Тренинг коррекции межличностных отношений. Тренинг по развитию межличностных отношений и сплочению детского коллектива. Упражнение на общение «Расскажи о…»

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Тренинг развития

межличностных отношений в группе

Цель : предоставление участникам возможности знакомства друг с другом, общения и развития межличностных отношений в групповой деятельности.

Задачи:

Формирование умения слушать и давать обратную связь. Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи;

Отработка необходимых умений слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого;

Уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях;

Осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.

Упражнение № 1. «Поменяйтесь местами те, кто... ». Время: 5 мин.

Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

  • любит болтать по телефону;
  • кто любит красный цвет;
  • кто любит мороженое;
  • у кого есть дома собака (кошка);
  • кто любит ходить в кино.
  • кто любит петь;
  • кто любит танцевать;
  • кому сколько лет;
  • кто первый раз участвует в тренинге;
  • любит ли читать фэнтези;
  • Любит ли смотреть телесериалы;
  • Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

Упражнение № 2 «Видение других». Время: 10 мин.

Процедура проведения: Один участник садиться спиной друг к другу. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, причёски, обуви и тд. Количество участвующих – 2-3 человека.

Анализ: сложно ли вам было описывать человека, которого вам предложили?

Упражнение № 3 «Я хочу пригласить» Время: 10 мин.

Процедура проведения: Участников просят на раз-два-три-четыре, разделится на пары так, чтобы первые были с четвёртыми, а вторые с третьими. Затем ведущим раздаются листочки, в которых будет указана та или иная ситуация, в которой один из пары без помощи слов должен пригласить другого. Варианты: кино, ресторан, музей, свадьба, театр, каток, цирк, комната смеха с кривыми зеркалами, комната страха, тренажёрный зал, кругосветное путешествие, дельфинарий, пиццерия, игра в футбол, фотосесия, съёмки в фильме, участие в телепередаче «поле чудес», зоопарк, к декану, казино, концерт, вечеринка с друзьями, дискотека, бассейн, природа, день рождение, экскурсия, за покупками по магазинам.

Анализ: трудно ли было отгадывать куда вас приглашают?

Упражнение № 4 «Строим автомобиль» Время: 10 мин

Процедура проведения: Группа делиться на 2-3 команд по считалочке: умные – милые - красивые. Выбираются листочки с заданиями, согласно которым командам следует построить автомобиль, где каждой деталью, которого оказывается кто-либо из её участников. Примеры: скорая помощь, камаз, пожарная машина.

Анализ : понравилось ли вам это упражнение и с какими трудностями при выполнении столкнулись?

Упражнение № 5 «Встреча через 10 лет» Время: 10 мин

Процедура проведения: Членам группы предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации. Анализ : трудно ли вам было представить себя через 10 лет?

Упражнение № 6 « Индивидуальность » Время: 10 мин.

Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

Кто любит собак, должен пролаять;

Любящие кошек скажут «Мяу!»;

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

Кто хоть раз в жизни курил, должен крикнуть: «Я это одабриваю!»;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете;

Кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула.

Упражнение № 7 «Листки за спиной» Время: 10 мин

Процедура проведения: Членам группы предлагаются листки, которые прикрепляются к спине соседу справа. Затем даётся следующее задание: «сейчас вы должны будете встретиться с каждым членом своей группы, которые на ваших листочках, расположенных на спине, напишут свои впечатления о вас и пожелания». По времени завершения упражнения листочки зачитываются участниками «про себя» и оставляются на память.

Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

С каким настроением уходите с тренингового занятия?

Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

Чего вы узнали нового о своих товарищах?

Лариса Сидоркина
Тренинг по развитию межличностных отношений и сплочению детского коллектива

Цель : формировать коллективистскую направленность (интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, ответственности перед группой сверстников)

Задачи :

1. Создание доверительной обстановки и сплочение группы .

2. Формирование понятия «дружба» .

3. Материализовать свою неуверенность.

4. Развитие умений детей слышать и слушать друг друга.

6. Обучение детей осознавать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.

7. Способствование формированию навыков конструктивного общения;

Материалы : пронумерованные по количеству этапов воздушные шары с заданиями внутри, разрезные буквы для составления слова «ДРУЖБА» , картинки со сказочными героями выражающими различные настроения, наклейки-смайлы, веревки для фиксации ног при игре «сиамские близнецы» , цветик-семицветик для игры, конверты с надписями «радость» , «грусть» , «гнев» ; парашют для укрытия.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Минута встречи (Цель : создание дружественной обстановки).

Дети встают в круг.

Психолог : - Здравствуйте ребята! Я рада вас снова здесь видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга так, как мы всегда это делаем на наших занятиях :

Добрый день! Добрый день!

Солнце, свет, земля!

Очень рады видеть вас

Мои друзья и я!

Здравствуй друг! Здравствуй наш теплый и добрый круг!

Мы одна команда!

Давайте вспомним правила нашей команды :

Не ссорится

Всегда приходить на помощь друг другу в трудную минуту

Уважать друг друга

Быть внимательным друг к другу

Действовать вместе, сообща

Один говорит, другие слушают

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе

Правило поднятой руки

В группе все равны

Сегодня перед нашей командой стоит очень много трудных задач. Мы отправляемся в Форд Байяр – это крепость, которая со всех сторон окружена океаном. Там нас будут ждать различные испытания, пройти которые сможет только дружная и сплоченная команда . Вы готовы? За каждое успешно пройденное испытание вам будет вручаться буква. В конце всех испытаний их полученных букв нужно составить ключевое слово.

Упражнение «Океан» Цель : способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Чтобы добраться до места назначения нам нужно плыть по океану. Повернитесь направо и встаньте в затылок друг другу. Представьте, что мы плывем по океану (текст сопровождается поглаживанием спины соседа) . Дует легкий ветерок, волны едва заметны. Но вот подул сильный ветер и начался настоящий шторм. Ветер стих и океан вновь стал спокойным.

1 этап испытаний (нужно лопнуть шарик под цифрой 1, внутри которого находится задание)

Игра «Мир эмоций» . Цель : учить детей различать эмоциональные состояния по выражению лица.

Я приготовила для вас картинки, известных вам персонажей сказок. Давайте мы их разместим по конвертам радость, грусть, гнев.

Игра «Скажи наоборот»

Веселый – грустный

Печальный – радостный

Трусливый – смелый

Ленивый – трудолюбивый

Злой – добрый

Плакать – смеяться

Игра «Сороконожка»

Цель : научить детей взаимодействовать со сверстниками. Способствовать сплочению детского коллектива .

Сороконожка – это насекомое, у которого есть голова и сорок маленьких ножек, которые крепко держатся друг за друга, чтобы не разорвать цепочку (а лучше, если вы держитесь за талию) . Давайте встанем и изобразим сороконожку. Помните! Главная цель – не разорвать единую «цепь» . Наша сороконожка красивая, веселая, задорная, радостная, у нее необыкновенное настроение. Давайте покажем, как она ходит. Слушайте меня внимательно : сороконожка шла, шла, вытянули в сторону правую руку, а теперь сороконожка идет фыркая «фыр, фыр, фыр» . А теперь прыгает на одной ножке. А теперь решила поесть. Потом поспать. Молодцы, весело играли, я вижу, что смеяться и веселиться вы умеете и любите.

Упражнение «Чю-чюк-люм-бэ»

Время 3-5 минут.

Цель : снятие напряжения, вызвать положительный эмоциональный настрой, способствовать включению в совместную групповую деятельность,

Процедура проведения. Ведущий говорит «Чю-чюк-лю-мбэ» разной интонацией, темпом, громкостью. Группа же должна повторить его интонацию, темп, громкость произнеся в ответ «Ля- ляк-му-рфэ» .

Можно заменить отбиванием ритма в ладоши и повторением его группой.

(За успешно пройденный этап вручается буква)

Упражнение «Дождик» (дети хлопают по коленям во все убыстряющемся темпе) . Но что это происходит, почему небо потемнело, солнце пропало? Кажется, начинается дождик. Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще… Настоящий ливень! Быстрее делаем укрытие! (делаем купол из парашюта)

Игра «Передевалки» . Сейчас мы находимся в укрытии, поэтому должны сидеть тихо, чтобы нас нельзя было обнаружить. Всю информацию будем передавать с помощью мимики и пантомимики. Я буду говорить и показывать, что нужно передать друг другу. Начинаем!

Передай соседу «улыбалку» (дети по кругу передают друг другу «улыбалку» )

Передай соседу «удивлялку» , «смешилку» , «сердилку» , «грустилку» , «дразнилку» и т. д.

Какой передавалкой можно передать настроение радость? (дети показывают) .

(За успешно пройденный этап вручается буква)

Тух – тиби – дух

Цель : снятие негативных настроений и восстановление сил.

В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пре сердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать.

Игра «ПОЧТА»

Дети выбирают водящего и становятся полукругом. Игра начинается с переклички водящего с игроками.

Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Из страны Валяй–Форси!

– А что в этой стране делают?

Водящий может сказать, что здесь танцуют, поют, прыгают, смеются и т. д. Ведущий выбирает понравившегося игрока, и тот занимает его место.

Игра «Я хочу с тобой дружить»

Цель : формировать позитивные чувства по отношению к себе и окружающим .

Сейчас по очереди мы будем говорить друг другу приятные слова – комплименты. («Я хочу с тобой дружить потому что ты …» )

(Вам понравилось говорить друг другу приятные слова? Какие слова были наиболее приятными?

(За успешно пройденный этап вручается буква)

«Скульптор и глина» (с 6 лет)

Цель : тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину» . Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую : зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название, Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

(замечание : скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать)

Игра «Сиамские близнецы» (с 6 лет)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы :2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложить им обуться, походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать, собрать игрушки.

СОBET: Чтобы третья нога была «дружной» , ее можно скрепить веревочкой.

(За успешно пройденный этап вручается буква)

Упражнение «Цветок» Какое время года сейчас за окном? А что происходит весной в природе? (Тепло становится, птички поют, цветы пробиваются к солнышку) . А вы когда-нибудь видели, как пробиваются цветочки? Давайте с вами представим, что мы маленькие зернышки, которые лежат в земле и ждут, когда их согреют теплые лучики солнца : Лучиком волшебным трону я бутон (каждого касаюсь) И в ответ услышу мелодичный звон, Разбужу бутоны, расцветут цветы, Прикоснусь к тебе я - стань цветком и ты. Мы первые весенние цветы и тянем свои лепестки-ладошки к солнечным лучам. Наши бутоны согрелись под лучами солнца и распустились. Почувствуйте, как наполняются теплом ваши ладошки.) Закрылись бутончики : Море цветочное ветер колышет, Каждый цветочек нежностью дышит.

Еще раз к солнышку потянулись

Лучики взяли

К сердцу прижали,

Людям отдали,

И заулыбались.

Игра «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» (с 5 лет)

Цель : развитие чувства коллектива , умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание : "У тебя в руках Цветик-семицветик, какое желание ты загадаешь?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы. (В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание) (За успешно пройденный этап вручается буква)

Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- формирование умения говорить и думать о себе.

  1. Релаксация.
    1. Сесть удобно, расслабиться.

      1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
      2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
      3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
      4. Поулыбаться как можно шире.
      5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
  2. Знакомство.
    1. Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.

      Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

      Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.

      За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

      После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

      Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.

      Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.

      Нужно учиться запоминать полученную информацию проявляя внимания не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

  3. Нетрадиционное приветствие.

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

  1. Представление.
  2. Участники разбиваются по парам и в течение одной минуты, один рассказывает о себе другому то, что желает. Через одну минуту дети меняются ролями.

    Следующий период игры заранее не обговаривается. Он заключается в том, что один участник из пары встает за спиной своего нового друга, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем от имени этого ребенка все, что запомнил. Затем дети меняются ролями. По окончании упражнения происходит обмен мнениями.

  1. Найди пару.
  2. Оборудование: шарф.

    Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

  1. Тень.
  2. Оборудование: 2 шарфа.

    Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.

    Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

  1. Стыковка.
  2. Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг друга.

    Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

    Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

  1. Ранжирование по качествам.
  2. а) Участники молча строятся в шеренгу по:

    цвету глаз
    цвету волос
    росту (с закрытыми глазами)
    теплоте рук и т.д.

    Ведущему следует четко определять более яркие качества (слева, справа).

    б) Участник загадывает качества, говорит об этом психологу на ухо, а остальных выстраивает в зависимости от того качества и сам находит в себе место в этой шеренге. Остальные отгадывают это качество.

  1. Я - игрушка.
  2. Оборудование: игрушки.

    Участники выбирают понравившуюся игрушку, берут ее в руки, рассматривают и пытаются “перевоплотиться” в нее. Через одну минуту рассказывают об этой игрушки от первого лица, о ее чувствах, мыслях, радостях, огорчениях.

  1. Ассоциация.
  2. Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

    На какой цветок он похож?
    - На какой вкус?
    - На какую песню?
    - На какую книгу? И т.д.

    При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

    Обсуждение:

    Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

    Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

  1. Листок за спиной.
  2. Оборудование: альбомные листы, булавки, ручки, музыкальное сопровождение.

    Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит в контакте “глаза в глаза”.

    Возьмите большие листы. Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и те, с кем вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы писали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.

    По окончании все снимают большие листы, читают, что им написали.

    Потом делятся впечатлениями.

  1. Мусорное ведро.
  2. Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

    Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

    Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

  1. Релаксация. (Под музыку).
  2. “Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

    Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

    Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

    Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер”.

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2. Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

    Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

  1. Открытая свеча.
  2. Оборудование: свеча.

    Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.

Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- формирование умения говорить и думать о себе.

  1. Релаксация.
    1. Сесть удобно, расслабиться.

      1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
      2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
      3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
      4. Поулыбаться как можно шире.
      5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
  2. Знакомство.
    1. Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.

      Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

      Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.

      За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

      После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

      Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.

      Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.

      Нужно учиться запоминать полученную информацию проявляя внимания не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

  3. Нетрадиционное приветствие.

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

    1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
    2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
    3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
    4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
    5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

  1. Представление.
  2. Участники разбиваются по парам и в течение одной минуты, один рассказывает о себе другому то, что желает. Через одну минуту дети меняются ролями.

    Следующий период игры заранее не обговаривается. Он заключается в том, что один участник из пары встает за спиной своего нового друга, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем от имени этого ребенка все, что запомнил. Затем дети меняются ролями. По окончании упражнения происходит обмен мнениями.

  1. Найди пару.
  2. Оборудование: шарф.

    Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

  1. Тень.
  2. Оборудование: 2 шарфа.

    Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.

    Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

  1. Стыковка.
  2. Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг друга.

    Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

    Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

  1. Ранжирование по качествам.
  2. а) Участники молча строятся в шеренгу по:

    цвету глаз
    цвету волос
    росту (с закрытыми глазами)
    теплоте рук и т.д.

    Ведущему следует четко определять более яркие качества (слева, справа).

    б) Участник загадывает качества, говорит об этом психологу на ухо, а остальных выстраивает в зависимости от того качества и сам находит в себе место в этой шеренге. Остальные отгадывают это качество.

  1. Я - игрушка.
  2. Оборудование: игрушки.

    Участники выбирают понравившуюся игрушку, берут ее в руки, рассматривают и пытаются “перевоплотиться” в нее. Через одну минуту рассказывают об этой игрушки от первого лица, о ее чувствах, мыслях, радостях, огорчениях.

  1. Ассоциация.
  2. Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

    На какой цветок он похож?
    - На какой вкус?
    - На какую песню?
    - На какую книгу? И т.д.

    При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

    Обсуждение:

    Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

    Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

  1. Листок за спиной.
  2. Оборудование: альбомные листы, булавки, ручки, музыкальное сопровождение.

    Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит в контакте “глаза в глаза”.

    Возьмите большие листы. Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и те, с кем вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы писали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.

    По окончании все снимают большие листы, читают, что им написали.

    Потом делятся впечатлениями.

  1. Мусорное ведро.
  2. Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

    Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

    Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

  1. Релаксация. (Под музыку).
  2. “Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

    Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

    Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

    Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер”.

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2. Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

    Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

  1. Открытая свеча.
  2. Оборудование: свеча.

    Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.