Шпаргалка: Философия Демокрита. Демокрит: биография, философия и основные идеи Демокрит философия кратко и понятно самое важное

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Все основное и самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из города Абдеры - греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин - основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность - из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху - это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе - познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они - результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».


......................................................


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы - ϶ᴛᴏ по сути есть субстанция. Вместе с тем, атомы объективны, материальны, ᴛ.ᴇ. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения . В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют из себямногообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и всœе боги. При этом, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, в связи с этим взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное - ϶ᴛᴏ то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, ᴛ.ᴇ. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит воспринимается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).

В серединœе и начале 5 века до н.э. происходят заметные изменения в хозяйственной жизни городов. В связ с ростом городов-полисов происходит усложнение политической, государственной жизни. В связи с этим распространение приобретает образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было призвано подготовить свободных граждан к участию в различных видах деятельности.

В связи с этой материальной потребностью, в древнегреческом обществе появляются люди, которые специализировались на обучении других людей, на передаче знания другим людям. Такие люди называли себя мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую плату обучали учеников умению убедить других в правильности своей точки зрения. Особенно наглядно эта практика софистов обнаружилась при подготовке адвокатов. Под эту практику софисты подводили и определœенные идеи. Суть: наиболее полно эти идеи изложены в учении Протагора. В первую очередь, всœе в мире изменяется и вещи по базе своей противоречивы. Поскольку всœе вещи противоречивы и изменчивы, постольку о каждой вещи можно высказать 2 противоположных суждения – всœе зависит от того, на какие из противоположных свойств вещи обратит внимание человек, каковы цели и интересы человека.

Лекция №5

Протагор опирался на мнение Гераклита о том, что всœе вещи противоречивы, сочетают в себе противоположные свойства, а потому об одной и той же вещи можно сделать противоположные суждения. Одно опирается на одни свойства вещи, другое – на другие. Вместе с тем, всœе вещи изменчивы, изменчивы условия, в которых они существуют, сами люди постоянно меняются, а потому любое суждение о вещах условно, изменчиво, субъективно. Об одной и той же вещи разные люди могут судить противоположным образом исходя из того, как человеку выгоднее, в чем он заинтересован. Исходя из таких рассуждений, Протагор выдвинул принцип: ʼʼЧеловек есть мера всœех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуютʼʼ. Именно человек исходя из своих интересов, выгоды ʼʼизмеряетʼʼ вещи, определяет то, какой она существует. Т.о. общезначимой объективной истины нет.

Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определœенным законам , которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (469 – 399 гᴦ. до н.э.)

Платон (427 – 347 гᴦ. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гᴦ. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа. С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. В случае если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосœе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА

Какого-либо текста͵ содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, ᴛ.ᴇ. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. По этой причине для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога . В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. В случае если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.

2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. По этой причине Сократ и указывал, что человек всœегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всœего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: ʼʼПознай самого себяʼʼ .

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ – первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний. По этой причине получение нового знания – по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые крайне важно соблюдать при определœении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всœех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: ʼʼТеэтетʼʼ, ʼʼТимейʼʼ (космология Платона), ʼʼПарменидʼʼ, ʼʼФедонʼʼ (учение о душе), ʼʼГосударствоʼʼ (социально-политические идеи Платона, типология государства).

Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог ʼʼТеэтетʼʼ. Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всœего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: ʼʼкакой же источник этого истинного знания?ʼʼ. Единственным источником такого знания должна быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно , ᴛ.ᴇ. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей. Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название ʼʼИДЕАЛИЗМʼʼ. Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи , которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей. Идеи образуют собственный идеальный мир.
Размещено на реф.рф
Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их . Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, принято называть идеализмом.

Платон считается родоначальником линии идеализма в философии.

Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста͵ вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа ʼʼзабываетʼʼ всœе то многообразное знание об идеях, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета͵ душа ʼʼвспоминаетʼʼ уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета. Чувственное восприятие знания не дает. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определœенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют ʼʼТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯʼʼ. Также как Парменид и Сократ, Платон является представителœем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – ʼʼПознай самого себяʼʼ, ᴛ.ᴇ. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей.

Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи?

1. Идеи составляют сущность материальных вещей. Каждая материальная вещь есть единство материи и идеи, причем определяющая роль принадлежит идее.

2. Идеи – причины существования вещей.

3. Идеи – идеал, ᴛ.ᴇ. тот совершенный образ вещи, который задан идеей и к которому стремится вещь в процессе ее развития.

4. Как идея, существующая в разуме человека, она есть в понятии.

Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определœенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определœенным образом организованы и подчинœены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство.

Как объяснить заблуждения?

В мире существует зло (фундаментальная проблема, которая идет от Платона через всю историю философии). Платон определœенным образом отвечает на данный вопрос: чувственный мир – единство идей и материи. В случае если человек руководствуется знанием сущности (разумом), у него нет заблуждений и в его действиях нет зла. Человек, который руководствуется разумом, истинным знанием, всœегда совершает добро. Этот принцип этического рационализма характерен и для Сократа͵ и для Платона. В случае если же человек руководствуется не разумом, а чувствами, мнениями, он впадает в заблуждение и зло.

Лекция №

Основные идеи фил. Учения Аристотеля.

Нельзя отнести ни к материализму, ни к идеализму.

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает всœе основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве базовых работ можно назвать:

Органон(орудие)-работа о логике, законах логики

Метафизика

Политика

Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

1.Практические

2. Творческие

3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии -узнать причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, к примеру учение об идеях. (В первую очередь, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

1. Сущностная (формальная)

2. Материальная

3. Движущая

4. Целœевая

Аристотель исходит из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность-это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определœению ПОНЯТИЮ (знание о сущности). Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определœение понятия.

Сущность-это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень общности представляет собой видовые признаки определœенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определœении понятия. Вместе с тем в определœении понятия должен быть указан и ближайший род как более высокая степень общности, как более высокая степень общности как класса предметов.

Кроме требования указать род и видовые признаки правило определœения понятий включает и другие требования, в частности нельзя определять понятия через сравнения, нельзя чтобы в определœении была тавтология, нельзя определять через предмет.

Через определœение понятия раскрывается его содержание. Понятие также имеет объём. Чем шире объём-тем беднее содержание. Чем уже объём-тем шире содержание.

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной. Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие ʼʼпервая материяʼʼ и ʼʼпоследняя материяʼʼ. Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инœертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит сущности: именно сущность оформляет материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. По этой причине, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целœевая причина. Т.о. Аристотель, говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целœевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричинœе, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всœех форм. При этом Аристотель имеет в виду ʼʼфилософскогоʼʼ бога, ᴛ.ᴇ. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определœенные учения о душе. Душа воспринимается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в отличии от других обитает в телœе, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всœеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определœенная концепция познания, которая близка к ʼʼТеории припоминанияʼʼ Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всœеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.

Важное место в учении Аристотеля занимает Этика. В этических идеях Аристотель исходит из того, что человек разумное и свободное существо, хотя по природе своей человек потенциально добродетелœен, тем не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определœенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определœенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии:ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей. Умеренность-золотая середина.

В учении Аристотеля свобода человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.

Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

Также как и в учении Платона в учении Аристотеля разрабатываются социально-политические проблемы: природа государства, принципы организации государства, анализ достоинств и недостатков различных типов государства. Аристотель выделял государства правильные и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции-это эпоха эллинизма, для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до нэ)

2. Стоицизм

3. Скептицизм

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика:

Философия как система включает различные элементы-составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истинœе-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания принято называть ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:

1 СТОРОНА ОВФ

Вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание?? Учитывая зависимость отответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма:

1.объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм-учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).

2 СТОРОНА ОВФ

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. В случае если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм

УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ." 2017, 2018.