Может ли христианин быть счастливым? Святые отцы о духовной радости Счастье в православном понимании

Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его?

Представление о счастье обычного цивилизованного человека не очень далеко ушло от Примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.

Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений - счастливы мы не будем. Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.

Интересно отметить, что слово "счастье" - "тихи ," очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете - ни разу. Это слово слишком произвольное, неточное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово "радость" - "хара ."

О радости говорит Христос: "Моя радость в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна," - указывая и на источник этой радости: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете е любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви " (Ин. 15:10-11).

Вот оно, разрешение векового вопроса. Вот оно. истинное счастье, истинная радость - в любви Божией, в пребывании с Ним.

Это совершенно ясно подтверждает и святой апостол Павел, говоря: "Царство Божие - не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 16:22).

" И радости этой никто не отнимет" (Ин. 16:22), никто и ничто: ни муки, ни лишения, ни изгнание, ни самая смерть.

Это хорошо знали и знают только люди, своей жизнью показывающие, что они разрешили вековечный вопрос человечества и нашедшие счастье, - христианские праведники, Божий угодники древних и новых времен.

Их пример является загадкой для прочих людей.

Почему эти люди так радостны? - вопрос, который задавали не только древние римские язычники о современных им христианах. Этот вопрос, в той или другой форме, звучит и ныне, из уст новых язычников, наших современников, в значительной своей части формально еще именующихся христианами.

Очень распространен ответ на этот вопрос, внушаемый нам различными сентиментально-романическими западноевропейскими представлениями, что-де древний мир ничего не знал о жизни за гробом, потому люди боялись смерти, а христиане принесли благую весть о том, что за гробом существует жизнь, что Христос всех искупил, всех простил, всем обещал воскресение, вечную жизнь и райское блаженство.

Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.

Дело в том, что Христос совсем не обещал райского блаженства. Очень часто из уст Христовых звучит страшное предостережение: "будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24:51), " идите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его " (Мф. 25:41), "пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46).

Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).

Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения - есть продукт позднейшего времени "мрачных безрадостных аскетов-иноков," а что в древние первохристианские времена царило "светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа."

Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.

Прочтите первохристианскую книгу "Пастырь" Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения -"безмерна есть блудноживущим мука" - напоена эта книга.

Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.

Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное "царство теней," ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже "Елисейские поля" - царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но "я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, " - говорит Сократ.

Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.

И тем не менее радостность христианская и была, и есть.

Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти. В чем же разгадка ее?

Конечно, в вере. Но не в такой вере, какою ее понимают протестанты. Не в формальной, безжизненной, лишенной подвига вере (ведь и "бесы веруют и трепещут"), а в вере животворной, действенной, которая хранится в чистом сердце и согревается благодатью Божией, в вере, горящей любовью к Богу и укрепляющей надежду на Него.

Правильно сказал один современный церковный писатель: "Мало верить в Бога, надо еще и верить Богу."

"Сами себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим." Вот это полное, доверчивое, сыновнее предание себя в руки Божий, оно-то и открывало и открывает двери истинной радости, истинного счастья.

Если христианин доверяет Богу, то он готов все принять от руки Его: рай или ад, муки или блаженство, ибо знает, что Бог бесконечно добр. Когда Он наказывает нас, то ради нашей же пользы. Он настолько любит нас, что и небо и землю перевернет, чтобы спасти нас. Он не предаст нас не для каких, хотя бы самых высших целей, а непременно спасет, если будет к тому хотя бы самая малейшая возможность.

"От гнева Божия можно бежать только к Божией милости" - учил блаженный Августин.

Верующему христианину не следует бояться смерти, как не боялись ее многие подвижники и мученики. И в такой безбоязненности не будет беспечности и небрежения к своему спасению, ибо страх Божий, который есть начало премудрости, освобождает его от животного страха.

При таком настроении радость и свет прочно водворяются в сердце христианина, мраку нет места: мир - необозримая вселенная, принадлежит моему Богу, ничего от самомалейшего до величайшего в этой вселенной не может совершиться без Его попущения, а Он любит меня безмерно. Еще здесь на земле, дает мне вступить в пределы Своего Царства - в Свою святую Церковь. Он никогда не изгонит меня из этого Царства, если только я не изменю Ему. Больше того, если я и паду. Он снова подымет меня, как только я опомнюсь и принесу слезу покаяния. Поэтому все дело моего спасения и спасения моих близких как и всех людей я вверяю в руки Божий.

Смерть не страшна: она побеждена Христом. Ад же и муки вечные уготованы лишь тем, кто сознательно и по собственной воле отвернулся от Бога, кто мрак греха предпочел свету Его любви.

Верующим же уготованы радость и вечное блаженство: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Да даст же всем нам Всемилостивый Господь стяжать полное доверие к Нему. Господи, обнови нас, молящихся Тебе!

«Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо — Самого Бога!».

  1. « Идущий… путем Христовым всегда радуется ивеселится оДухе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога иСпасителя нашего Иисуса Христа» .
  2. « Почему… радость нанебесах бывает больше огрешниках, приносящих покаяние, чем оправедниках, которые несогрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает утех, кои согрешили, топусть будет ирадость (им), когда они раскаиваются» .

Преподобный Ефрем Сирин

  1. « … Одни только те, которые полагают свою радость вГосподе, знают, как велика эта радость, инасколько она превосходит всякое сравнение» .
  2. « Если желаешь радости, неищи ниденег, нителесного здоровья, ниславы, нивласти, нивеселия, нироскошных трапез, нишелковых одежд, нимногоценных полей, ниблистательных домов иничего другого тому подобного, ноустремись клюбомудрию поБогу идержись добродетели; тогда ничто ниизнастоящего, ниизожидаемого несможет опечалить тебя» .
  3. « Радость… духовную иразумную производит нечто иное, как сознание добрых дел,— посему, кто имеет добрую совесть итакиеже дела, тот может постоянно праздновать» .
  4. « … Духовная радость честно иблагоприлично приводит душу вединение сБогом, наполняет сладостью также итех, кто находится стаким человеком всношениях» .
  5. « … Сильная радость часто сопровождается такимиже последствиями, какими ичрезмерная скорбь… ».
  6. «... Радость поБогу бывает продолжительна итверда, надежна ипостоянна, ненарушается никакими неожиданными обстоятельствами, ноеще более возвышается отсамых препятствий» .
  7. « Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они неуслаждаются никакими житейскими благами, аодним только Богом… » .
  8. « Веселиеже ирадость суть умножение скорби. Остерегайся думать орадости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда небудут иметь здравия души» .
  9. « Подобно тому как бесконечен Бог, так ирадость, которая исходит отБога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет иникогда неиссякает; нечестивыеже лишены такой радости» .

Святитель Иоанн Златоуст

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье - это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни - постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии - все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах - до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто - лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь;
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас.

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда - Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа - это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи - в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве - достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии - это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное - быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере - в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми - они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго - руки, у третьего - и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым - известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость - роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва - это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство - Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье — это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни — постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии — все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах — до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто — лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда — Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа — это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи — в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве — достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии — это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное — быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере — в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми — они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго — руки, у третьего — и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым — известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость — роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва — это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство — Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Если проанализировать все поздравления, которые мы получаем в День рождения и в другие праздники, то обычно они начинаются словами «счастья-здоровья…». Но какой смысл мы в них закладываем? Как понимает суть счастья православие? Разве только внешнее благополучие и деньги делают человека действительно счастливым?

От ветхозаветного благоденствия до надежд на Царство Небесное

По мирским меркам православие — очень странная религия. Ведь вместо синицы в руке она предлагает только журавля в небе. Никаких тебе обещаний счастливой и беззаботной жизни, рая на земле.

Даже в тексте Библии очень редко упоминается само слово «счастье».

Например, в Ветхом Завете оно встречается девять раз, и что интересно, пять из них относятся к книге Иова. Того самого Иова Многострадального, искушаемого сатаной, и в один миг потерявшего состояние, семью и здоровье.

Всего девять скупых упоминаний, хоть в Ветхом Завете и верили, что если человек исполняет заповеди, то Господь вознаградит его за это земным благоденствием.

Считалось, что Бог благословляет человека детьми, умножением состояния… Такое понимание частично сохранилось и у современных христиан, а в протестантской среде друг другу желают не счастья и здоровья, а говорят: «Пусть вас Бог благословит!».

Но, по правде говоря, Новый Завет совсем иначе оценивает суть счастья. В Евангелии это слово вообще ни разу не упоминается. Более того, воплотившийся Христос проповедует отнюдь не земное благобытие. Своим ученикам Он говорит: меня на земле гнали, значит, и вам придется пережить то же самое. Он не обещает им финансового благополучия, карьерного роста и социальных гарантий.

Почему? Да потому, что все это — земное, временное, тленное. А Он — Бессмертный Бог, Его Царство — на небе. Поэтому Христос обещает лишь одно — «претерпевший до конца спасется». То есть перенесший все испытания и скорби, но оставшийся верным Богу, попадет в Царство Небесное . Там его ждут вечные радости и веселие. Но никак не счет на миллион долларов, просторная квартира в центре города и продвижение по карьерной лестнице.

Хоть многие и понимают, что все это внешнее и временное, но часто поступают так, как Саломия, мать апостолов Иоанна и Иакова. Однажды она обратилась ко Христу с просьбой: посади моих сыновей по правую и левую руки в царстве Твоем. На что Спаситель ответил: не знаешь, чего просишь.

А знаем ли мы, что такое счастье, и чего мы на самом деле желаем нашим близким, друзьям, коллегам?

Не в деньгах…

Обычно счастье разделяют на две категории:

  • внешнее;
  • внутреннее.

Под внешним принято понимать все факторы извне, которые якобы делают нас счастливыми. Это деньги, дорогая одежда и украшения, квартиры и машины, заграничные курорты…

Обычно все это сводится к одному — к богатству. Ведь если человек имеет деньги, то может позволить себе многое: от образования в самых престижных университетах мира до устройства на хорошую должность, статуса в обществе и иллюзии счастливого человека.

Но суть счастья не в навязываемых иллюзиях. Да и приумножение финансового состояния не делает жизнь человека радужной и безоблачной.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что чем больше имеешь, тем больше хочется. Если у тебя миллион, то кажется, что когда появится еще один, то все будет прекрасно. Но потом захочется еще один, а тогда и миллиард…

Да и у каждого человека индивидуальные «аппетиты» на деньги. Сравните нищего и владельца крупного бизнеса. У первого нет ни крова, ни одежды, ни еды. Второй имеет все в излишестве.

Если нищему дать 10 тысяч долларов, то он весьма обрадуется — хватит не только на хлеб. Но для второго это будет всего лишь мелкая прибавка к состоянию.

Если не деньги, то что же такое счастье?

Счастье — в любимом деле и достижении целей?

Это комплексное внутреннее состояние, когда личность удовлетворена своей жизнью, каждый ее день проходит осознанно, у нее есть любимое дело.

Такой человек любит и любим, творит добро и вкладывает много энергии в любимое занятие. Достигнутые цели и полученный результат влияют и на внутреннее состояние человека, и частично на внешнее:

  • для учителя счастье, когда ученики приходят на уроки подготовленными;
  • для музыканта — собрать аншлаг или написать новый шедевр;
  • для спортсмена — установить рекорд;
  • для миллионера — приумножить состояние на очередной миллион;
  • для нищего — иметь вдоволь еды.

Христианство же ставит перед человеком более глобальную цель — спасение. Что это значит? Счастье в православии — это быть с Богом. Но об этом надо говорить постепенно и детально.

Христианское счастье: тоска по раю и желание спастись

В каждом человеке заложено стремление к счастью, и в этом нет ничего греховного.

Более того, можно смело сказать, что каждый из нас создан Богом для счастья. Вот только смысл этого понятия совсем не тождественен крупной сумме на банковском счету и внешнему благополучию.

Человек был создан для любви, достижения святости, жизни с Богом. Первые люди жили в Эдемском саду, познавали красоту Божьего мира и общались с Богом. Это было подлинное счастье. В Библии есть даже более удачное слово — блаженство.

Но все изменилось после злополучного грехопадения. С тех времен уже на протяжении тысячелетий человек скорбит за потерянным раем и пытается отыскать его в земной жизни.

Христианство дает ему надежду. Какую? Достигнуть святости и попасть в рай. Именно Царство Небесное обещал Христос Своим ученикам.

Можно долго фантазировать на тему того, какой будет жизнь в обещанном раю, но это не главное. Важно одно: для праведника, всем сердцем полюбившего Бога, пребывание на небе превратится в вечное блаженство. Никакой скорби, тоски, болезней, переживаний. Только всеобъемлющая радость и любовь.

Обычному человеку, обремененному суетой и грехами, это тяжело представить. Но многие святые на собственном опыте знали, к чему они стремятся.

Молитва — дверь к небесной радости

Праведники в молитвенном состоянии познавали вкус счастья в православии.

  • Апостол Павел в послании к коринфянам пишет, что в свое время был «восхищен до третьего неба» — то есть попал в рай и слышал ангельское пение.
  • Мария Египетская , искупившая грех блуда 47-летним подвигом в пустыне, молилась так горячо, что поднималась над землей.
  • Серафим Саровский достиг такой святости, что еще при жизни его посещала Пресвятая Богородица, а, по свидетельству современников, от него исходил божественный свет. Кроме того, преподобный был настолько «не от мира сего», что постоянно радовался и всех встречных приветствовал возгласом «Радость моя, Христос воскресе!».

Это лишь некоторые примеры. Многие святые, творящие непрестанную Иисусову молитву, говорят о неземной радости и утешении. Здоровы они или немощны, в благоденствии или скорби — они спокойно принимают все, что посылает Бог. Как пишет апостол Павел, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

Получается, что все эти добродетели неразрывно связаны: если человек постоянно помнит о Боге и все совершает с молитвой, то с благодарностью принимает все испытания. И даже если приходят скорби или болезни, он все равно благодарит Бога. Почему? Потому что Всевышний посылает человеку шанс измениться, смириться, помочь другому, преодолеть собственные гордость и самолюбие.

Блаженный — счастливый или сумасшедший?

Внутренняя радость и любовь — это и есть основа счастья в православии. В Новом Завете первые слова упоминаются очень часто. А евангелист Иоанн Богослов, которого еще называют «апостолом любви», призывает каждого: Радость ваша будет совершенна.

Также в Новом Завете часто используется слово «блаженство». В Нагорной проповеди Христос произносит девять заповедей блаженства — путей достижения святости. Блаженными он называет милостивых, кротких, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и претерпевших за правду Божью.

По христианским меркам такие люди действительно знают суть счастья и готовятся к райской жизни, а не к комфортной земной.

Но какие значения имеет слово «блаженный» в толковом словаре?

  1. Счастливый.
  2. Сумасшедший, не совсем нормальный, юродивый.

Эти толкования как раз и противопоставляют мирское и церковное понимание.

Если счастье в православии — это быть с Богом, в земной жизни переносить все скорби, смиряться, отказываться от земных благ, чтобы достичь совершенства и пребывания в раю, то в миру все совсем не так.

Надо искать себе место под солнцем, соответствовать статусу и быть даже лучше других — иметь много денег, красиво одеваться, жить в роскоши. Мол, один раз живем, надо попробовать все.

Но если бы это соответствовало действительности, так почему же зажиточные люди часто впадают в депрессию, чувствуют себя опустошенными и даже доходят до суицида?

Почему же многие пережившие клиническую смерть кардинально меняют собственную жизнь, отказываются от миллионов и миллиардов и помогают нуждающимся, как, например, австралийский бизнесмен Карл Рабедер ?

Потому что суть счастья — не в деньгах и временном благополучии. В этой жизни его можно достичь в молитве, помощи другим, постоянной самоотдаче. Чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

Также понятно, что земная жизнь настолько разноцветная, что постоянно держаться на белой полосе не удастся. Мы постоянно что-то теряем и приобретаем. Но будут ли важны наши переживания через определенное время, или тогда, когда времени и пространства уже не будет?

…Помню, как в студенческие годы одна девушка очень расстроилась, когда преподаватель музыки сказал, что у нее слабый голос. После занятия она выглядела очень грустной. Тогда подруга дала ей очень важный совет: а ты попробуй посмотреть на свои проблемы с расстояния вечности. Останется ли для тебя эта мелкая проблема важной через пять лет, десять, в старости? Будет ли она иметь хоть мало-мальское значение не во временной жизни, а в вечной? И что такое счастье конкретно для тебя?

О сути счастья рассказывает и эта видеопритча: