Музыкальные жанры: список, какие бывают современные произведения. Вокальная музыка. Жанры вокальной музыки Вокальные жанры

5 класс

Тема урока: Жанры вокальной музыки.

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной . Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

  • Ансамбль

    Песня (фрагмент из м\ф «Чебурашка» - песня «Голубой вагон»)

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

    Романс («А на последок я скажу» фрагмент из к\ф «Жестокий романс»)

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

    Баллада (Владимир Высоцкий «Баллада о любви»)

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

    Ария (Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»)

    Вокализ (Вокализ из к\ф «Русалочка, Анна Руднеева)

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

    Ансамбль (It`s sand, Man - вокальный ансамбль Эва)

Ансамбль (от французского слова ensemble, что значит «вместе») - это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. В зависимости

для двух исполнителей - дуэт ,

для трех - трио, или терцет ,

для четырех исполнителей - квартет ,

для пяти исполнителей - квинтет ,

для шести - секстет ,

для семи - септет ,

для восьми - октет , и т. д.

Поют еще и вместе по 20 - 30 человек и это уже называется хор.

    Хор (Jingle Bells в исполнении хора МВД)

Хор - это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор - это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные - отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

    Канон (В. А. Моцарт. Канон "Аллилуйя". Исполняет молодежный вокально-хоровой ансамбль "Ирис")

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что интересного вы узнали на уроке?

    А что было не интересного на уроке сегодня?

    Какие жанры вокальной музыки вы знали? А какие жанры узнали?

    Какой жанр вокальной музыки вам показался наиболее интересным? Почему?

Домашнее задание : Приготовить не большое сообщение о любом великом вокалисте 19-21 века (www.muz-urok.ru)

Человеческий голос - музыкальный инструмент, который есть с рождения у каждого из нас. Этот трепетный механизм, нуждающийся в особом уходе и постоянной настройке, способен защекотать все нервные окончания в организме и довести их до предела.

Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.

Главное

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него "инструмент" под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма.

К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

Жанры вокальной музыки

За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:

  • камерную;
  • концертную.

Камерный жанр


Камерный вокальный жанр (с латинского camera - "комната") – музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • баркарола;
  • серенада;
  • элегия и другие миниатюрные сочинения.

Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.

Песня

Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен - это всем известная "Калинка".


Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.

Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

Романс


Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на "романском" языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

Баллада

Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

  • «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
  • Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
  • Ф. Лист;
  • Ф. Брамс;
  • Ф. Мендельсон (для хора "Первая Вальпургиева ночь").

Не остались в стороне и наши соотечественники:

  • М. П. Мусоргский ("Забытый");
  • А. Г. Рубинштейн ("Баллада");
  • П. И. Чайковский ("Корольки");
  • А. П. Бородин ("Море");
  • А. Н. Верстовский;
  • А. Е. Варламов - титан вокального жанра.

Баркарола

Изначально была "песней на воде", ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.

Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.

С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:

  • Ф. П. Шуберт ("Любовное счастье рыбака");
  • М. И. Глинка ("Уснули голубые");
  • Ф. Брамс (из опуса 44 для женского хора).

Серенада

Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, "Дон Жуан" Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.

Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

Элегия

Элегия в переводе с греческого языка – это "траурное пение". Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

Один из ярких примеров – " Не искушай меня бед нужды" Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным - известным в нынешнее время камерным певцом.

Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

Концертный жанр

К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:

  • вокализ;
  • кантату;
  • оперу;
  • ораторию;
  • рапсодию;
  • арию;
  • гимн.

Вокализ

Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.

Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.

Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:

  • С. В. Рахманинов;
  • Ж. М. Равель (в форме хабанеры);
  • Н. К. Метнер - "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ".

Кантата

Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.

Первые русские кантаты появились в XVIII веке благодаря П. А. Скокову. В дальнейшем его дело продолжили Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и др. Одна из знаменитейших кантат - "Александр Невский" С. С. Прокофьева.

Опера

Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

В 1597 году был написана первая опера "Дафна" итальянским композитором Якопо Пери.

В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается "отцом русской оперы". Прорывным являлось сочинение "Руслан и Людмила".

В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).


Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

Оратория

Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.

В России к оратории обращались не так часто. Одно из немногих произведений - "Минин и Пожарский" С. Дягтерева.

Рапсодия

Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.

Ария

Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.

Арию следует разделить на 2 подвида:

  • ариетта - меньшая по объему и простейшая по структуре;
  • ариозо - сочинение, находящееся между арией и речитативом, больше напоминает на разговорный напев.

Гимн

Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.

Гимном Российской империи являлся "Боже, царя храни".

Жанры инструментальной музыки

Камерные инструментальные жанры:

  • вариации;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • прелюдии;
  • музыкальный момент;
  • ноктюрн.

Крупная форма:

  • симфония;
  • концерт;
  • увертюра;

Предсталяем вашему вниманию новый бренд Music Monster, который появился от желания слушать музыку громко и более красочно. Этот брэнд призвал под свои знамёна лучших граффитчиков мира, чтобы построить брэнд основанный на идеях виниловых игрушек и граффити. Результатом данного творческого симбиоза является бренд Music Monsters, который завоевал наши сердца и в то же время немного пугающий своими видом.

Music Monsters предлагает вам очень серьёзный саунд, несмотря на свой крошечный размер, а так же целый ряд продукции для распространения идеи Music Monsters.

Вы можете слушать различные стили музыки и наслаждаться свободой где бы Вы не были. Новый принцип воспроизведения принесёт Вам новый стиль жизни и биты улиц.

Мы не стоим на месте и разрабатывем всё новые и новые товары чтобы преобразить Вашу действительность.

Калонка подключается к любому воспроизводящему музыку устройству через стандартный 3.5 мм мини Jack

Все калонки Music Monsters выполнены из безопасного ABS пластика

Акрилнитрилбутадиенстирол (АБС, ABS) Среди жестких пластмасс обладает наиболее предпочтительным комплексом свойств.

АБС-пластик является одним из наиболее широко применяемых конструкционных термопластов. Материал используется в таких отраслях промышленности, как автомобилестроение, электротехника и электроника, аудио/видео техника, малая и крупная бытовая техника, медицина…

Прекрасная сбалансированность механических свойств: высокая жесткость (модуль упругости = 2000 МПа - 2700 МПа) и стойкость к ударным нагрузкам (ударная вязкость по Изоду стандартных марок на уровне 20-25 кг-см/см), в том числе при низких температурах. Хорошие электроизоляционные свойства: пробивная прочность 31 - 47 кВ/мм.

В комплекте к портативной калонке:

Инструкция по эксплуатации

Кабель для зарядки и подключения к музыкальному устройству

Цепочка для крепления калонки как брелка.

Калонка может воспроизводить музыку и подзаряжаться от USB одновременно. После полной зарядки аккумулятора, калонка может работать до четырёх часов.

Технические характеристики:

Динамик выход 3 Ватт

Чувствительность 85±3 дб

Сопротивление 40±15%

Искажения (distortion) 0,5%

Аккумулятор выход 3,6 Вольт

Аккумулятор вход 4,2±0,05 Вольт

Размер 7*5*4 см

Вес включая упаковку 140 грамм

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.

Жанры вокальной музыки: (основные)

ü Песня

ü Романс

ü Кантата

ü Оратория

ü Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.

РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд.Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе.Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.
Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.
Жанры вокальной музыки: (основные)

  • Песня

  • Романс

  • Кантата

  • Оратория

  • Опера.

ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.
РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.
ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

Ариетта – маленькая ария.

Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

(герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

Симфоническая музыка – существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.
Жанры симфонической музыки:


  • Симфония

  • Сюита

  • Увертюра

  • Симфонические фантазии

  • Симфонические поэмы

  • Симфонические картины

  • Концерт.

СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. – классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть – медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть – финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
СЮИТА – от французского слова (suite) – последовательность. Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо. Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам.
УВЕРТЮРА – от французского слова (ouverture) – открытие, начало. Увертюра – в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только вопере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль,кинофильм.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - разновидность симфонической музыки. Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто – присутствием в программе фантастических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА – программное музыкальное произведение, которое своим содержанием тесно связано с поэзией.
СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА – жанр, распространенный в русской музыке. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену.
КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

Первая часть – быстрая, с бурными событиями.

Вторая часть – медленная, с глубокими переживаниями.

Третья часть – снова быстрая, праздничная.

Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – от латинского слова (camera) – комната. Камерная музыка – музыкальные произведения, предназначенные для небольшого количества слушателей и исполнителей. К камерной музыке относятся:


  • сольные инструментальные пьесы,

  • дуэты,

  • трио,

  • квартеты,

  • песни,

  • романсы.

Сольные инструментальные пьесы – музыкальные произведения для одного инструмента
Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей. Могут быть как вокальные, так и инструментальные. К камерной музыке относятся инструментальные дуэты.
Трио – музыкальные произведения для трех исполнителей. Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Встречаются трио и для другого состава инструментов: кларнета, фагота и фортепиано.
Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Наиболее распространены струнные квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Квартеты для другого состава инструментов встречаются гораздо реже

(скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

Квартет №2 А.Бородина – произведение программное, то есть в его основе лежит программа:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа.

2-я часть – скерцо (шутка).

3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи).

4-я часть – финал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ


  • ПОЛИФОНИЯ

  • ГОМОФОНИЯ

  • РОНДО

  • БАЛЛАДА

  • СЕРЕНАДА

  • СИМФОНИЯ

  • СКЕРЦО

  • СОНАТА

  • СЮИТА

  • НОКТЮРН

  • РАПСОДИЯ

  • РЕКВИЕМ

  • КАПРЧЧИО

  • ПРЕЛЮДИЯ

  • ЭЛЕГИЯ

  • ЭТЮД

  • ФУГА

  • ХОРАЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:
ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Полифония (от греческого слова poli – много, pfone – голос, звук)
ГОМОФОНИЯ – вид многоголосия, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент). Гомофония (от греческого слова homos – ровный, phone – голос).

РОНДО – Музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Эпизоды контрастны друг другу (различны по содержанию). Главная тема повторяется не менее трех раз. Рондо – (от французского слова roundeau – круг). В форме рондо написано много инструментальных пьес.
БАЛЛАДА – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада – (от итальянского слова ballare – плясать).
СЕРЕНАДА – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной) Серенада – (от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе).
СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia ) – созвучие, красивое сочетание звуков , тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части классическая.

Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

Четвертая часть финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
СКЕРЦО – музыкальные произведения, которые обладают стремительным темпом, задорной мелодией. С конца XVIII в. Скерцо – составной элемент симфонии или сонаты. Произведения, написанные в этом жанре, довольно велики по объему. Одни из них веселы и жизнерадостны, а другие наполнены драматизмом. Скерцо – (от итальянского слова scherzo - шутка)
СОНАТА – это музыкальное произведение, в несколько частей, похожее на симфонию Различие в том, что симфония для симфонического оркестра, а соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната – (в переводе с итальянского – звучание).
СЮИТА – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей. Сюита (от французского слова suitе – последовательность).
НОКТЮРН – появился в XVIII в. так называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В XIXв. Сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами

ночи, ночной тишины. Ноктюрн раскрывает картину спокойной ночной природы.

Ноктюрн – (от французского слова nocturne – ночной).

РАПСОДИЯ – музыкальное произведение свободной формы, как бы воссоздающее исполнение рапсода. Для этого жанра характерны использование народно-песенных тем, эпический характер. Одним из первых превратил рапсодию в самостоятельный жанр венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Название жанра происходит от слова «рапсод». Так называли народных певцов в Древней Греции.
КАПРИЧЧИО – это название происходит от слова «каприс», что значит каприз, прихоть. Этот жанр встречался еще в музыке XVII-XVIIIвв. Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий.
РЕКВИЕМ – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Реквием – (от латинского слова reguiem – покой)
ПРЕЛЮДИЯ – это небольшое по объему произведение с единым настроением. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ – от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса.
ЭЛЕГИЯ – по-гречески означает «жалобная песня». Инструментальная элегия – небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией.
ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта. Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд – (от французского слова etude – изучение).
ФУГА – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно в разных голосах. Фуга – (от латинского слова fuga – бег)
ХОРАЛ – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Хорал – (от греческого слова choros – хор)

ТАНЦЫ. НАЗВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ.


  • БОЛЕРО

  • ВАЛЬС

  • ГАВОТ

  • ГАЛОП

  • ГОПАК

  • КАДРИЛЬ

  • КОЛО

  • КРАКОВЯК

  • ЛЕЗГИНКА

  • МАЗУРКА

  • МЕНУЭТ

  • МОЛДАВЕНЯСКА

  • ПОЛОНЕЗ

  • ПОЛЬКА

  • ТАРАНТЕЛЛА

  • ТРЕПАК

  • ХОТА

  • ХОРОВОД

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ:
БОЛЕРО – испанский танец (от испанского voler – летать). Танец умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

ВАЛЬС – В начале XIX в танец исполняли в Австрии, Чехии, Германии. Танец, который исполняли крестьяне, на праздничных вечеринках весело кружась парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen – прокатывать). Постепенно движение танца становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался ВАЛЬС. На рубеже XVIII и XIX веков вальс быстро распространился по многим странам.

Урок музыки по теме «Виды, жанры музыки».

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Вспомним, что вы учили в 6-м классе.

Дети говорят.

Музыкальная викторина.

2. Ход урока.

Какие виды музыки вы знаете?

Виды музыки:

    Народная музыка

    Духовная музыка

    Классическая европейская музыка

    Джаз

    Поп-музыка

    Рок-музыка

    Электронная музыка

В каждом виде музыки есть свои подвиды, и называемые жанрами .

Ребята, вы знаете, что такое жанр ? (Вид музыки)

Слово «жанр» в переводе с французского и латинского языков означает – вид, манера, тип. Жанр (фр. genre - тип, манера) - вид произведения в пределах одного какого-то искусства, определяемый по различным признакам. Одним словом жанр – это исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений. Определяется жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей и т.д. Какие же жанры музыки вы знаете? (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса…)

Жанры делятся по :

    По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)

    По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)

    По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)

    По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)

    По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

    количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;

    назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

    видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

В классической музыке выделяются следующие жанры:

Жанры классической музыки:

    танцевальные (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)

    симфонические (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)

    вокальные (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)

    инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)

    вокально-инструментальные (кантата, оратория и т.п.)

    музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

В музыке жанры подразделяются на вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Дети делятся на 3 группы.

1 – пишут вокальные жанры

2 – инструментальные жанры

3 – вокально-инструментальные жанры

Что такое Инструментальная музыка? Какие вы знаете инструментальные жанры?

Что такое вокальная музыка? Какие вы знаете вокальные жанры?

Какие вы знаете вокально-инструментальные жанры?

Работа в группах. Дети отвечают.

Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

Давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Вокальные жанры.

Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Народная песня.

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.

Формы народной песни

1. Эпические.

2. Исторические.

3. Революционные.

4. Рекрутские.

5. Обрядовые.

6. Трудовые.

7. Лирические.

8. Хороводные.

9. Игровые.

10. Плясовые.

11. Сатирические

Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.

Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.

Серенада – песня, обращенная к любимой.

Баркарола – песня лодочника.

Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.

Вокализ исполняется голосом без слов.

Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.

В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.

Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.

Делятся на 3 команды.

Посмотрите на список предметов на доске, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, цветок роза, перо с чернильницей, и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (показывает на веер) Что вы знаете об этом предмете? Отвечает 1 команда, дополняют их ответ остальные.

Дети делятся знаниями о веере.

По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

Учитель (показывает на свечу) А свеча – это символ чего? Отвечает 2 команда.

Дети отвечают.

Свеча – трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает её трепетное пламя. Свеча – источник вдохновения учёного, писателя и поэта.

Что скажет команда 3 о своём предмете? (шкатулка)

Дети отвечают.

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки. Шкатулка для украшений с музыкой - это изысканный и оригинальный подарок девушке со вкусом.

Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки каким-либо музыкальным инструментом?

Пишет на доске – гитара.

Что можете рассказать об этом инструменте?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара. Он может занять место на выставке.

Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента - гитары, фортепиано и других инструментов.

Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка.

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас - романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

В.Семернин

Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему? И что значит камерная музыка?

Ответы детей.

Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.

Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Инструментальные жанры.

Инструментальная музыка предназначена для исполнения отдельными инструментами, ансамблями, оркестрами. Симфоническая - музыка для исполнения симфоническим оркестром.

Вокально-инструментальные жанры.

Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.

Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).

По структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.

Оратория . Композиционно-развернутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится повествователь или чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра.

Сюита для хора . Это цикл, состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей. При этом каждая отдельная пьесы призвана оттенить или осветить различные грани стержневой идеи.

Музыкально-театральные жанры.

Опера – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Родилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков; в ходе эволюции были выработаны разнообразные оперные формы (ария, вокальные ансамбли, хоры, увертюра), а также жанры (серьезная опера, комическая, «опера спасения», лирическая опера и др.)

Важное место в ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет ведущую роль. Хор может быть как фоном, не связанным с основной сюжетной линией, так и рассказчиком сюжета. Его художественные возможности помогают раскрыть картины народной жизни, показать взаимоотношения героя и народных масс. Примером этого являются выдающиеся оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

Опера делится на акты и картины, сцены и номера. В начале ее, перед актами, бывает пролог, в конце - эпилог.

Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообразную комментирующую и обобщающую роль, доводя её до наивысшей точки напряжения.

Оперетта – один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Основу драматургии оперетты обычно составляют куплетная песня и танец. Как самостоятельный жанр сложилась в 1850-е годы во Франции. Оперетта носит легкий, развлекательный характер, поэтому ее еще называют музыкальной комедией.

Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография, а сюжеты часто берутся из известных произведений мировой драматургии. Утвердился в 1920- годы в США. Мюзикл – жанр, как правило, сложный в постановочном отношении, со специальными световыми и зрелищными эффектами.

Балет - вид сценического, музыкально-театрального искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец. В балетном спектакле сюжет, взаимоотношения выражаются посредством танца, движения, пантомимы.

В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет, который представляет группа танцоров, и оркестр. В основе балета лежит какое-либо литературное произведение, по которому пишется сценарий – либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые коррективы, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Затем композитор пишет музыку, постановщик-балетмейстер ставит танцы.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, а так же пантомима, посредством которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.

Значительной частью балетного спектакля являются костюмы и декорации. Они не только украшают его, но и помогают зрителю различать и узнавать в актерах героев представления.

В современном балете широко используются элементы гимнастики и акробатики. В виде танцевальных сцен он иногда является частью оперы.

Водевиль - вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре ), объединяемые в единый спектакль общей идеей.

Понятие жанра очень сложно, т.к. внутри одного и того же жанра есть несколько разновидностей.

Оперы, например, бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин жанр.

Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы.

За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера - это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом или симфонией.

Итог урока.

Какие есть музыкальные жанры?