Благодарное сердце. Прпп. Варсонофий и Иоанн

Относительно 17-ого стиха существует небольшое недоразумение. Некоторые люди думают, что Павел говорит нам, чтобы мы молились всё время. В другом переводе мы читаем: «Никогда не бросайте молитву» или «Не прекращайте молитв». Другими словами, не забрасывайте свою молитвенную жизнь. Поддерживайте молитвенную жизнь. Это не значит, что мы должны молиться каждым своим дыханием. Это невозможно.

Побуждение непрестанно молиться вставлено между советом «радоваться» и «благода­рить». Это хороший «бутерброд», не правда ли? Павел сказал: «Всегда радуйтесь. » Мы должны быть полны радости.

Затем Он сказал: «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. » «Но я просто не могу благодарить Бога за всё!» - может кто-то воскликнуть. Павел сказал, что можете. Он сказал, что такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Мы все хотим исполнять волю Божию. И мы можем, если у нас на всё правильный взгляд. Когда мы знаем и действуем по Слову Божию, мы действительно можем благодарить Его за всё. Я сам это делал, когда мои дела не ладились.

Когда я только начал Евангелизационное служение, мне часто приходилось заканчивать одно служение, а о том, что будет дальше, я ничего не знал.

У меня была жена и двое детей, которых нужно было содержать. Тогда, с нами также жила моя племянница, так что нужно было кормить и одевать пятерых. Когда я заканчивал служение и прятал в карман последнее пожертвование, часто этого не хватало даже на квартплату. У меня не хватало денег на еду. И перспектив на последующие служения не было никаких.

Однажды, когда так оно и было, я собрался ехать домой после окончания служения. Я ездил вечером, потому что шины на моей машине никуда не годились, и у меня было больше шансов доехать ночью, когда было прохладнее. (Днём дороги были горячими, и шины могли спуститься скорее. А у меня даже не было запасной шины.)

По дороге домой диавол всё время сидел у меня на плече и нашёптывал: «Что же ты будешь сейчас делать? Что же ты будешь сейчас делать?» У меня не было кондиционера, поэтому стёкла были опущены. Я слышал, как пели шины, и, казалось, что они подхватывали те слова и долбили меня: «Что же ты будешь сейчас делать? Что же ты будешь сейчас делать?» Это становилось всё громче и громче.

Но благодарение Богу, что когда у нас есть Слово, мы можем ходить во свете этого Слова.

Я сказал: «Я скажу тебе, что я сделаю, г-н диавол: я поступлю так, как говорит Слово Божие. В Библии сказано: "Всегда радуйтесь. " Я радуюсь 42 долларам, которые мне собрали. В Библии сказано: "За всё благодарите... "Я благодарю Бога за 42 доллара.



Возможно, мне нужно было 102 доллара, но я благодарю Бога за 42 доллара. Я радуюсь. Я благодарю.

«И ещё вот что я скажу тебе, г-н диавол. Я благодарю Бога за это испытание, потому что это очень хороший повод убедиться, что Бог и Библия истинны. Для меня это возможность верить Богу, и я благодарю Его за это. Так как ты спросил меня, что я буду делать, я скажу тебе, что именно я сделаю: и приеду домой, лягу спать и буду спать, как дитя. »

Я приехал домой примерно в два часа ночи, и жена спросила: «Как всё прошло?» Я знал, что она имела в виду, получил ли я достаточно денег, чтобы заплатить по счетам. «Всё прекрасно* - сказал я ей. «Нам ни о чём не надо беспокоиться. Я всё расскажу тебе утром. » Затем я лёг спать и заснул крепким и мирным сном.

На следующий день рано утром зазвонил телефон. Когда Орета передала мне трубку, я узнал голос пастора, о котором я слышал, но не был с ним знаком.

Он спросил: «Когда вы сможете начать проводить служение у нас? »

«Как только вы захотите» - ответил я.

«Как насчёт следующего воскресения? » - спросил он.

«Ждите меня» - сказал я, славя Бога в своём сердце за отвеченную молитву, за то, что он в очередной раз ответил на мои молитвы, как и в прошлом, потому что я доверился Ему.

Я подчинился Слову Божию и возрадовался перед лицом отчаяния. Если бы по дороге до­мой я роптал, то я не уверен, что всё случилось бы таким образом.

Текст наизусть: «За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Урок 47

Что говорил о молитве Павел (Часть 2)

Тексты из Библии: 1 Тимофею 2: 1, 2, 8; 4: 1-5

Центральная истина: Молитва, сопровождаемая послушной отдачей Богу, доходит до небес.

В посланиях Павла молодому служителю Тимофею, мы находим несколько инструкций относительно молитвы. В то время Тимофей был пастором Новозаветней церкви



Молитва за глав правительств

1 ТИМОФЕЮ 2: 1, 2

1 Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

2 За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.

Слишком часто в наших молитвах на первом плане мы сами. Фактически, мы так и не вы­бираемся дальше этого - мы молимся только за себя и за нашу личную жизнь и о своих нуждах.

Но вот Павел наставляет Тимофея: «... ПРЕЖДЕ ВСЕГО прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. » Затем, он уточняет: «За царей и за всех начальствующих... » (В те дни, людьми управляли цари. Это соответствует должности президента и других глав правительства в наше время.) Почему Павел сказал, что мы должны молиться за начальствующих? «... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. » Всё, что происходит с нашим народом, затрагивает и нас. Бог заботится о нас, и независимо от того, являются ли наши правители Христианами или нет, Бог ради нас что-то сделает. Обратим внимание, что здесь упоминается ходатайство. Когда Авраам ходатайствовал о Содоме и Гоморре, Бог сошёл и говорил с ним, прежде чем уничтожить эти нечестивые города. Авраам умолял Бога, чтобы Он не уничтожал их, если там будет десять праве­дников, и Бог сказал: «Не истреблю ради десяти» (Быт. 18: 32).

В нашей стране праведников больше, чем десять, поэтому нам не надо бояться, но нам нужно ходатайствовать о нашей стране и о главах правительства. Бог кое-что сделает только потому, что мы попросим Его.

Молиться с руками, протянутыми к небу

1 ТИМОФЕЮ 2: 8

8. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

Все согласятся с первой частью Павлова обращения к Тимофею - что на всяком месте люди должны молиться. Но обратите внимание, что Павел кое-что уточняет о молитве: «... воздевая чистые руки без гнева и сомнения».

Мы все не против, чтобы люди молились без сомнения. Иисус сказал: «... если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по слову его, - будет ему, что ни скажет» (Map. 11: 23). (Конечно, мы понимаем важность молитвы без гнева).

Если мы станем побуждать людей следовать двум третям Павлова наставления в этом стихе, то тогда мы должны подчиниться и третьему наставлению: «... воздевая чистые руки... »

Тем из нас, у кого деноминационное прошлое, может поначалу показаться трудным поднимать руки во время молитвы. Помню, как я впервые оказался рядом с теми, кто, молясь, поднимал руки. Для меня поднять руки и молиться было самым тяжёлым испытанием в моей жизни.

Кто-то может спросить: «Нужно ли это делать?» Нет, это не обязательно, но если вы слушаетесь того, что говорит одна часть стиха, почему бы не послушаться всего? Почему бы не молиться по Новозаветному?

Если Павел писал Церкви под вдохновлением Святого Духа, то я обязан слушаться. Если одна часть стиха вдохновлена Святым Духом, то тогда весь стих вдохновлён, и нам нужно обращать на него внимание.

Освящающая молитва

1 ТИМОФЕЯ 4: 1-5

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

2 Чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей,

3 Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если прини­мается с благодарением,

5 Потому что освящается словом Божиим и молитвою.

В этом отрывке Павел ссылается не на грешников и не на язычников. Он говорит о верующих, которые отошли от веры. В первом стихе сказано: «... отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовски».

Затем в третьем стихе он перечисляет некоторые из этих бесовских учений:

«Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу... » Большинство из нас встречались с такими людьми, которые стали жертвами таких заблуждений.

Но Павел, под вдохновением Святого Духа, так сказал о еде: «... бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. »

Диавол воспользуется любыми средствами, чтобы только увести людей от Бога.

Я знал одного служителя, который пылко служил Богу и добился замечательных результа­тов в достижении грешников. Он непреднамеренно мог привести к спасению больше людей, чем многие люди, которые поставили бы себе такую цель.

Но он заблудился в вопросе еды, и начал учить людей, что им надо есть, а что не надо. Он проповедывал Ветхозаветные принципы питания и всё своё время тратил на то, чтобы отрегулировать питание людей. Спасся ли кто-то, таким образом, я не знаю. Диавол подкопал его служение по достижению погибающих спасением.

Меня спрашивали: «Вы едите свинину?» Да, я ем свинину. Я освящаю её «словом Божиим и молитвою, » как этому учит Павел. Если хотите, едите скунса, «ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (ст. 4). Мы можем регулировать своё меню, как хотим, если только мы принимаем еду с благодарением и освящаем её молитвою. Тогда нам ничто не повредит. Ничто из того, что я ем, не вредит мне, потому что я освящаю это. Так много людей говорят мне, что они не могут есть то-то или то-то, потому что им это вредно. Это вовсе необязательно, если вы освящаете еду, как Павел и учит нас в этом отрывке из Писания.

Нам нужно быть осторожными с теми течениями в церковном мире, которые уклонились в этих вопросах, потому что Павел говорил, что они внимают «духам обольстителям и учениям бесовским».

Текст наизусть: « Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2: 8).

ДЕВИЗ УРОКА: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только... » (Иакова 1: 22).

Жизнь на Земле действительно сложна, но только, если человек живет без Бога!

Благодарность… Благодарность всему, что нас окружает… Благодарность всему, что с нами происходит… Благодарность Творцу…

Как этим пользоваться ?.. Скажу просто: «Хочешь чуда – Благодари!» Подтверждением тому фраза из Благодарственной молитвы: «Благодарю тебя Господи за то, что у меня есть и трижды за то, чего у меня нет!» Благодарность позволяет нам вырваться из оков обыденности.

Часто мне задают такой вопрос


Часто мне задают такой вопрос: «А за что мне быть благодарным?» Скажи, во сколько бы ты оценил свою жизнь? В 10 000 $, может в 1 000 000$, а может в 1 000 000 000 000 000$. Самое интересное, что твоя жизнь досталась тебе от Бога совершенно бесплатно. А как на счет твоего тела? Сколько стоят твои руки, ноги, голова? Во сколько бы ты оценил способность видеть, слышать, дышать, разговаривать, ходить? Сколько тебе не жалко за твоих родных, близких, друзей? Ну что, тебе все еще не за что быть благодарным?

Благодари за самые обыденные вещи

Благодари за самые обыденные , на первый взгляд, вещи и они будут преображаться! Иногда я физически ощущаю, как меняется пространство вокруг меня, когда я всем сердцем и каждой своей клеточкой испытываю чувство благодарности! Преображаются звуки вокруг меня, преображается свет вокруг меня, моя жизнь наполняется неземным светом радости и любви.

Нам ненужно ничего извне, т.к. мы и так уже Богаты. Прежде чем перейти к следующему абзацу, остановись на секунду и подумай, за что ты уже можешь быть благодарным. Поблагодари…

А теперь самый главный секрет . Будь благодарен за проблемы и сложности в твоей жизни, и они решатся сами собой. Помните в фильме «Вода» рассказывалось о монахе, которого заточили под стражу и кормили только куском черствого хлеба и гнилой водой, набранной из лужи. Но на удивление охранников, монах с каждым днем становился только крепче и вид его преображался.

Позже он рассказал, что каждый раз перед тем, как съесть то, что ему давали он благодарил Господа за муки и за то, что тот ему посылал. После чего вода становилась прозрачной, а хлеб мягким. Чудеса, неправда ли? Я бы и сам не поверил, если бы не доказательства моего собственного опыта.

Вот один из недавних примеров


Вот один из недавних примеров. Однажды, за несколько часов до отправления на работу в другой город у меня перестал включаться ноутбук. Компьютер просто выдавал совсем непонятную мне ошибку и все мои действия по её устранению не приносили никаких результатов. Т.к. ноутбук мне был очень нужен на работе, то постепенно меня начинали захлестывать негативные эмоции, начиная от раздражения, заканчивая злостью. Вдруг я сказал себе «Стоп» и задумался, может это проверка для меня на то, как я умею реагировать на непредвиденные ситуации.

И я поблагодарил Господа про себя за эту ситуацию и возможность потренировать свои навыки управления эмоциями. И спустя ровно 2 минуты мне позвонил мой друг, который хотел просто поинтересоваться как мои дела.

Я ему поведал о своей ситуации, на что он предложил мне одно решение, которое помогло восстановить работоспособность моего компьютера. Совпадение? Возможно. Но только они случаются очень часто, плавно переходя в категорию закономерность.

Почему это работает?


Почему это работает? П отому что еще в Библии Слова Христа: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и преумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ». Другими словами, когда мы благодарим, нам дается еще больше. А когда жалуемся и сетуем на жизнь, у нас отнимается и то, что имеем.

Так давайте же благодарить каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Давайте стремиться к тотальному состоянию благодарности. Жить благодарностью, а значит жить с Богом.

Рекорды благодарности


Я люблю благодарить утром и вечером. Ведь в этот момент голова ничем не занята, так почему бы не использовать это время с пользой. Иногда я успеваю произнести по 80 -100 благодарности за то, чего у меня нет, за природу, за жизнь, неудачи, за возможность иметь общение с людьми и радоваться жизни. Я называю это: «Рекорды благодарности». Только мне бы очень хотелось, когда Вы будете ставить свои рекорды благодарности, ставьте их сердцем!

P.S. Эту статью целиком и полностью я посвящаю своей Маме. Мамочка, я благодарю тебя за каждое твое слово, за каждый твой взгляд, за каждую секунду, которую мы бываем вместе! Спасибо тебе, за те семена, которые ты щедро сеяла и сеешь в мою голову!

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).

P.P.S. Друзья предлагаю запустить снежный ком благодарности в комментариях (facebook). Пошлите своё сообщение благодарности Господу! Поверьте, оно не останется незамеченным!

Спрашивает Елена
Отвечает Александра Ланц, 08.10.2010


Вопрос : "Что значит благодарить Бога за все? И за болезни и беды и за тяжелые утраты? Как правильно понимать эти слова?"
Доброго вам времени суток, Елена!

Вот тот стих, о котором вы спрашиваете:

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ().

Думаю, что этот стих полностью может понять только тот человек, который хоть раз в жизни реально испытал, что такое благость Бога (). Но давайте начнём с начала... С благодарности как таковой.

Много ли среди тех, кто называет себя христианами, людей, которые реально всем сердцем благодарят Бога за то добро, которое Он ежедневно совершает в их жизнях: за крышу над головой, за каждый кусок хлеба на столе, за силы жить, за радость расцветшего цветка, за способность видеть, слышать, работать?..

К сожалению, мы частенько даже не осознаём, что всё доброе, без исключения, - это то, что пришло от Бога. Да, работали мы, и в магазин за хлебом сходили тоже мы, и даже порезали его мы... но силы для работы, таланты, которые мы использовали, чтобы заработать хлеб – от Бога. Многие ли из нас благодарят Всевышнего за то, что не смотря на всё наше Ему сопротивление, на то, что мы всё ещё остаёмся грешащими или склонными ко греху существами, Он всё равно продолжает поддерживать в нас жизнь, позволяет нам прийти в этот мир с талантами? А ведь совершённый грех или зреющий в нас грех – это прямой отказ от власти Бога в нашей жизни! Но не смотря на эти постоянные отказы признать Его Тем, от Кого зависит наше дыхание, Он продолжает подавать нам это самое дыхание.

Впрочем, соглашусь с вами в том, что многие верующие всё-таки благодарят Бога за то доброе, что у них есть. Но не бывает ли так, что благодаря за хлеб на нашем столе, мы одновременно где-то в глубине своего сердца (даже, может, не признаваясь себе в этом) думаем, а мог бы на столе быть и ананас, и дорогая колбаса и вообще что-нибудь повкуснее? Или когда благодарим Бога за возможность купить какую-то обновку, одновременно сожалеем о том, что не можем приобрести две, три, четыре... таких обновки, и где-то в глубине своего сердца обижаемся на Бога, Который не даём нам больше, лучше, приятнее и пр.?

Это о благодарности вообще. Как видите, даже здесь нам с вами надо серьёзно задуматься над тем, действительно ли мы благодарны Богу, когда благодарим Его.

Ещё хуже обстоят дела с благодарностью за что-то плохое, что произошло или происходит в нашей жизни. В лучшем случае, мы просто молчим, а в худшем открыто обвиняем Вседержителя в несправедливом к нам отношении. Ведь мы, в общем-то, не такие уж и плохие, и даже служим Ему (в церковь ходим, ритуалы-посты соблюдаем, где надо поклонимся, где надо молитву прочитаем и т.д.), тогда почему у нас нет дворцов в разных странах мира, креветок на ужин и прекрасного здоровья? Или почему хотя бы нет спокойной жизни? Ведь мы зачастую много у Него не просим... хотя очень хотелось бы.

Как же можно благодарить за плохое? за болезни, беды, утраты... Не думаю, что смогу полностью открыть вам всю суть слов апостола, потому что на сто процентов уверена, что это невозможно понять, если сам не прошёл через процесс их понимания , когда твоё личное несчастье, твоя боль однажды вдруг стали дверью к настоящим Свету, Добру, Любви, когда неожиданно пришло осознание того, что если бы не это несчастье, не эта страшная потеря, ты никогда так и не задумался бы о существовании Бога, о том, почему в мире так много несправедливости, о смысле своей жизни... и никогда бы не получил шанс понять суть тех или иных спасительных истин Слова Божьего – Библии.

Да, Бог идёт на огромный риск быть отвергнутым, когда допускает в нашу жизнь то, за что мы сначала никак не можем благодарить Его, когда, вместо того, чтобы давать и давать нам благо, комфорт, богатство, вдруг начинает отнимать, словно намеренно расшатывая наше к Нему и без того малоустойчивое доверие. Но без этого мы никогда бы не поняли, что живём НЕ веруя ни в Него, ни в Его силу, что так и продолжаем жить по своим собственным правилам, отталкивая от себя Его направляющую ко Спасению от греха и смерти руку. Мы так бы и думали, что веруем, тогда как в нас не было никакой веры, кроме как вера в своего личного бога, который должен исполнять все наши желания, который должен принимать такое служение, которое мы даём ему, который должен служить нам не смотря ни на что .

И чего стоит вера, если она не способна пройти через испытания огнём, если там же в огне она и сгорает, как солома? Чего стоит вера, которая при первом же сильном ветре, рушится и отречётся от Бога и Спасителя? Разве не должны мы благодарить Бога за то, что Он допускает такие ветры и такой огонь в нашей жизни, чтобы мы, наконец, увидели, насколько слаба наша вера, насколько плохо мы знаем Бога, если во время испытаний не к Нему льнём, не за Него стоим, не на Него уповаем, а ищем помощи на стороне?

Когда апостол писал «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» , он обращался к людям, которые уверовали, которые начали считать себя христианами, и эта его фраза для многих из них должна была стать лакмусовой бумажкой для того, чтобы иметь возможность проверить – а в вере ли они, любят ли они Христа настолько, чтобы реально благодарить Его за всё – и хорошее, и плохое – или они прилепились к Богу только в поисках всё возрастающего комфорта. Тот, кто реально Христов, может сквозь плачь и боль своей плоти искренне сказать Богу: «мне больно, но я знаю, что через эту боль Ты дашь мне то, что я никогда не смог бы понять и принять по-другому, поэтому я благодарю Тебя». И никогда не ошибётся!

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Как часто наша духовная жизнь представляет собой непрестанный список просьб у Бога, пусть даже самого высокого порядка, но в каком-то смысле с потребительским отношением! Мы как бы пытаемся соделать Бога своим должником и не замечаем, сколько милостей нам Господь уже оказал и что это мы – в неоплатном долгу перед Ним.

Много писавший о молитвенном подвиге, среди различных видов умного делания выделяет именно : «Благодарение Богу составляет часть умного… делания и состоит в благодарении и славословии Бога за всё случающееся – и приятное, и скорбное» . Даже ниспосланная от Бога скорбь, поскольку имеет в виду какую-то духовную пользу человека, заслуживает благодарения.

Это делание заповедано Самим Господом через апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4: 2).

«Что значит благодарение? Это – славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на всё человечество и на каждого человека. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отвсюду окружают скорби, вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию» .

Как поясняет святитель Игнатий, Господь «заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу» . Это должно быть именно чувство, особое внутреннее расположение души, созидаемое деланием благодарения. Именно это чувство – безропотной благодарности Богу за всё – есть превосходное приготовление к молитве, потому что учит нас относиться к Богу подобающим образом. Чувство благодарения оживляет саму молитву. Святитель напоминает слова Писания: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 4–7).

равносильна неверию. Неблагодарный не видит путей спасения, на которые возводит Господь человека. Ему кажется, что всё происходящее с ним бессмысленно и случайно. Напротив, от благодарения и славословия Бога, особенно в скорбях и страданиях, рождается живая вера, а от живой веры – тихое, но могущественное терпение о Христе. Где же ощутится Христос, там и Его утешение .

Святитель объясняет, что истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию. Благодарение Бога из довольства собственной жизнью, как это узнаем мы из притчи о мытаре и фарисее, может означать глубокое душевное тщеславие, ослепление временным комфортом. Собственно, сами болезни, попускаемые нам Богом, правильно могут быть понесены только при благодарении за них Бога. И благодарение Господа – единственное оружие, способное победить любую скорбь, любую горечь. «Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою» .

«Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение».

Но как быть, если в душе нет подобных благодарных чувств, если душу сковывают холод и бесчувствие? «Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение» . Вот как святитель описывает подобное делание в «Аскетических опытах»: «Повторяемые слова “Слава Богу за всё” или “Да будет воля Божия” со всей удовлетворительностью действуют против очень сложной скорби. Странное дело! иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить: “Слава Богу”, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится» .

В одном из писем святитель Игнатий предлагает человеку, испытывающему сильные болезни и скорби, такой совет: «Пишу вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю вам духовный рецепт, которым советую вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности… Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующее: “Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем”… Начнете чувствовать, что успокоение входит в вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Фес. 5: 16)» .

Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище – благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния душу исполняет отрада, а вместо печали и огорчений – и утешение.

«Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его»

«Будем возделывать невидимый подвиг благодарения Богу. Подвиг этот напомянет нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога; подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание. Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его» .

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5, ст. 14-23.

14. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

15. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

16. Всегда радуйтесь.

17. Непрестанно молитесь.

18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

19. Духа не угашайте.

20. Пророчества не уничижайте.

21. Все испытывайте, хорошего держитесь.

22. Удерживайтесь от всякого рода зла.

23. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

(1 Фес. 5, 4-23)

Очень интересный и красивый отрывок, дорогие братья и сестры! Это практически самое окончание Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Мы с вами его практически полностью прочитали, но, как всегда в субботу, возвращаемся к тексту, прочитанному ранее. Этот отрывок был опущен специально, для того чтобы быть прочитанным сегодня. Здесь апостол Павел дает свои последние наставления. Если читать его на оригинальном греческом языке, он чрезвычайно поэтичен, даже в русском языке это немного заметно. Многие стихи очень краткие, занимают буквально одно предложение в повелительном наклонении, поэтому все глаголы, которыми заканчиваются эти предложения, тоже в некоторой степени рифмуются. В греческом языке тоже есть стихотворная форма, поэтому отрывок звучит поэтично и хорошо запоминается.

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Прекрасное короткое наставление. Действительно, тема радости имеет чрезвычайно важную роль в Новом Завете. Христос очень часто обращается к своим ученикам: «Радуйтесь!». Во-первых, это было формой приветствия. Греческое слово χαίρε и латинское salve в начале любого письма или во время встречи обозначали «Радуйся!». Практически во всех акафистах, которые мы читаем в храме или дома, тоже часто встречается «Радуйся» или «Радуйтесь», что идет с тех времен, когда этим словом приветствовали друг друга. Радость - один из плодов Духа Святого, поэтому призыв всегда радоваться имеет самую прочную христианскую почву.

Непрестанно молитесь. Некоторые полагают, что здесь речь идет о непрестанной Иисусовой молитве. Конечно, можно это место растолковать и так, но во времена апостола Павла, скорее всего, речь шла о регулярной молитве.

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Здесь имеет место не совсем точный перевод; более точным будет - «Во всем благодарите». Смысл, хотя и немного, но меняется. Можем ли мы постоянно от всего сердца благодарить за все? Смысл некоторых событий мы не понимаем, и подчас нам трудно сказать Богу «спасибо» за какие-то события и факты нашей жизни. Может быть, когда-то мы возрастем в вере, в Духе Святом, и нам станет понятен смысл каких-то событий, скорбей, трагедий в нашей жизни, тогда мы сможем за это тоже сказать «спасибо». Но если четко придерживаться смысла оригинала, то нужно понимать так: даже если происходят скорби, страдания, неудачи, то, несмотря на это, нужно продолжать благодарить Бога. Бог дает много радости, много прекрасных моментов в жизни, много благ. Каждый человек, какой бы он ни был несчастный, все равно может найти в своей жизни огромное количество поводов для радости. Мы знаем, что многие люди с какими-то проблемами, с ограниченными возможностями, часто бывают очень счастливыми, радостными. И наоборот, подчас люди здоровые, богатые, успешные любят поскорбеть, пострадать просто в силу того, что не могут поблагодарить Бога за все то, что у них есть. А стоит только научиться благодарить, даже несмотря на какие-то неприятности, сразу мир становится светлым, и человек становится счастливым и радостным.

Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. 21-й стих находится в прямой связи с 20-м. Пророчества не уничижайте, то есть не сводите на «нет» пророческий дар. Далее идет речь как раз о пророчествах: Все [пророчества] испытывайте, хорошего держитесь. То есть речь не идет о том, что надо испытать вообще все, что можно, пуститься во все тяжкие, а потом выбрать из всего этого что-то хорошее. Сказанное относится именно к пророчествам.

Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Это практически единственное место в Новом Завете, где так четко говорится о так называемой трихотомии. Есть учение о дихотомии (ди - это два) и о трихотомии, то есть о двухсоставности либо трехсоставности. Это уже антропологическая тонкая проблема того, как рассматривать человека: только как душу и тело (а дух это некая высшая часть души) или надо «разделить» человека на три части: дух, душу и тело. Апостол Павел дух, душу и тело обозначает отдельно.

На самом деле, смысл этих понятий очень менялся, и сложно понять, что в конкретных случаях имелось в виду, например, в тех же святоотеческих творениях. Напомню, что в библейской традиции слово «тело» обозначает человека в его целостности. Оно состоит из разных частей, но при этом оно одно целое. Душа - это жизнь. С точки зрения Библии определенную душу имеют все живые существа, включая животных. В Ветхом Завете была заповедь «не есть крови животных», потому что в крови заключена душа этих животных, то есть душа - это некая биологическая сила. Иногда душой называют человека в его субъективности - как некое мыслящее, воспринимающее существо. Дух - это что-то высшее, некий образ и подобие Божие, где есть возможность «поселиться» Духу Святому и руководить жизнью человека через пребывание в этой высшей составляющей человеческого существа. Это, конечно, некоторые условности, но если мы говорим про трехсоставность, то приблизительно это имеется в виду под телом, душой и духом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов