже элементарными знаниями, он ничего не извлек из чтения и бросил его. После этого Онегин разочаровывается: им всецело овладевают тоска и хандра. Это разочарование происходит в Онегине не только от влияния байронизма, который у тогдашней молодежи был в моде, но и от разлада между умом и чувством, так сказать, от душевного раздвоения.

В это время Онегин получает известие о смерти дяди и едет в деревню. Но и деревня не избавляет его от скуки и хандры: ее уединенные холмы и дубравы только на время оживляют его, а занятия сельским хозяйством ограничиваются тем, что он уничтожил барщину, заменив ее легким оброком.


В деревне Онегин знакомится с молодым соседом Ленским, человеком образованным, только что вернувшимся из-за границы. Ленский вводит Онегина в дом помещицы Лариной. Появление Онегина в семействе Лариных завязывает целую внутреннюю драму в душе старшей дочери Татьяны, которая влюбляется в Онегина и признается ему в любви. Письмо Татьяны трогает Онегина: оно напоминает ему лучшее из прошлой его жизни; тем не менее, считая себя разочарованным, Онегин находит нужным при свидании с Татьяной сознаться, что он человек отживший, которому все надоело.


Онегин - живой представитель старого великосветского общества с его обычаями, с его условными взглядами на приличие: вызванный на дуэль Ленским, он принимает вызов единственно из совершенно превратного понятия о благородстве и из боязни общественной молвы. Хотя Онегин и покинул свет, тем не менее, он не распростился с его закоренелыми привычками; где дело идет о чести, хотя и в ложном о ней понятии, он не в состоянии освободиться от оков приличий и мнений света: вот почему он дерется с Ленским.


После дуэли с Ленским Онегин начинает томиться, в его душе пробуждаются и чувство сожаления, и упреки совести. Пушкин не оправдывает Онегина в его поступке: описав мысли своего героя перед дуэлью, он иронически отзывается о господствовавших в обществе понятиях о чести и благородстве и тем самым как бы обвиняет и Онегина, как поклонника светских приличий. Из деревни Онегин отправляется путешествовать по России, но безо всякой определенной цели. Мучимый хандрою, он приезжает на кавказские воды; там им, здоровым и молодым, овладевает отчаяние:
Он мыслит, грустью отуманен:
Я не лежу в параличе?
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не чувствую в плече
Зачем не хилый я старик,
Хоть ревматизма?- ах, создатель!
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Зачем, как тульский заседатель.
Чего мне ждать? тоска, тоска!..


Вернувшись в столицу, Онегин снова встречается с Татьяной. Он поражен переменой, которая произошла в ней: перед ним светская дама, она держит себя свободно с ними вовсе не походит на деревенскую барышню, какою она была прежде. Удивление Онегина скоро переходит в любовь; он пишет Татьяне несколько писем, в которых изливает свои сердечные муки; наконец добивается свидания. Но все старания Онегина были тщетны: отвергнутый Татьяной, он вынужден расстаться с нею навсегда.


Онегин - это тип интеллигентного человека старого времени; умный, способный к деятельности, он лишен, однако, энергии и силы воли, необходимых для осмысленного и полезного общественного дела. Он недоволен окружающей его жизнью, но это недовольство не сознательное, а вызванное желанием подражать героям байроновских произведений, из которых молодежь, подобная Онегину, скудно образованная и хорошо обеспеченная, благодаря крепостному праву, брала готовые идеи о предрассудках, пустоте и лицемерии светского общества.

Онегин, как справедливо сказал Достоевский, это несчастный скиталец в родной земле, т. е. человек без почвы, который пассивно, без всякой борьбы, подчиняется западно-европейским влияниям, отрывается от своего народа и, убивая жизнь в бездеятельности, доходит, в конце концов, до совершенной нравственной растерянности.

Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина «Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, который «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить. Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил «Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.

РЕФЕРАТ по ЛИТЕРАТУРЕ

«Евгений Онегин – “лишний человек”»

1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе……………4

2. 2 Образ Евгения Онегина……………………………….4

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..5

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…6

1 ВВЕДЕНИЕ

Евгений Онегин - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» - это, прежде всего, роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике». Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Цель реферата: изучение образа Евгения Онегина в романе.

Задача: 1) рассмотреть тему «лишнего человека» в литературе;

2) проанализировать образ Евгения Онегина.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относиться к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает.

«Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д.

2. 2 Образ Евгения Онегина

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера – индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но, в то же время, он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего, его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться. Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком».

Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведу итог своему реферату.

Евгений Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ; «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой...»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Нужно отметить, что объявлять кого-то лишним – это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». И Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века.

Но я думаю, что Онегина и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделало общество. Это говорит о том, что под стереотипом «лишнего человека» можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положении, а во внутреннем убеждении героя.

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М.,1991.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов,1990.

3. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994

4. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

А. С. Пушкин - самое значимое имя в истории русской литературе. До него никто не соединял два жанра в одном произведении, а он смог создать превосходный роман в стихах «Евгений Онегин». Написанное в первой половине 19-го века, оно прекрасно описывает быт и нравы дворянского сословия того времени. Главным героем произведения является молодой дворянин, наследник всех своих родственников и беспечный повеса Евгений Онегин . Есть версия, что именно этот персонаж стал родоначальником всех последующих «лишних людей» в русской литературе.

Несмотря на то, что он был хорошо воспитан и в меру образован, жизнь Онегина была сплошным праздником и никакого труда:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Герой был вхож в светское общество, умел грамотно вести беседу, был последователем моды и читал современную литературу. Однако единственное, в чем он добился совершенства, это «наука страсти нежной». Онегин много гулял, посещал все балы и светские рауты, приходил домой под утро и так изо дня в день. Как отмечает сам автор, он жил «без цели, без труда». Он не видел никакого смысла в своем существовании, а просто бесцельно прожигал свою жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в деревню, где покойный дядюшка оставил ему в наследство большое имение и целый двор крестьян. Несмотря на его скептическое отношение к жизни, были в Онегине и положительные черты. Например, он хорошо относился к крестьянам и дабы облегчить им участь, заменил барщину оброком. После таких нововведений соседи стали называть его «опаснейшим чудаком».

Вскоре в деревню из Германии приехал еще один молодой дворянин, читающий современную литературу и имеющий хорошее образование. Ленский быстро подружился с Онегиным, несмотря на разницу в характерах и мировоззрении. Это был полный антипод главного героя. Романтичный, открытый, чувствительный Ленский видит высшее предназначение каждого на земле и верит в настоящую любовь. В противовес ему Онегин не знал и не знает любви. Ему так наскучили жеманные столичные барышни, что он просто устал лицемерить и отказался от всяческих отношений.

На мой взгляд, этот герой чувствует себя лишним в сложившемся к началу 19-го века обществе. Он сторонится соседей-помещиков, не хочет заводить серьезные отношения с дамами, не строит планов на будущее. Таким образом, единственным человеком, с которым он хоть время от времени общается, становится Ленский. Но и эта дружба к хорошему не приводит. Впоследствии между ними завязывается конфликт и Ленский умирает во время дуэли от руки друга.

Другой человек, который чувствует себя лишним в обществе, это Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она могла бы стать верной спутницей Онегина и озарить собой его жизненный путь. Ведь, в отличие от него, она умела любить и не отрицала этого чувства. Но так как герой выбрал оставаться эгоистом и закоренелым холостяком, он отказал ей во взаимности, о чем потом сильно жалел. Все изменилось со смертью Ленского. Этот несчастный случай заставил Онегина пересмотреть взгляды на жизнь. Возможно, со временем он даже смог найти свое счастье, но мы его видим только в рамках пушкинского романа, где он до конца так и остается «лишним человеком», не находящим применения своему уму и способностям.